Пример: техники решение-ориентированного психологического консультирования.

Поиск и активизация ресурсов клиента осуществляются с помощью вопросов:

- Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?

- Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?

- Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?

- Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?

Наиболее часто применяемые приемы:

1. «Опора на прогресс»: Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезала или значительно уменьшилась? Как Вы думаете, с чем это было связано? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема может разрешиться? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас, когда у Вас уже было все в порядке, и спросили бы: «Что Вам помогло?», то что бы Вы ответили? Что еще могло бы Вам помочь?

3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить людей, включенных в Вашу программу за помощь. Далее клиенту предлагается начать авансом реализовывать программу благодарностей.

4. «Проблема как решение»: Чему научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

5. «Новое позитивное название»: Придумайте какое-нибудь хорошее имя для Вашей проблемы, чтобы мы могли использовать его в беседе. Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает начать анализировать ее позитивные аспекты.

В настоящее время в консультативной практике применяются концепции, технологии и методы, разработанные в русле психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, интеракционизма, гештальт-психологии, экзистенциально-гумани-стического, социально-конструктивистского, телесно-ориентированного направ-лений, например, психодинамическая концепция в психоанализе и метод индивидуальной психологии А. Адлера, концепция и метод индивидуации К. Юнга, характерологический анализ и метод самоанализа К. Хорни, концепция, технология и методы психосинтеза Р. Ассаджиоли; концепция и методы трансактного анализа Э. Берна; гуманистическая концепция и клиентцентрированный метод К. Роджерса; концепция и конфликт-центрированный метод Н. Пезешкиана; концепция «кризисного вмешательства» и методы кризисной интервенции, концепция совладания и её методы, концепция и методы арт-терапии, трансгенерационная концепция и её методы, имиджелогическая концепция, технология и методы персонального имиджмейкинга, контактологическая концепция и методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова; коучинг, синтезирующий эти и другие технологии и методы; технология и методы акмеологического подхода и другие.

Консультирование - это беседа, т.е. процесс профессионального общения, которым управляет психолог, и который может быть технологизирован.