ГЛОССАРИЙ
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ (ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ) ТЕРАПИЯ - группа методов, основанных на положениях бихевиоризма, теориях научения, допускающих тот факт, что поведение человека в основном обусловлено историей и результатом его научения. Сторонники бихевиоризма полагают, что психика индивидуума представляет собой совокупность сложных, но отдельных реакций и основной причиной ее формирования является воздействие факторов окружающей среды. Изменения в цепочках«стимул-реакция» обусловливают изменение поведения человека, причем его поведение может быть оценено и объяснено только при рассмотрении объективных отношений между стимулом и ответной реакцией. Иными словами, поведение человека реактивно и им управляют внешние стимулы. На первом этапе развития бихевиоральной терапии ее основной теоретической базой была теория условных рефлексов Павлова, согласно которой формирование условных рефлексов происходит при наличии смежности (совпадения по времени индифферентного и безусловного раздражителей) и повторения. Угасание условных реакций в свою очередь происходит при отсутствии их подкрепления безусловным раздражителем, причем наиболее резистентными к угашению считаются следующие схемы подкрепления: с изменчивым временным интервалом, при котором подкрепление дается случайным образом, с вариабельным соотношением, при котором величина безусловного раздражителя - подкрепляющего стимула - меняется непредсказуемым образом. На втором этапе развития поведенческой психотерапии особую роль стали играть теории инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка и Скиннера, согласно которым формирование условных реакций происходит путем проб и ошибок, являясь результатом выбора (селекции) нужного стереотипа поведения с последующим его закреплением, подчиняющимся определенным законам. На третьем этапе развития бихевиоризма наметилось его сближение с положениями когнитивной психологии - возникновение теории социального научения Бандуры.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.
Г. п. сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г.п. уже в 60-е годы приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.
КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ - метод, сосредоточенный на работе с отрицательными когнитивными моделями пациента, на обсуждении рациональных оснований суждений человека и поисках способов проверки определенных суждений в реальной жизни. Основными этапами процесса когнитивной психотерапии являются: обоснование основного принципа терапии, подразумевающее подготовку пациента к когнитивной психотерапии; объяснение метода лечения; формулировка пациентом своей проблемы и описание тех шагов, которые он уже предпринимал для ее решения; идентификация негативных мыслей, требующая улавливания автоматических бессознательных мыслей с помощью вопросов и анализа различных записей в дневнике пациента; исследование ложных идей, т.е. удаление негативных мыслей на «дистанцию» и попытка объективного отношения к своей проблеме; когнитивное и поведенческое опровержение ложных идей. Стратегией редукции когнитивных нарушений при депрессии является следующая последовательность: идентификация когнитивных предубеждений пациента, прояснение отношений между когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющими пациента, эмоциональное дистанцирование от предубеждений, развитие позитивных и реалистических установок пациента по отношению к себе, замена неадаптивных паттернов мышления на более адаптивные, обучение находить позитивные моменты в негативно окрашенных ситуациях.
КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - современное направление психотерапии, объединяющее достижения бихевиоральной терапии и когнитивной психологии. Ведущими техниками когнитивно -бихевиоральной терапии являются: когнитивное реструктурирование, решение проблем и различные тренинги. Основным положением когнитивно-бихевиоральной терапии является положение о «двусторонней детерминированности поведения», согласно которому поведение пациента, с одной стороны, и его мысли и чувства - с другой оказывают друг на друга взаимное влияние. В данном варианте психотерапии «когнитивное рассматривается как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур». Когнитивно-бихевиоральная терапия исследует мировоззрение пациента с помощью недирективных рефлексивных приемов. В данном случае психотерапевт пытается смотреть на мир глазами пациента, не оспаривая и не интерпретируя мысли последнего. Основной задачей психотерапевта, работающего в русле когнитивно-бихевиоральной терапии, является оказание пациенту помощи в понимании того, как он строит и интерпретирует окружающую его реальность («конструктивистский ключ»). Особое значение в когнитивно-бихевиоральной терапии придается необходимости учета таких факторов, как трансфер и контртрансфер. Кроме того, Когнитивно-бихевиоральная терапия поддерживает интерактивное представление пациента о своем поведении.
ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX - первой трети XX в. П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ –это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем в принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (философия существования) - направление в иррационалистической философии, возникшее в начале XX века. Различают три формы экзистенциализма: экзистенциальная онтология Хайдеггера с основным вопросом о смысле бытия; экзистенциальное озарение Ясперса, которое отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на выяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношении к (божественной) трансценденции; экзистенциализм Сартра, который впервые ввел это название как термин, выражая в нем самостоятельную субъективистскую метафизику. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора, которая освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей и понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним. В центре экзистенциализма стоит человек реалистичный и враждебный какой-либо идеологии, у которого хватает собственных сил на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель — внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Философия экзистенциализма лежит в основе многих методов философско-гуманистического направления психотерапии.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - направление современного психоанализа, основанное на комбинации положений Фрейда и Хайдеггера и исследующее личность во всей полноте и уникальности ее существования - экзистенции. Как психотерапевтический метод экзистенциальный анализ призван помочь пациенту осознать себя свободным человеком, способным к самоопределению. Одной из целей экзистенциального анализа является излечение людей посредством преодоления запретов, предвзятых мнений и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ -конфликт, обусловленный столкновением пациента с такими кардинальными вопросами существования, как смерть, свобода, изоляция и смысл жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Выделяют 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает экзистенциальная психология: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения любви и одиночества; 4) проблемы смысла и бессмысленности существования.
ЭМПАТИЯ – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В первую очередь это - универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых: 1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; 2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований; 3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных; 4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр.
Сверх того: 5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы; 6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений; 7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ с применением невербальных сигналов (кивки, «угу», и другие формы «эмпатического покрякивания»). Этот навык, если он не применяется слишком активно, позволяет клиенту чувствовать включенность консультанта.
ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Это вербальный навык повторения своими словами содержания того, что говорит клиент и начинается обычно словами: «Если я Вас правильно понял, то Вы говорите о том, что…». Показывает клиенту, что Вы правильно понимаете его, а не просто киваете.
ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. Это вербализация тех чувств, о которых клиент прямо не говорит, но которые Вы можете в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений, а также исходя из особенностей его ситуации.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЧУВСТВА К СОДЕРЖАНИЮ. Это вербальный навык, объединяющий отражение чувства с перефразированием содержания. Помогает разделить проблему на части и уменьшить ощущение путаницы.
ПРОЯСНЕНИЕ. Это серия вербальных навыков, используемых для получения информации от клиента. «Я не уверен, что правильно Вас понял, не могли бы Вы подробнее рассказать об этих отношениях?» «Я хотела бы уточнить, что конкретно (что еще) беспокоит Вас в Вашей медлительности?»
ОТРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ. Вербализация консультантом своих актуальных эмоций. Помогает поддержанию контакта и способствует более свободному выражению чувств клиентом.
ВЫСПРАШИВАНИЕ. Консультант задает клиенту вопросы, явно стараясь разузнать что-то, но не объяснив ему своих целей.
ЗАМЕЧАНИЯ О ХОДЕ БЕСЕДЫ. В ходе разговора консультант вставляет высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора», «Мы несколько отвлеклись от темы», «Давайте вернемся к цели нашего разговора» и т.д.
ПОДДАКИВАНИЕ. Консультант сопровождает высказывания клиента оценочными реакциями типа: «Да-да», «Так-так…».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Вербальное (словесное) объяснение, способствующее когнитивному анализу переживаний клиента. Для данной техники у консультанта должно быть достаточно материала. Интерпретация может дать новый взгляд на проблему, расширяет видение ее причин и связей; преждевременное использование этой техники может вызвать недоумение и сопротивление клиента.
ЗАСЫПАНИЕ ВОПРОСАМИ. Консультант предлагает клиенту ответить или поразмыслить сразу над несколькими вопросами. Или перескакивает от одного вопроса к другому, имея в виду какую-то собственную логику работы над проблемой, неясную и непонятную клиенту.
НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА. Высказывания, принижающие личность клиента (например: «Глупости Вы говорите…», «Да Вы в этом вопросе, я вижу, ничего не понимаете…»)
ИГНОРИРОВАНИЕ. Консультант не принимает во внимание того, что говорит клиент, пренебрегает его высказываниями.
ЭГОЦЕНТРИЗМ. Консультант пытается понять только те проблемы клиента, которые волнуют его самого. Считает себя более компетентным в том, что важно для клиента, а что не важно.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ - это соглашение между клиентом и консультантом, единое понимание того, что будет происходить в результате их взаимодействия. Это четкое определение внутри- и межличностных проблем клиента, которые нуждаются в разрешении и действий, необходимых для их разрешения. Контрактом определяются права и ответственность обеих сторон. При желании клиент может составить его в письменной форме.
ПРИЛОЖЕНИЕ