Руль высоты

1. Общие сведения

Самолет DA 42 оснащен обычной системой управления рулем высоты. Руль высоты установлен на стабилизаторе и обеспечивает продольное управление самолетом. Управление рулем высоты осуществляется при помощи двух ручек управления самолетом. Самолет DA 42 оснащен электрической и механической системами управления триммером руля высоты.

Отверстие под стопорный штифт  
Промежуточный рычаг  
Тяга-толкатель к промежуточ­ному рычагу  
Переменный ограничитель руля высоты  
Монтажная рама ручки управления  
Рычаг управления рулем высоты
Вал в сборе  
Левая ручка управления  
Носовой главный шпангоут

Рисунок 1: Схема установки элементов системы управления рулем высоты в кабине


2. Описание

На рабочем месте каждого пилота имеется ручка управления самолетом, прикрепленная к валу. На валу имеется рычаг, к которому крепится короткая тяга-толкатель. Короткая тяга присоединяется к промежуточному рычагу, установленному на носовом главном шпангоуте. К промежуточному рычагу крепится длинная тяга.

На длинной тяге установлены 3 направляющих подшипника. В шпангоуте крепления заднего багажного отсека, кольцевых шпангоутах 1 и 2 имеются направляющие, через которые проходит тяга. На каждой направляющей установлены 3 ролика.

Длинная тяга присоединяется к качалке в нижней части киля. Качалка соединяется с проходящей в киле вертикальной тягой. Вертикальная тяга присоединяется к кабанчику руля высоты. На вертикальной тяге установлены 2 уравновешивающие пружины, которые крепятся к приваренному к тяге кронштейну. Пружины облегчают возврат руля высоты в нейтральное положение.

Ограничитель отклонения вниз руля высоты при отклонении вниз представляет собой сухарь из стеклопластика, приклеенный к внутренней стороне верхней обшивки стабилизатора. При полном отклонении руля высоты вниз передняя часть кабанчика руля высоты отклоняется до упора вверх и упирается в ограничитель.

Ограничитель отклонения вверх руля высоты представляет собой болт с втулкой, установленный в монтажном кронштейне исполнительного механизма триммера и ориентированный в обратном направлении. При полном отклонении руля высоты вверх передняя часть кабанчика руля высоты отклоняется до упора вниз и упирается в ограничитель.

Самолет DA 42 оснащен электрическим исполнительным механизмом, который ограничивает отклонение руля высоты вверх до 13°, если рычаги управления обоими двигателями установлены в положение более 20% (приблизительно), а закрылки находятся в положении LDG (посадка). Эта величина на 2,5° (10 мм / 0,4 дюйма) меньше угла полного отклонения, равного 15,5°. Исполнительный механизм с линейной характеристикой работает в качестве переменного упора и управляется при помощи двух выключателей, расположенных в секторе газа, и одного переключателя управления закрылками. При уменьшении мощности до уровня менее 20% (приблизительно) возможность полного отклонения руля высоты восстанавливается. Переменный ограничитель руля высоты управляется только положением рычагов управления двигателями и положением закрылков. Его включение и выключение пилотом невозможно.

В случае неисправности ограничителя для привлечения внимания пилота на основном пилотажном индикаторе загорается предупредительный сигнализатор STICK LIMIT (отказ ограничителя ручки управления) янтарного цвета. Сигнализатор STICK LIMIT (отказ ограничителя ручки управления) загорается в том случае, если переменный ограничитель руля высоты не срабатывает при наличии соответствующих условий (двигатели включены) или продолжает ограничивать ход руля высоты при отсутствии условий срабатывания (двигатели выключены). Если один рычаг управления двигателем установлен в положение, превышающее указанное предельное значение, а второй РУД – в положение менее данного значения или в положение малого газа (ситуация, возможная при отказе двигателя или обучении), или если закрылки не находятся в посадочном положении, цепь питания сигнализатора обесточена.

Возможность регулирования ограничителей руля высоты отсутствует.

Тяга-толкатель руля высоты  
Кольцевой шпангоут 2  
Кольцевой шпангоут 2  
Шпангоут крепления багажного отсека  
Тяга-толкатель руля высоты от промежуточного рычага к качалке  
Промежуточный рычаг  
Отверстие под стопорный штифт  
Отверстие под стопорный штифт  
Качалка руля высоты  
Распорная втулка  
Втулка с буртиком  
Большая шайба  
Приводной рычаг руля высоты  

Рисунок 2: Расположение органов управления рулем высоты в хвостовой части фюзеляжа

3. Принцип работы

При отклонении ручки управления самолетом вперед происходит следующее:

- Поворачивается узел вала.

- Рычаг под валом толкает короткую тягу назад.

- Короткая тяга толкает длинную тягу назад.

- Длинная тяга толкает заднюю качалку назад.

- Качалка толкает вертикальную тягу вверх.

- Вертикальная тяга отклоняет переднюю часть кабанчика руля высоты вверх.

- Руль высоты отклоняется вниз.

При отклонении ручки управления самолетом назад происходит слеующее:

- Поворачивается узел вала.

- Короткая и длинная тяги движутся вперед.

- Качалка тянет вертикальную тягу вниз.

- Руль высоты отклоняется вверх.

 

Рычаг исполнительного механизма  
Кронштейн исполнительного механизма  
Миниатюрное реле питания TM  
Ограничитель ручки управления системы переменного ограничителя руля высоты  
Рабочий шток ограничителя  

Рисунок 3: Переменный ограничитель руля высоты