Вопрос 5. Промежуточные техники

Эти техники иногда помогают консультанту установить более полный контакт, но иногда могут вызвать непонимание, замешательство и даже негативную реакцию. В каждом конкретном случае стоит осознавать степень их уместности.

- Поддакивание. Консультант сопровождает высказывания клиента оценочными реакциями типа: «Да-да», «Так-так…». В некоторых случаях это поощряет клиента говорить, в некоторых, наоборот, вызывает у клиента чувство раздражения и давления.

- Выспрашивание. Консультант задает клиенту вопросы, стараясь разузнать что-то, не объяснив ему своих целей. С одной стороны, консультант получает ответы на свои вопросы, с другой - клиент оказывается выключенным из логики данного этапа консультативной беседы.

- Интерпретация. Интерпретация - это вербальное (словесное) объяснение,

способствующее когнитивному анализу переживаний клиента. Для данной техники у консультанта должно быть достаточно материала. Тогда консультант может дать точную интерпретацию, отражающую сущность проблемы клиента. Недостаточно обоснованная интерпретация грозит возникновением или усилением сопротивления клиента вплоть до прерывания контакта.

 

Вопрос 6. Техники-ошибки консультанта

В список техник-ошибок консультанта включаются следующие:

- засыпание вопросами. Консультант предлагает клиенту ответить или поразмыслить сразу над несколькими вопросами, перескакивает от одного вопроса к другому, имея в виду какую-то собственную логику работы над проблемой, неясную и непонятную клиенту;

- негативная оценка. Высказывания, принижающие личность клиента (например: «Глупости Вы говорите…», «Да Вы в этом вопросе, я вижу, ничего не понимаете…»);

- игнорирование. Консультант не принимает во внимание того, что говорит клиент, пренебрегает его высказываниями;

- эгоцентризм. Консультант пытается понять только те проблемы клиента, которые волнуют его самого. Считает себя более компетентным в том, что важно для клиента, а что не важно.

Литература:

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Бадхен А.А. Мастерство психологического консультирования. - СПб.: Речь, 2010.

3. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: «МОДЭК», 2010.

 

Тема 9. Поэтапная структура консультативной беседы. Техники