И профессиональное искусство

Народное художественное творчество является наиболее близким к профессиональному искусству по организационным, эстетическим, жанрово-видовым характеристикам, выразительным средствам. Не случайно её нередко определяют как своеобразный второй поток или резерв профессиональною искусства,его ухудшенный вариант. За этим стоят не только понимание социальной важности художественной самодеятельности, но и реальное отсутствие принципиальных эстетических различий между ними.

Бурное развитие народного художественного творчества и художественной самодеятельности до конца 60-х годов, когда в Программе КПСС, принятой на XXII съезде (1962), было объявлено о том, что вместе с профессиональным искусством они участвуют в «формировании художественной сокровищницы социализма», привело к всплеску научных публикаций по проблеме отношений этихдвух ветвей художественной культуры.

Взаимоотношения народного художественного творчества и профессионального искусства в 20-е годы как бы наметили иную линию, ведущую свое начало от отношений дореволюционного любительского творчества, фольклора и профессионального искусства. Дореволюционное любительское творчество оставалось в рамках явления сугубо бытового, досугового занятия и весьма чётко дистанцинировалось от профессиональною искусства, остававшегося принадлежностью элиты.

Народное художественное творчество взяло на себя иную социальную миссию. Оно стало также базой формирования многих профессиональных коллективов, поставилаиные эстетическо-исполнительские задачи, развёртывалась как художественно-институционализированное явление. Таким образом, проблема взаимоотношений народного художественного творчества с профессиональным искусством была поставлена самой практикой художественной жизни, от трактовки и решения этой проблемы зависели выработка стратегии, оценка достижений или, наоборот, недостатков в самодеятельном творчестве.

Народное художественное творчество длительное время выполняло функции профессионального искусства, являлось для него, как правило, резервуаром, источником пополнения. Значительная часть выдающихся деятелей искусства была в своё время участниками художественной самодеятельности, а на базе ведущих самодеятельных хоров, оркестров, театров создавались профессиональные государственные (или муниципальные) коллективы.

Народное художественное творчество ориентируется на профессиональное искусство в организационных формах, методике, репертуаре, пользуется нередко его исполнителями, прошедшими специальную музыкальную подготовку, и в свою очередь отдаёт наиболее талантливых своих исполнителей впрофессиональное творчество. Но заимствования народного художественного творчества от профессионального искусства осуществляются в рамках его любительской природы, переосмысливаются с учетом возможностей, интересов, предпочтений участвующих. Оно остаётся формой любительского творчества с присущими именно ему свойствами.

Однако ориентация на профессионализм, постоянное стремление во что бы то ни стало дать художественную продукцию, пригодную для культурного обслуживания населения, повлекли за собой не только «соревновательность» самодеятельности с профессионалами по качеству этой продукции, но и внедрение в деятельность коллективов специальных форм обучения, напряжённого режима выступлений, отбора участников.

Сложившиеся десятилетиями по типу профессионального искусства жанры художественно-самодеятельной работы, которые усиленно культивировали клубные учреждения, не давали возможности решать её специфические задачи, связанные с удовлетворением запросов самих участников. Она была направлена на получение художественного результата, на концертные выступления, смотры, фестивали и т.д.

Если исходить из критериев профессиональною искусства или фольклорного творчества, народное творчество будет им в чём-то уступать, проигрывать. Но при этом нивелируются её сильные стороны, которые позволяли бы оценивать её высшим баллом, выявлять оригинальность, самобытность, неповторимость, весомый вклад в искусство, культуру, не повторяя и не копируя ни профессионального творчества, ни фольклора.

Ситуация с пониманием существа художественной самодеятельности еще более обострилась в конце 90-х годов. Причинами этого явилась, с одой стороны, то, что следуя моде на фольклор, традиционное изобразительное искусство, промыслы и ремёсла, художественную самодеятельность вообще как бы исключили из круга явлений народной культуры; с другой стороны, многие (если не большинство) любительские коллективы, особенно в городах, превратились но своему реальному статусу в профессиональные, но в силу сложившихся обстоятельств, а также привлекательности фольклора продолжают сохранять имидж любительского явления. Наконец, нельзя не отмстить, что художественная самодеятельность перестала быть единственной социально-организованной формой народного творчества. В эту когорту вошли и фольклорное (сценическое) творчество, и прикладное народное искусство. Упростившиеся же пути миграции мастеров художественного творчества (любителей в профессионалов) сделали картину бытования художественных любительских коллективов ещё более многоплановой и сложной.

Участие профессиональных коллективов в качестве представителей народного творчества имеет и другие отрицательные последствия. Прежде всего в том, что этот тип творчества в сознании обывателя идентифицируется с фольклором. В одной из программ российского телевидения «Звёзды фольклора» к таковым были отнесены Л.Зыкина, А.Стрельченко, хор М.Пятницкого, ряд народныхоркестров и т.д.

Развитие народного творчества ставит перед руководителями, связанными в определённом отношении с профессиональным искусством, важные в практическом отношении задачи, решение которых требует серьёзной теоретической подготовки, понимания механизмов и возможностей использования существующих традиций, опыта. Народное художественное творчество представляет широкие перспективы наследования как фольклорных традиций, так и профессионального искусства. Однако для этого требуется понимание его собственной эстетической природы, эстетического своеобразия (49).