Конструктивная схема и порядок работы драги.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ

РОССЫПНЫХ И МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Н. Клочков

 

Горные машины и оборудование

Для разработки россыпных месторождений

Часть 4

Драги и землесосные снаряды

Учебное пособие для студентов специальности 09.05

“Открытые горные работы”

 

 

МОСКВА

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение ………………………………………………………….
13. Многочерпаковые драги ………………………………………..
13.1. Конструктивная схема и порядок работы драги …………….
13.2. Понтон драги …………………………………………………..
13.2.1. Конструкция понтона драги ………………………………..
13.2.2. Основные эксплуатационные характеристики понтона ….
13.2.3. Устойчивость драги …………………………………………
13.3. Суперструктура драги ………………………………………...
13.4. Конструкция свай драги ………………………………………
13.5. Черпающее устройство драги ………………………………...
13.6. Металлопромывочная дражная бочка ……………………….
13.7. Главный транспортер драги …………………………………..
14. Землесосные снаряды …………………………………………...
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Введение

Многочерпаковые драги применяются для разработки преимущественно обводненных континентальных и прибрежно-морских россыпей, представленных породами любой крепости и состава – от самых слабых до наиболее тяжелых наносных отложений. Исключение составляют весьма валунистые, крепко сцементированные породы и вязкие глины.

Значительно реже при разработке россыпей применяют земснаряды. Их основное назначение – добыча строительных материалов (песка и гравия).

Многочерпаковые драги.

Современные драги – это относительно сложные и дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности технологических процессов (добыча, обогащение, отвалообразование).

Наиболее рационально многочерпаковые драги применять для разработки водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.

Конструктивная схема и порядок работы драги.

Драга представляет собой плавучий агрегат, производящий выемку горной массы, обогащение и укладку пустых пород в отвал (рис.13.1.).

Рис. 13.1. Конструктивная схема многочерпаковой драги

1 – черпаковая цепь; 2 – нижний черпаковый барабан; 3 – черпаковая рама;

4 – верхний черпаковый барабан; 5 – завалочный люк; 6 – дражная бочка;

7 – стакер; 8 – понтон; 9 – передняя мачта; 10 – свая; 11 – поддерживающий барабан; 12 – поперечные шлюзы; 13 – галечный лоток;

14 – эфельная колода; 15 – носовая лебедка; 16, 17 – носовые канаты;

18 – якорь; 19 – надстройка.

Черпаковая цепь 1, приводимая в движение ведущим верхним черпаковым барабаном (ВЧБ) 4, производит забор песков в забое и подъем их к горизонту разгрузки. При переходе черпаков через ВЧБ пески разгружаются и поступают через завалочный люк 5 во вращающуюся металлопромывочную дражную бочку 6. Часть песков, просыпающихся при разгрузке черпаков, поступает в подчерпаковый уловитель.

Во время прохождения песков через дражную бочку они классифицируются по крупности. Крупный материал по галечному лотку 13 поступает на стакер 7 и удаляется в галечный отвал. Мелкий материал через перфорированные стенки бочки поступает на поперечные шлюзы 12 и затем по эфельным колодам 14 удаляется в эфельный отвал.

Во время работы драга опирается на опущенную сваю 10, служащую осью ее вращения. Вторая свая поднята в крайнее верхнее положение. При этом черпаковая рама 3 с движущейся по ней черпаковой цепью 1 перемещается от одного борта разреза к другому с помощью носовых лебедок 15.

Все оборудование драги монтируется на понтоне 8.

Исполнительным органом драги является бесконечная цепь, состоящая из соединенных друг с другом черпаков. По емкости черпаков (Е) драги подразделяются на малолитражные (Е< 100 л), средние (Е= 150 – 210 л) и мощные (Е= 250 – 380 л).

Мощные и средние многочерпаковые драги широко используются для разработки долинных россыпных месторождений при наличии достаточного количества воды для затопления разреза на необходимую глубину и сравнительно больших разведанных запасов. Для разработки участков месторождений с ограниченными запасами применяются малолитражные драги.

Таблица 13.1.

Техническая характеристика многочерпаковых драг

Показатели Модели драг
ИЗТМ-150 ИЗТМ-210 ИЗТМ-250 ОМ-431
Емкость черпаков, л
Число черпаков в черпаковой цепи, шт.        
Число черпаков, разгружающихся в минуту, шт.     9,3     11,0     12,0     30,0
Наибольшая высота надводного борта разреза, м     1,5     2,0     3,5     4,0
Длина черпаковой рамы, м   23,5   30,2   31,7   58,0
Размеры понтона, м:  
длина 32,5 40,4 42,8 62,0
ширина 15,4 18,2 18,2 24,0
осадка 1,7 2,0 2,1 2,4
фриборт 0,7 1,0 0,9 1,1
Длина главного транспортера, м 30,3 30,4 34,0 70,0
Длина сваи, м 18,3 18,3 26,0
Масса драги, т
Завод изготовитель Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) Пермский машиностроительный завод