Вопрос 16: Развитие скульптуры во второй половине 19 века. (Г. Р. Залеман, С. И. Иванов, М. В. Харламов, Ф. Ф. Каменский)

Развитие скульптуры в период царствования Александра 1

Ампир в русской архитектуре в 1 половине 19 века (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси)

Творчество О.А. Кипренского, В. А. Тропинина

Творчество А. Г. Венецианова, И. К. Айвазовского

Романтизм в живописи 19 в. (проявление романтизма)

Академические и романтические черты в творчестве К. Брюллова. Развитие академизма в России в период правления Николая 1.

Роль критического реализма в культурной жизни России. Творчество В. Петрова

Русское искусство в период царствования Александра 2. Архитектура 2 половины 19 века. (В. А. Шретер, В. А. Гартман, А. Н. Померанцев)

Характеристика вокзальной и торговой архитектуры 2 половины 19 века.

Характеристика выставочной и музейной архитектуры 2 половины 19 века.

Характеристика театральной и административной архитектуры 2 пол. 19 века.

Характеристика церковной архитектуры и архитектура доходного дома 19 в.

Стиль эклектика в русском искусстве 19 в.

Византийский стиль в творчестве К. Тона. Неорусский стиль в архитектуре 19 века.

Историзм в Русском искусстве

Развитие скульптуры во второй половине 19 века. (Г. Р. Залеман, С. И. Иванов, М. В. Харламов, Ф. Ф. Каменский)

Влияние общества передвижников 2 половины 19 века

Историческая живопись передвижников.

Жанровая и пейзажная живопись передвижников

Батальный и бытовой жанр в творчестве передвижников

Реформирование академии художеств 19 в.

Творчество В. М. Васнецова, творчество В. В. Верещагина

Творчество Н. Н. Ге, Творчество И. Н. Крамского

Творчество В. И. Сурикова, Творчество И. Е. Репина

Творчество И. И. Шишкина, Творчество И. И. Левитана

Творческое направление «Мир искусства»: представители, черты, особенности

Творческие группировки начала 20 в.: «бубновый валет», «ослиный хвост»

Символизм в русском искусстве: «Голубая роза»

МУЖВЗ: Создание и реформирование 19-20 века

Синтез искусств в русской культуре 19 в.

Вопрос 16: Развитие скульптуры во второй половине 19 века. (Г. Р. Залеман, С. И. Иванов, М. В. Харламов, Ф. Ф. Каменский)

Развитие русской скульптуры второй половины XIX в., протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых в это время. В первую очередь к ним следует отнести памятник А.С. Пушкину в Москве (1880) Александра Михайловича Опекушина (1844 - 1923). Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, став неотъемлемой частью ее облика.

Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский (1843 - 1902). Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Петр I (1872), Иван Грозный (1875), Спиноза (1882), Ермак (1891) - и мифологические: Христос (1876), Мефистофель (1883) - олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла.

Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. русская архитектура. Развитие капиталистических отношений, рост городов требовали многоквартирных доходных домов, больших магазинов, вокзалов, фабрик. Большой размах строительства стимулировал применение новых материалов (стекла, железа), но ни нового стиля, ни новых традиций архитектура этого периода не выработала. На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику и новые практические требования нарядить в "старые костюмы", беря их то из классицизма, то из барокко или ренессанса. Делались попытки использовать и некоторые приемы древнерусского зодчества. Например, в здании Исторического музея в Москве (1875 - 1881) использованы формы русской архитектуры XIX в. (архитектор В.О. Шервуд).

Гуго Робертович Залеман (1859—1919) — талантливый русский скульптор, профессор Академии художеств, автор множества скульптурных работ.

Родился в С.- Петербурге с семье известного скульптора Роберта Карловича Залемана. В 1870 году поступил в знаменитую Немецкую школу Св. Петра, где окончил полный курс гимназии в 1877 году. В том же году поступил учеником в Академию художеств, где был награждён в 1883 малой золотой медалью за статую «Орест, преследуемый фуриями», а в 1884 — большой золотой медалью за барельеф «Битва титанов с олимпийцами». В следующем году отправился за границу на четыре года в качестве пенсионера Академии, посетил Дрезден и Мюнхен, работал же преимущественно во Флоренции и Риме и выполнил там барельеф «Харон перевозит тела умерших через Стикс». По возвращении в Санкт-Петербург обратил на себя всеобщее внимание прекрасной группой «Кимвры», показанной на академической выставке 1890.

Среди его учеников — скульптор Матвей Генрихович Манизер, живописец, график, художник театра, скульптор Александр Николаевич Самохвалов, скульптор Виктор Александрович Синайский, Игорь Всеволодович Крестовский, литовский скульптор Юозас Зикарас, а также известный в Латвии основоположник национальной монументальной скульптуры Карлис Зале, автор скульптурного обрамления Статуи Свободы в Риге.

Сергей Иванович Иванов (1828 — 1903) — русский скульптор.

Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под главным руководством Н. А. Рамазанова. В 1854 за статую «Мальчик в бане» (мраморный экземпляр — в Третьяковской галерее, в Москве), возведён в звание академика. После смерти Рамазанова (в 1863) занял его место преподавателя скульптуры в том же Московском училище.

Со своими произведениями на публичных выставках появлялся лишь изредка. Из его работ выделяются статуи «Неаполитанский рыбачек с раковиной», и «Апостол Андрей» (исполненная для Московского Исторического музея), группы «Материнская любовь», «Мальчик на лошади», «Поцелуй Иуды», «Тигр, впившийся в шею оленя» и «Львица с детенышами», эскиз статуи «Моисей, источающий воду из камня», проект памятника А. С. Пушкину, бюсты актёров Шумского, Живокини и Садовского и баснописца Крылова.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Фёдор Фёдорович Каменский (2 (21) августа 1836, Лесное, под Санкт-Петербургом, Россия — 26 августа 1913, Клеарвотер (Clearwater), Флорида, США) — русский скульптор. С 1873 года работал в США.

Каменский родился в семье генерал-майора, администратора Санкт-Петербургского лесного института. В 1852—1860 годах учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни. В академии получил золотую медаль за bas-relief «Сенат просит Цинциннатус остаться в Риме» и «Регулус возвращается в Карфаген». Сделал бюсты Тараса Шевченко и Фиделио (Фёдор) Бруни. Владимир Стасов хвалил работы Каменского так как он, по мнению Стасова, не идеализировал. В 1863 году академия послала Каменского учиться в Италию, где он пробыл до 1869 года.

return false">ссылка скрыта

В Италии он создал сентиментальные скульптуры типа Первые шаги, Молодой скульптор, Вдова и сын, монумент М.Глинке. За скульптуру Вдова он стал Академиком Императорской Академии художеств и вернулся в Санкт-Петербург.

Но уже в 1870 Каменский опять уехал во Флоренцию, а в 1873 эмигрировал в США. Там, в штате Флорида, он стал фермером, однако продолжал заниматься искусством. Среди известных плодов его деятельности: декорации для федерального здания в Канзасе, проект «римские фонтаны» в Нью-Йорке, скульптура Купидон для города Тампа во Флориде.

В 1893 году во время подготовки к всемирной выставке «World’s Columbian Exposition» в Чикаго он стал «Commissioner of Fine Arts for the Russian exposition». Он создал «огромные скульптуры из бетона для павильона», а также лично выбрал 130 картин и статуй из России которые были показаны во время выстовки [1]. Последние годы он работал над сложной скульптурой Мир (незакончена). Фёдор Каменский умер в Клеарвотер во Флориде 26 августа 1913 года.

Матвей Яковлевич Харламов, скульптор-монументалист
Матвей Яковлевич Харламов (27.11.1870-18.11.1930), – скульптор-монументалист, активно работавший при застройке Петербурга в начале века, а после революции 1917 года, в основном, посвятивший себя созданию монументов Ленину для разных городов страны. В годы Великой Отечественной войны мастерская скульптора была уничтожена, многие его произведения дошли до нас только в фотографиях. Однако до сих пор можно любоваться величественными и строгими формами аллегорических статуй, украшающих Российский Этнографический музей и дающих представление о масштабности дарования мастера. М.Я.Харламов сумел передать интерес и любовь к скульптуре своей дочери Марии Матвеевне Харламовой, 1917 г.р., члену Союза художников России. “Ещё в пути, в Маньчжурии было решено поставить в Петергофе памятник погибшим товарищам. Объявили сбор добровольных пожертвований среди офицеров, солдат, жителей Петергофа. В течение нескольких лет собирали деньги. С офицера причиталось по два рубля ежемесячно. Солдаты давали “по совести”. Это означало, что из полагавшегося им в месяц полтинника они выкраивали копейки. Деньги собирали несколько лет, пока 1 октября 1910 года не состоялась закладка монумента. Скульптурную часть памятника выполнил живший в Лигово известный монументалист Матвей Яковлевич Харламов. В проектировании принял участие петергофский архитектор Александр Константинович Миняев. Из нескольких эскизных предложений выбрали вариант с тремя фигурами. При лепке фигур скульптору позировали участники войны: знаменщик полка фельдфебель Блохин, капитан первой роты Иван Смирнов. Фамилия солдата, к сожалению, осталась неизвестной. Это был отличившийся в боях рядовой 1-й роты. Работа продвигалась успешно. Петергофское Дворцовое управление разрешило взять для памятника огромный камень-валун весом в 5 тысяч пудов, лежавший в Александринском парке за манежем Уланского полка. На Обуховском заводе было изготовлено специальное приспособление для перевозки и установки этого камня. Сохранились воспоминания Валентины Васильевны Морозовой, дочери офицера Каспийского полка, о перевозке этого камня к месту установки: “Переправить тяжелую глыбу к нужному месту было чрезвычайно трудно. Сначала в волокушу впрягли лошадей, но невозможно было добиться, чтобы лошади брали одновременно и тащили камень ровно. Решили тащить сами под ” Дубинушку”. Солдаты и офицеры впряглись в веревки и начали осторожно перекатывать валун по бревнам. Особенно тяжело было у железнодорожного переезда, где пришлось работать ночью, при свете походных фонарей, чтобы днем не задерживать движение поездов. Много народу собралось тогда посмотреть на это необычайное зрелище. Очевидцы вспоминали потом, что никогда в жизни им не приходилось слышать такой “Дубинушки”, как в этот раз”.