Вопрос 2. Техника IV (завершающего) этапа консультативной беседы

На завершающем этапе консультативной беседы необходимо осуществить

следующие процедуры:

а) подвести итоги беседы (это значит сделать краткое обобщение всего

происходящего за время приёма, чтобы клиент мог выстроить логику беседы и может быть с кем-то обсудить новые идеи) и, сделав паузу, убедиться, что клиент достиг ясности по обсуждённому вопросу;

б) обсудить вопросы, касающиеся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими нужными специалистами, руководствуясь следующими правилами:

- не следует настаивать на повторных встречах - главное, чтобы клиент знал, что у него есть такая возможность;

- стоит назвать клиенту свои регулярные дни и часы приёма или какие-то другие координаты, а также указать льготы для обращающихся повторно;

- следует иметь координаты психиатра, юриста, гинеколога, эндокринолога, чтобы при необходимости выполнить посредническую функцию;

- хорошо, если консультант чётко формулирует, какие именно задачи могут быть решены на последующих встречах и сколько таких встреч потребуется;

- лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи, удобный обеим сторонам;

- стоит обменяться телефонами;

- в конце встречи стоит давать домашние задания (что-то нарисовать, вспомнить и записать, сделать, подумать о…);

- клиента можно передавать своим коллегам.

в) попрощаться с клиентом.

Чтобы выполнить процедуру прощания с клиентом, нужно:

- по возможности проводить клиента до двери и сказать ему на прощание несколько тёплых слов;

- хорошо, если клиент и консультант к концу встречи обращаются друг к другу по имени;

- если клиент недоволен и возмущается, не следует вступать с ним в дебаты, однако можно предложить ему обсудить его недовольство;

- исключить случаи, когда консультант ещё прощается с одним клиентом, а другой в это время ждёт консультации у двери или входит в кабинет (человек надеется на доверительные отношения с профессионалом и воспринимает такую ситуацию как измену);

- спокойно и вежливо завершить беседу.

 

Идеальный результат психологического консультирования

(как цикла встреч):

- клиент видит, что происходит в его жизни;

- может сказать, что он чувствует;

- планирует использование собственных ресурсов для достижения своих собственных целей в соответствии со своими собственными ценностями.

Литература

1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

2. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании: Учеб. пос. - СПб.: Речь, 2012.

3. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.