Вопрос 2. Техники активного слушания

Техники активного слушания - это совокупность специальных приёмов, позволяющих эффективно использовать метод консультирования. Это также базовые навыки консультанта, помогающие установить контакт и сориентироваться в проблеме клиента в более короткие сроки. К ним относятся:

- активное слушание с применением невербальных сигналов (кивки, «угу», и другие формы «эмпатического покрякивания»). Этот навык, если он не применяется слишком активно, позволяет клиенту чувствовать включенность консультанта;

- перефразирование. Это вербальный навык повторения своими словами содержания того, о чем говорит клиент. В случае если клиент говорит мало (например, он находится в состоянии кризиса), перефразирование имеет форму эха. Консультант, присоединившись по темпу, повторяет последнее слово или фразу, сказанную клиентом (например, Клиент: «Мне очень плохо…» пауза… Консультант: «…плохо»). В случае если у клиента средний темп разговора, он немногословен, но и не говорит слишком много, консультант может перефразировать наиболее существенные блоки информации. В этом случае перефразирование обычно начинается словами: «Если я Вас правильно понял, то Вы говорите о том, что…». Если клиент говорит слишком много и пересказать все сказанное им невозможно, перефразирование имеет форму резюмирования. В любом случае стоит отметить, что в данной технике консультант работает только с материалом клиента, не искажая сказанного, но лишь отражает его слова, не высказывая собственного мнения;

- отражение чувств клиента. Это вербализация тех чувств, о которых клиент прямо не говорит, но которые консультант может в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений, а также исходя из особенностей его ситуации;

- присоединение чувств к содержанию. Это вербальный навык, объединяющий отражение чувства с перефразированием содержания. Помогает разделить проблему на части и уменьшить ощущение путаницы;

- прояснение. Это серия вербальных навыков, используемых для получения информации от клиента и раскрывающих содержание проблемного пространства. Тактика задавания вопросов в прояснении представлена ниже;

- отражение собственных чувств. Вербализация консультантом своих актуальных эмоций. Помогает поддержанию контакта и способствует более свободному выражению чувств клиентом.