Народной художественной культуры

Стремление определить структуру народной художественной культуры имеет длительную историю. В основание структурирования закладывались разные и сходные принципы — по жанрам, видам (обрядовые — необрядовые), используемым материалам (глина, дерево, металл и т.п.) типам деятельности. Ученые пытались представить структуру художественной культуры с точки зрения морфологии видов (театральной, музыкальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляющих (49).

Специалисты, изучавшие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рассматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры. Структура народной художественной культуры включает в себя общие, частные и единичные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры.

Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно знать ее основные структурные элементы. Народная художественная культура не только существует в виде материальных и духовных образований или образцов (текстов) фольклора, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современные духовные процессы и жизнедеятельность человека.

В структуру народной культуры входят элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах и элементы, ха­рактеризующие сам процесс культурной дея­тельности, различные его стороны и аспекты.

 

Структура народной культуры сложна и многогранна. Она включает: мировоззрение народа, его мифологию, народный быт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремёсла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания, творчество, народную медицину. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как народная культура.

 

Как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых можно выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания, свободомыслие, открытость, её воспитательный характер, способность к контактам с культурной других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, связь с трудовой деятельностью людей, сохранение элементов языческой и православной культуры, импровизационность, ироничное отношение к религиозным институтам, чувство юмора.

 

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека (49).

Функция — это способность народной художественной культуры или ее части совершать определенные действия во временном (историческом) и духовном пространстве по отношению к другим явлениям, присутствующим в нем.

Наметились приоритетные подходы в трактовке функций народной культуры. Так, В.К. Гусев выделяет функции познавательные, ритуальные, этические, эстетические, нормативные, регулятивные, информативные, коммуникативные, воспитательные, организующие, этикетные и др. Однако представить общие, "сквозные" функции народной художественной культуры ему в полной мере не удалось. Очевидно, что функции народной культуры несводимы к функциям составляющих ее явлений.

П.Г. Богатырев выделял в народном искусстве такие функции как социальная, этическая, магическая, религиозная, обрядовая, церемониальная, эротическая, сатирическая; национальная и региональная; возрастная и социально-половая; профессиональная и сословная; праздничная и повседневная.

Можно привести разные "наборы" функций, которые при их сопоставлении дают широчайший спектр социально-ролевых начал, в том или ином, объеме выполняемых народной культурой. Но при этой множественности остаются возможности для уточнения или расширения круга функций.

Направленность и смысл функций народной художественной культуры менялись на всем протяжении ее истории в зависимости от того, какой социальный статус она занимала в общей структуре художественной культуры и какими чертами наделялась человеком, обществом, государством.

Народная культура — многофункциональная система. Главной функцией феномена народной культуры является человекотворческая, или гуманисти­ческая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже выте­кают из нее.

Важнейшая — функция трансляции (передачи) социального опы­та. Ее нередко называют функцией исторической преемственно­сти, или информационной. Народная культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме народной культуры, общест­во не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не слу­чайно народную культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на по­терю социальной памяти со всеми выте­кающими отсюда последствиями.

Функция трансляции (передачи) социального опы­та обеспечивает передачу этнокультурной информации в обществе — поток сведений, знаний, умений, традиций, переходящих от одного члена этноса к другому через годы и века. Вот что пишет об этом Ю.В. Бромлей: “В функционировании этноса чрезвычайно важная роль принадлежит общности культуры. Ее символические, знаковые компоненты, в первую очередь язык, обеспечиваютвзаимное понимание и взаимную информацию членов этноса, без чего невозможна была бы их эффективная совместная деятельность. Благодаря знаковым системам оказываются возможными накопление, хранение и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этноса».

Другой ведущей функцией является познавательная (гносео­логическая) Она тесно связана с первой и в известном смысле вы­текает из нее. Народная культура, концентрирующая в себе лучший соци­альный опыт множества поколений людей, приобре­тает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем са­мым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция народной культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений народная культура так или иначе влияет на по­ведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция народной культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

В основе регулятивной функции лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытово-поведенческие и т.д.) и обычаи. Эти нормы и обычаи видоизменяются и заменяются новыми с каждой последующей исторической эпохой. Надолго приживаются лишь те, что соответствуют “духу” народа, его этнокультурным доминантам и коренным потребностям. Посредством социальных институтов, общественного мнения и культуры они регулируют не только общественную, но и частную жизнь, поведение и мотивации людей, их понятия о “зле” и “благе”, о “должном” и “предосудительном” и регулируют не только общественную, но и частную жизнь, поведение и мотивации людей, их понятия о “зле” и “благе”, о “должном” и “предосудительном” и т.д. Не будь этой функции культуры, не могло бы существовать общества, в виде которого живет каждый этнос, да и сам этнос не мог бы существовать сколько-нибудь длительное время: его члены утратили бы единство нравственных критериев и правил общежития, без которых любая социальная и духовно-культурная общность неминуемо распадается.

Семиотическая, или знаковая функция — важнейшая в системе народной культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, народная культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем ов­ладеть достижениями народной культуры невозможно. Так, язык — средство общения людей, искусство слова — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специ­фические языки нужны для познания особого мира музыки, живо­писи, театра.

Семиотическая, или знаковая функция, с одной стороны, посредством вербальных и невербальных языков, соединяет представителей этноса в одно целое, а с другой — отделяет это целое от иных подобных объединений.

Ценностная, или аксиологическая (от гр. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние народной культуры. Народная культура как система ценностей формирует у человека вполне оп­ределенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки (49).

 

1.4. Основы теории народной художественной культуры: