Народной художественной культуры
Стремление определить структуру народной художественной культуры имеет длительную историю. В основание структурирования закладывались разные и сходные принципы — по жанрам, видам (обрядовые — необрядовые), используемым материалам (глина, дерево, металл и т.п.) типам деятельности. Ученые пытались представить структуру художественной культуры с точки зрения морфологии видов (театральной, музыкальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляющих (49).
Специалисты, изучавшие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рассматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры. Структура народной художественной культуры включает в себя общие, частные и единичные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры.
Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно знать ее основные структурные элементы. Народная художественная культура не только существует в виде материальных и духовных образований или образцов (текстов) фольклора, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современные духовные процессы и жизнедеятельность человека.
В структуру народной культуры входят элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах и элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Структура народной культуры сложна и многогранна. Она включает: мировоззрение народа, его мифологию, народный быт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремёсла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания, творчество, народную медицину. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как народная культура.
Как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых можно выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания, свободомыслие, открытость, её воспитательный характер, способность к контактам с культурной других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, связь с трудовой деятельностью людей, сохранение элементов языческой и православной культуры, импровизационность, ироничное отношение к религиозным институтам, чувство юмора.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека (49).
Функция — это способность народной художественной культуры или ее части совершать определенные действия во временном (историческом) и духовном пространстве по отношению к другим явлениям, присутствующим в нем.
Наметились приоритетные подходы в трактовке функций народной культуры. Так, В.К. Гусев выделяет функции познавательные, ритуальные, этические, эстетические, нормативные, регулятивные, информативные, коммуникативные, воспитательные, организующие, этикетные и др. Однако представить общие, "сквозные" функции народной художественной культуры ему в полной мере не удалось. Очевидно, что функции народной культуры несводимы к функциям составляющих ее явлений.
П.Г. Богатырев выделял в народном искусстве такие функции как социальная, этическая, магическая, религиозная, обрядовая, церемониальная, эротическая, сатирическая; национальная и региональная; возрастная и социально-половая; профессиональная и сословная; праздничная и повседневная.
Можно привести разные "наборы" функций, которые при их сопоставлении дают широчайший спектр социально-ролевых начал, в том или ином, объеме выполняемых народной культурой. Но при этой множественности остаются возможности для уточнения или расширения круга функций.
Направленность и смысл функций народной художественной культуры менялись на всем протяжении ее истории в зависимости от того, какой социальный статус она занимала в общей структуре художественной культуры и какими чертами наделялась человеком, обществом, государством.
Народная культура — многофункциональная система. Главной функцией феномена народной культуры является человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Важнейшая — функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Народная культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме народной культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно народную культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Функция трансляции (передачи) социального опыта обеспечивает передачу этнокультурной информации в обществе — поток сведений, знаний, умений, традиций, переходящих от одного члена этноса к другому через годы и века. Вот что пишет об этом Ю.В. Бромлей: “В функционировании этноса чрезвычайно важная роль принадлежит общности культуры. Ее символические, знаковые компоненты, в первую очередь язык, обеспечиваютвзаимное понимание и взаимную информацию членов этноса, без чего невозможна была бы их эффективная совместная деятельность. Благодаря знаковым системам оказываются возможными накопление, хранение и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этноса».
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая) Она тесно связана с первой и в известном смысле вытекает из нее. Народная культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Регулятивная (нормативная) функция народной культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений народная культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция народной культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
В основе регулятивной функции лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытово-поведенческие и т.д.) и обычаи. Эти нормы и обычаи видоизменяются и заменяются новыми с каждой последующей исторической эпохой. Надолго приживаются лишь те, что соответствуют “духу” народа, его этнокультурным доминантам и коренным потребностям. Посредством социальных институтов, общественного мнения и культуры они регулируют не только общественную, но и частную жизнь, поведение и мотивации людей, их понятия о “зле” и “благе”, о “должном” и “предосудительном” и регулируют не только общественную, но и частную жизнь, поведение и мотивации людей, их понятия о “зле” и “благе”, о “должном” и “предосудительном” и т.д. Не будь этой функции культуры, не могло бы существовать общества, в виде которого живет каждый этнос, да и сам этнос не мог бы существовать сколько-нибудь длительное время: его члены утратили бы единство нравственных критериев и правил общежития, без которых любая социальная и духовно-культурная общность неминуемо распадается.
Семиотическая, или знаковая функция — важнейшая в системе народной культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, народная культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями народной культуры невозможно. Так, язык — средство общения людей, искусство слова — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра.
Семиотическая, или знаковая функция, с одной стороны, посредством вербальных и невербальных языков, соединяет представителей этноса в одно целое, а с другой — отделяет это целое от иных подобных объединений.
Ценностная, или аксиологическая (от гр. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние народной культуры. Народная культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки (49).
1.4. Основы теории народной художественной культуры: