А) направленность на прочность, б) преднамеренность, в) осмысленность, г) сочетание образа и слова.

Например, еще в школе известен способ запоминания цветов в спектре с помощью "волшебной" фразы: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Воспроизведение – оживление образов, закрепленных в памяти.

Узнавание – процесс памяти, связанный с осознанием того, как данный объект воспринимался в прошлом.

Забывание– процесс "выпадения" того или иного материала из памяти.

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений (процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности).

Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций: а) анализ, б) синтез, в) сравнение, г) абстрагирование, д) обобщение.

Анализ– мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части, выделение из них отдельных признаков и свойств.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных и единичных признаков и сохранение в мышлении признаков существенных и общих для данной группы предметов и явлений.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам.

Таким образом, благодаря мышлению человек познает не только то, что непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что может быть воспринято (познано) лишь в результате анализа, синтеза и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы.

Любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи. Решение это происходит в 4 этапа: возникновение проблемы - построение гипотезы возможных решений - выбор гипотезы - осуществление решения.

Мышление подразделяется на: а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) словесно-логическое, г) теоретическое, д) оперативное.

Для различных видов деятельности и обеспечения безопасности требуются соответствующие виды мышления, но последовательность операций должна сохраняться.

Имажинитивные свойства (воображение) –процесс создания образов-представлений нового, т.е. того, что в прошлом данный человек не воспринимал, с чем не встречался. Непроизвольное (пассивное) воображениевозникает без всякого намерения со стороны человека (сновидение). Творческое воображение позволяет на основе имеющейся информации, хранящейся в памяти, и мышления самостоятельно создавать новые образы. Воссоздающее (репродуктивное) воображение возникает на основе описаний или изображений, выполненных другими. Обычно это чертеж, технологическая карта, инструкция или схема процесса. Существует множество профессий, в которых основное содержание - умение оперировать образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе информации о положении и движении воздушных судов, поступающей к нему по различным каналам, строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации, на основе которого принимаются решения, обеспечивающие безопасность. Кроме того, воздушная обстановка в той или иной мере отличается от графика. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются гарантом безопасности людей.

Коммуникативные свойства (общение) – способ активного взаимодействия между людьми.

Существуют три вида общения:

1 простейшее– обмен незначащей информацией;

2 – интерактивное– общение для совместных действий и получения необходимой информации;

3 перцептивное общение – общение через взаимное восприятие одного другим (рукопожатие, прикосновение, взгляд, жест).

Человека, адресующего информацию, называют коммуникатором; человека, воспринимающего информацию – рецепиентом.

Общение с помощью языка и письма называется вербальной коммуникацией. Общение с помощью мимики, жестов, интонации, слез, смеха и др. - невербальной коммуникацией.

В процессе общения человек выполняет определенные ролевые функции. Под ролью понимается образец поведения, ожидаемый окружающими. Соответствие поведения ожиданиям окружающих называется тактом. Несоответствие ожидания в процессе общения называется бестактностью.Конфликтная ситуация называется фрустрацией.

Психомоторные свойства.В разных видах труда действия имеют различный характер (физический, умственный). Для них характерны: целесообразность, адекватность текущего построения действия текущему состоянию объекта преобразования, опосредованность действия орудиями труда, полиэффекторность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц,общественная обусловленность действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми (или продуктами деятельности других людей).

Различают три основных параметра действий: силовой, пространственный, временной.

Индивидуально-типологические свойства.Основные характеристики нервных процессов: сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, лабильность, типы нервной системы - накладывают свой отпечаток на безопасность деятельности в любой области, хотя категоричность требований к этим свойствам для каждого вида деятельности различна.

Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении жизненного пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно и то же типологическое свойство может быть как положительным, так и отрицательным, с точки зрения безопасности. Слабость нервных процессов (слабый тип нервной системы) определяет высокую чувствительность, большую скорость переключения, высокую реакцию на внешние проявления, но низкий предел работоспособности при однообразной деятельности. Инертность нервных процессов (сильный тип нервной системы) проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности, в прочности временных связей, способности к монотонному труду. Таким образом, различные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные типы совершенства нервной деятельности, а как разные способы уравновешивания организма со средой. Это важнейшее положение, сформулированное

Б.М. Тепловым, направлено на выявление именно тех свойств, благодаря которым люди с противоположными типологическими свойствами достигают равной безопасности и успешности в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя такси, работающего в условиях быстро меняющейся обстановки, где требуется высокая реакция, наиболее желателен слабый тип нервной системы, а для водителя транспорта на междугородных перевозках, где труд на трассе монотонен и требуется высокая временная стабильность, более приемлем сильный тип нервной системы.

Обусловленная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к осуществлению данного вида деятельности, получила название индивидуального стиля деятельности. С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим способом использует свои природные преимущества.

Если какого-то уровня безопасности можно добиться благодаря индивидуальному стилю при самых различных типологических свойствах индивидуума, то нередко более высокий уровень достижений становится возможным лишь при определенном специфическом симптомокомплексе свойств личности. Например, в области деятельности, где часто возникают экстремальные ситуации, предъявляющие повышенные требования к эмоциональной устойчивости (профессии, связанные с авиацией, ракетной техникой, работы, связанные с чрезвычайными ситуациями).

Сенсорные и перцептивные свойства (чувствительность).В любой деятельности находят применение практически все виды анализаторов - от зрительного и слухового до вкусового и обонятельного. Но было бы неверно подходить к индивиду как к случайному набору различных видов чувствительности, игнорируя структурный характер его сенсорной организации. Эта организация, называемая в психологии сенсетивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов уровней чувствительности у одного и того же человека, сенсетивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая является защитной в различных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражителей.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. У подвижного типа - большая скорость ощущений, у тормозного типа - более точная дифференцировка. У возбудимого типаобостренная чувствительность, у тормозного- инертная. При воздействии раздражителей на рецепторы эмоциональная реактивность большая - у слабого типа; наименьшая - у инертного.

Вследствие стабильности рассмотренной характеристики (sensitiving) для профессий, предъявляющих повышенные требования к безопасности, рекомендуется производить профессиональный отбор.

Наименьшей устойчивостью обладает уровень чувствительности анализаторов: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области речевого слуха и одновременная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформулированной в процессе жизненного опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобладание того или иного вида представлений в образном мышлении, памяти. Повышение эффективности решения сенсорных задач в этом случае достигается в процессе специальных тренировок - профессионального обучения. Такое получение сенсорных умений и навыков позволяет увеличить защищенность человека. Например, существование сложных перцептивных навыков - "технического слуха" для выявления неисправностей в различных механических устройствах - доказывает возможность их использования для предотвращения аварийных ситуаций и повышения безопасности технических систем.