Русский фольклор и любительское (самодеятельное) художественное творчество в России в XIX-XX веках
Народная художественная культура независимо от её форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в самовыражении и развивается под её мощным воздействием. Личностная потребность, выступая как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов, в развитии различных форм творческой деятельности (49).
Народная художественная культура есть результат сложного соподчинения социально-культурных потребностей общества и индивида. Единство общественного и личностного составляет основу и движущую силу её развития. В характере взаимодействия этих начал - ключ к пониманию расцвета или упадка народной культуры в ту или иную эпоху, её достижений и слабостей, открытий и нереализованных потребностей.
Духовно-эстетические запросы выступают в форме личностной потребности человека, внутреннего индивидуально-субъективною желания в самовыражении, в расширении и обогащении поля и способа овладения действительностью, развитии художественных способностей. Эта потребность определяет один из основополагающих мотивов участия человека в художественном творчестве, который может быть обозначен как любительское начало в творчестве. Понятие «любительское» локализируется и совпадает с желанием индивида проявить себя в сфере непрофессиональной деятельности.
Любительское начало в творчестве подразумевает его осуществление под влиянием внутренней потребности. Она обуславливает расчёт личности на максимальное удовлетворение своих интересов.
Понятие «любительское» обозначает любимую деятельность, осуществляемую только под влиянием внутренней потребности. Любительская деятельность чаще всего связывается со сферой свободного времени, предоставляющего возможность «излить» душу в желаемом виде практики, которая предстаёт как творческая, интересная, привлекательная.
Любительское начало выступает как ведущая мотивационная сила или одна из традиционных черт, проявляющаяся на всех этапах развития народной культуры.
Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень любительского творчества, его жанровый состав.
Для дворянства начиная с конца XVII и до XIX в. это было бытовое музицирование на фортепиано, пение; для рабочих конца XIX - начала XX в. - организованные хоровые, инструментальные, драматические кружки.
Первоначально понятие «любительское» употреблялось прежде всего по отношению к творчеству дворянства и интеллигенции. Этому есть объяснение. Для них занятие творчеством не имело того сакрального, а затем социально-культурного смысла, которое оно играло в жизни крестьянства, а являлось формой престижною времяпрепровождения, красивого развлечения и стало ассоциироваться с легковесным несерьезным занятием. На первый план выдвинулся личностный интерес, принимающий эстетствующий оттенок.
Постепенное проникновение любительского творчества в среду рабочих, а от них в среду крестьян сопровождалось многочисленными заимствованиями от интеллигентского любительства, проявившимся в формах, содержании, жанровой структуре, репертуаре. Этому также есть объяснения. Первые любительские кружки рабочих создавались разночинцами, прогрессивно настроенной интеллигенцией, церковными служителями и потому выполняли вполне определённые «культурнические» функции. Несмотря на происходившие изменения в любительском творчестве - расширение его рядов за счёт трудящихся, демократизацию, рост исполнительской культуры, решение вполне определённых нравственно-эстетических задач, оно воспринималось как социально-ограниченное явление, связанное с заполнением свободного времени. Поэтому в начале XX века любительское творчество стало расцениваться как самодеятельное, то есть непрофессиональное. Эти два понятия «самодеятельное» и «любительское», существуя как бы в одном гнезде родовых понятий, стали нередко взаимозаменяться при определении непрофессионального художественного творчества. В зависимости от ситуации и предпочтений оно могло называться и любительским, и самодеятельным, а затем - уже во второй половине XX века - появилось наименование «массовое самодеятельное» или «любительское» творчество.
Границей, по которой эти определения разводились, стали социальные и классовые характеристики. Любительство было отнесено к дореволюционному творчеству; самодеятельность - к послереволюционному; массовым творчество стало называться впоследствии по мере развития советского общества.
Понятие «любительское» имеет свою информационную ёмкость, отличающуюся от понятия «самодеятельность». Понятия эти раскрывают разные стороны явления, а не конкретные формы творчества. Народное творчество, любительское и самодеятельное по своему характеру, основывается на непринуждённой, свободной, нерегламентируемой деятельности, которую стимулирует духовная потребность индивида. В силу же определённых причин, связанных с характером народного творчества, понятиями «любительское» и «самодеятельность» стали обозначать конкретные его формы. Отсюда - многочисленные разночтения в определении понятий.
За участие в творчестве люди «расплачиваются» свободным временем, норой неудобствами в организации личной жизни, материальными издержками. Их целевые установки могут быть весьма разными; и желание научиться исполнительским навыкам, и подготовиться для поступления в учебное заведение, и с пользой провести свободное время. Но в основе всех без исключения целей лежит личная потребность в творчестве.
В связи с этим нужно обратить внимание ещё на один весьма противоречивый момент в использовании понятий «самодеятельное» и «любительское». В одном случае под этими понятиями понимается определённый вид народного творчества, в другом - указывается на родовые, сущностные свойства этого творчества. В строгом смысле слова допускается не только тавтологичность, но явная неточность, ибо любительское одновременно является и самодеятельным, и наоборот. Названия «художественная самодеятельность» и «любительское творчество» не могут быть признаны бесспорными, так как не отражают достаточно полно сущности обозначаемых явлений.
В сложившейся практике этими понятиями чаще всего оперируют для обозначения различных форм народного художественного творчества. Говоря о любительском творчестве, о художественной самодеятельности мы тем самым указываем на вид творчества, а не на то, какая сторона, какое начало выдвигается в нём на первый план.
Тем не менее эти понятия несут определённый социальный оттенок в
характеристике творчества. Любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановость, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развёртывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях. ^
В последней четверти XX века наименования «любительское» и «самодеятельное» стали употребляться как равнозначные (49).