Народное декоративно-прикладное творчество

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

 

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

 

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.

Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это — вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева.Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Абрамцево-кудринская резьба.

Декоративная ваза

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

 

 

 

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

 

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка — смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

 

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

 

 

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты.

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески.

Туесок.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Просечная береста

Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости.Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

return false">ссылка скрыта

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

 

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Резная кость.

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Резная кость.

Н. Килило.

Семья медведей

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

 

 

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Пос. Мстёра.

Вазочка-конфетница.

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика.Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

 

 

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

 

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вологодское кружево

Елецкое кружево

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

 

Мстёрская вышивка

 

Ивановская вышивка Крестетская вышивка