В консультативной психологии
Санкт-Петербургское государственное
АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Н.А. ЦВЕТКОВА
Учебно-методическОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Основы консультирования»
для направления подготовки 040400.62 - «Социальная работа»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Заочная форма 2-ой курс, 4-ый семестр
Разработчики:
Д.пс.н., профессор | Цветкова Н.А. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация …………………………………………………………………………...4
Методические указания для студентов ………………………………………….4
Раздел 1.
Консультативная психология
как отрасль прикладной психологии
Тема 1. Консультирование как самостоятельный метод
современной практической психологии……………………………………………6
Тема 2.Консультирование как разнообразные виды деятельности…………….21
Тема 3. Организационные условия, факторы эффективной коммуникации
с клиентом и обобщённая модель процесса консультирования…………………58
Тема 4. Типы запросов о помощи. Контакт и контракт в консультировании….65
Тема 5. Научно-теоретические основы консультирования……………………...69
Тема 6.Личность консультанта. Типы психологов-консультантов, виды
консультативного вмешательства и стили фасилитации…………………………78
Тема 7. Этико-деонтологические основы деятельности консультанта…………82
Вопросы для самоконтроля по разделу 1. ………………………………………...91
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………..92
Список литературы………………………………………………………………….93
Раздел 2.
Технологические основы
Деятельности психолога-консультанта
Тема 8. Понятие о технологии и техниках применительно к практике
консультирования…………………………………………………………………...94
Тема 9. Поэтапная структура консультативной беседы. Техники и приёмы I и II этапов……………………………………………………………………………….100
Тема 10. Техники и приёмы психокоррекционного взаимодействия с клиентами, применимые на III и завершающем (IV) этапе консультативной беседы……...105
Тема 11. Базовые принципы ведения консультативной беседы с клиентом.
Теория коммуникационных мод В. Сатир………………………………………..110
Тема 12. Методика психодиагностики в консультировании…………………...113
Тема 13. Моделирование технологий консультирования………………………120
Тема 14. Модели консультирования диад……………………………………….125
Вопросы для самоконтроля по разделу 2 ………………………………………..137
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………138
Список литературы………………………………………………………………...142
Раздел 3.
Отдельные подходы и направления
в консультативной психологии
Тема 15. Проблемно-ориентированный подход в консультировании…………143
Тема 16. Гендерочувствительное консультирование…………………………...146
Тема 17. Возрастно-психологическое консультирование………………………160
Тема 18. Коучинг…………………………………………………………………..166
Тема 19. Профориентационное консультирование……………………………...172
Тема 20. Организационное консультирование…………………………………..175
Тема 21. Телефонное консультирование………………………………………...186
Вопросы для самоконтроля по разделу 3………………………………………...197
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………197
Список литературы ………………………………………………………………..198
Глоссарий…………………………………………………………………………199
Приложение Этический кодекс психолога, принятый 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества…………………………………………………………………………………………202
Тест для оценки знаний по курсу (60 вопросов)…………………………………………206
I. Аннотация
В пособии в тезисном виде представлены основы консультативной психологии. Оно также содержит материалы для самоконтроля, материалы для самостоятельной работы студентов, словарь основных терминов, список основной и дополнительной литературы.
Пособие призвано облегчить:
1) освоение теории консультирования;
2) освоение технологических основ деятельности психолога-консультанта;
3) освоение методов и методик отдельных подходов и направлений, сформировавшихся в современной консультативной психологии;
4) освоение этики и деонтологии профессионального психологического консультирования индивидов, диад и групп.