Вопрос 4. Методические основы гендерочувствительного консультирования
Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребёнком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации он обучается исполнять ту или иную гендерную роль.
Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. В Большом толковом психологическом словаре записано: «Гендерная роль - это внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о степени принадлежности кого-то к мужскому или женскому полу. Обычно считается, что половая роль - это общественное выражение гендерной идентичности».
Люди в разной степени привержены традиционным половым ролям. Некоторые из них полностью соответствуют физиологическим нормам для соответствующего пола - полотипизированы (явно женственные женщины и явно мужественные мужчины). У них особенно сильна мотивация выдерживать своё поведение в рамках гендеро-ролевых стандартов. Такие люди с большей готовностью воспринимают и диктуют надлежащее поведение мужчинам и женщинам в данной культуре, интолерантны к «нарушителям» гендерных норм, чем и усугубляют их социально-психологические проблемы.
Проблемы половой и гендерной идентичности появляются в жизни человека по мере его взросления и расширения социализации.
Процесс социализации клиента можно анализировать по динамике освоения им гендерных ролей, при этом важно установить соответствие предписываемых гендерных ролей и его возраста. Часто проблему составляет приспособление индивидов мужского и женского пола к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам.
Совместно с клиентом можно исследовать особенности его социализации, ориентируясь на порядок освоения традиционных гендерных ролей.
Социализация мужчины и женщины
Очевидно, что социализация мужчины, по сравнению с социализацией женщины, носит более определённый, жёстко упорядоченный характер, тогда как любой вариант предпочтения женщины: невеста + супруга / работница / мать - в настоящее время является приемлемым для общества. Это означает, что у современной женщины есть выбор, однако прежде чем его сделать, девушке следует подумать: что будет после, а что - потом, когда она получит результаты своего выбора?..
Задача консультанта - помочь клиенту сделать свой выбор осознанно.
Освоение очередной гендерной роли может иметь огромное значение для изменения поведения и ТЖС клиента. В этих целях применяется метод коррекции поведения - имиджетерапия. Задача клиента - войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несёт не сам клиент, а его роль, которая задаёт новые шаблоны поведения, и он вынужден поступать, исходя из новой роли. В основе имиджетерапии лежит метод психодрамы Дж. Морено. Проигрывание ролей даёт не только психотерапевтический, но и развивающий эффект.
Решая проблему освоения новой гендерной роли, следует учесть, что сначала человек осваивает роль технически, причём чаще всего через механизм подражания; затем «включается» процесс принятия роли «для себя», поэтому роль должна нравиться клиенту и при этом поддерживаться на внешнем и внутреннем уровнях в самом процессе усвоения. Порой клиент (чаще - это женщина) стремится доказать, что она нечто большее, чем роль - тогда это признак внутреннего препятствия для её принятия; иногда «входит в роль» настолько, что полностью подчиняет себя ей - её образ жизни деформируется.
Гендерочувствительное консультирование также уместно в работе с конфликтующими супругами. Консультант может предложить им исследовать и сравнить их индивидуальные гендерные картины мира, а затем обсудить обнаруженные протививоречия.
Вопрос 5. Консультирование женщин в системе феминистской социальной работы
Некоторые модели консультирования учитывают теорию и практику феминизма, берут в расчёт феминистскую картину мира. Женская эмансипация становится неотъемлемым признаком психолого-социальной работы во всем мире, когда речь идет о бедности, насилии над женщинами и детьми или жестоком обращении с ними; о семейных конфликтах, изоляции пожилых людей, преступности, ВИЧ, СПИДе и проституции.
Феминистская картина мира отличается от патриархальной (традиционной):
- неприятием существования в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей;
- осуждением разделения сфер общественной жизни на мужские и женские;
- принятием такого идеала женщины, главными характеристиками которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни;
- взглядом, согласно которому высокую ценность для женщины имеют профессиональные достижения, карьера, стремление к самореализации;
- предпочтением таких семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других;
- взглядом на воспитание детей, согласно которому общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка, а также создавать условия для хорошей организации занятости детей вне дома;
- осуждением отношения к женщине как к объекту сексуальной эксплуатации;
- неприятием двойных стандартов общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни;
- убеждением в необходимости глубокого осознания женщинами своего положения и своего потенциала.
Феминистская социальная работа ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, а также психоаналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в т.ч. гендерного неравенства.
Кризисные центры для женщин, созданные в крупных городах России, накапливают опыт индивидуального и группового консультирования женщин-жертв домашнего насилия; разработанные и апробированные на их базах модели индивидуального и группового консультирования женщин могут с успехом применяться специалистами различных социальных служб. В практику социальных служб внедряются программы для женщин, направленные на осознание ими безусловной ценности жизни, ценности их собственной личности.
При решении задач по спасению женщин и обучению их навыкам самозащиты используются приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социально-психологических услуг.
Как правило, кризисные центры практикуют следующую технологическую схему:
1) непосредственный контакт с женщиной во время первичного приёма, расспрос, беседа с целью снятия у неё нервно-психического напряжения; регистрация обращения;
2) организация консультативной помощи - психотерапевтической, юридической, медицинской, социально-психологической (вид консультаций и их очерёдность зависит от причины обращения за помощью);
3) обеспечение психологического сопровождения процесса реабилитации женщины;
4) завершение работы со случаем и анализ результатов.
В целях поддержания здоровья женщин применяются технологии медико-психосоциальной реабилитации, консультативная и информационная помощь, содействие в планировании семьи, профилактика нежелательной беременности и подготовка к родам при желательной; психологическая помощь в разрешении семейных конфликтов, в частности, по линиям супружеских или родительско-детских отношений. В условиях стационарного учреждения женщина также получает возможность быть выслушанной и услышанной, встретиться с себе подобными, развить умение выражать свою позицию, освоить технологию защиты своих прав в учреждениях и организациях, а также в суде. Самое важное для неё - встретить здесь понимание и уважительное отношение к себе, обрести уверенность в своей способности постоять за себя, справиться с временными жизненными трудностями.
При решении задач поддержания эффективного социального функционирования женщин используются социально-реабилитационные технологии, включающие услуги социально-психологического характера, позволяющие женщинам преодолеть затруднения в освоении социальных ролей, - роли дочери, возлюбленной, жены, матери, невестки, свекрови, работницы и др.; применяются технологии планирования карьеры. Особое внимание уделяется маргинализированной категории женщин, т.е. психически и физически ослабленным женщинам, с аддиктивным поведением; со-зависимым. При технологизации деятельности с ними сочетаются групповая и индивидуальная формы работы.
При решении задач развития самосознания практикуются методы информирования женщин, обучения их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, например, технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Организуются женские клубы (клуб деловых женщин, клуб женщин-лидеров), краткосрочные курсы (самопознания, планирования карьеры, женского совершенства и т.п.) и циклы тренинговых занятий - тренинги ассертивности, личностного роста, креативности и другие.
В тех случаях, когда женщина делает запрос о помощи в разрешении межличностных проблем в отношениях с супругом, матерью, ребёнком или другими людьми, возможна и по их просьбе организуется работа с диадой.
Очевидно, что метод консультирования занимает в феминистской социальной работе далеко не последнее место.
Однако психологу-консультанту следует понимать, что если в 90-е гг. ХХ в. учёные выдвинули два лозунга: «Берегите женщин!» и «Берегите мужчин!», то в настоящее время психологи России говорят о кризисе женской идентичности (кризисе двойной идентичности женщин) и кризисе маскулинности (о псевдомаскулинности). Тенденция такова, что россиянки лидируют в семье, а женское сообщество России характеризуется рядом специфических особенностей: готовность к самопожертвованию и исполнению роли «серого кардинала»; отсутствие социально-психологической готовности к легальному лидирующему положению; страх прослыть «неженственной», быть причисленной к феминисткам; зависимость (от матери, от государства и т.д.) и «вынужденность» жить; противоречивость - отказ от достижения ценностей развития (от предприимчивости, успеха, творчества, карьеры), при наличии потребности в них; псевдомаскулинность, доминантность, властность в характере; псевдоматеринство; гендерная антисолидарность; перехватывание ответственности, установка на симбиотические (слитные), конфлуэнтные (без уважения личной территории и потребностей человека), триангулярные (смещённые) отношения; противоречивая или кризисная гендерная идентичность; противоречивая гендерная картина мира; стремление избежать внутриличностного конфликта и вины путём декларирования семейной идентичности; потенциальный субъект социальных изменений.
В этих условиях трудно определить гендерную стратегию социально-психологической работы с клиентами женского пола. Возможно, следует экстраполировать формулировку цели российского феминизма, данную социологом Т.А. Гурко, в систему социального обслуживания: «…не борьба с избытком мужского начала и его доминированием в культуре, а восстановление мужского через культивирование отчётливо женского…».
В таком случае в консультировании женщин уместны все методы, которые позволяют ей стать женщиной.
Многие проблемы клиентов женского пола сводятся к принятию женщинами своего тела как главного условия пребывания на земле и поло-ролевой идентификации. Консультант побуждает женщину кисследованию её индивидуальной концепции телесности и, при необходимости, осуществляет коррекцию неадекватных представлений и иррациональных установок. Тематика консультативных встреч может быть следующей: 1). Я женщина. Какая я как женщина? 2) Я и моё тело. 3). Жизненный путь моего тела во времени и пространстве. 4). Формы жестокого обращения с женским телом. 5). Болезни женского тела. 6). Старость женского тела. 7). Смерть моего тела. 8). Как я использую своё тело для решения задач повседневной жизни?