Конструктивная схема и порядок работы драги.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ
РОССЫПНЫХ И МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Клочков
Горные машины и оборудование
Для разработки россыпных месторождений
Часть 4
Драги и землесосные снаряды
Учебное пособие для студентов специальности 09.05
“Открытые горные работы”
МОСКВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………. | ||
13. Многочерпаковые драги ……………………………………….. | ||
13.1. Конструктивная схема и порядок работы драги ……………. | ||
13.2. Понтон драги ………………………………………………….. | ||
13.2.1. Конструкция понтона драги ……………………………….. | ||
13.2.2. Основные эксплуатационные характеристики понтона …. | ||
13.2.3. Устойчивость драги ………………………………………… | ||
13.3. Суперструктура драги ………………………………………... | ||
13.4. Конструкция свай драги ……………………………………… | ||
13.5. Черпающее устройство драги ………………………………... | ||
13.6. Металлопромывочная дражная бочка ………………………. | ||
13.7. Главный транспортер драги ………………………………….. | ||
14. Землесосные снаряды …………………………………………... | ||
Введение
Многочерпаковые драги применяются для разработки преимущественно обводненных континентальных и прибрежно-морских россыпей, представленных породами любой крепости и состава – от самых слабых до наиболее тяжелых наносных отложений. Исключение составляют весьма валунистые, крепко сцементированные породы и вязкие глины.
Значительно реже при разработке россыпей применяют земснаряды. Их основное назначение – добыча строительных материалов (песка и гравия).
Многочерпаковые драги.
Современные драги – это относительно сложные и дорогостоящие комплексы с высокой степенью механизации и поточности технологических процессов (добыча, обогащение, отвалообразование).
Наиболее рационально многочерпаковые драги применять для разработки водоносных пойменных и больших ключевых россыпей с небольшим уклоном.
Конструктивная схема и порядок работы драги.
Драга представляет собой плавучий агрегат, производящий выемку горной массы, обогащение и укладку пустых пород в отвал (рис.13.1.).
Рис. 13.1. Конструктивная схема многочерпаковой драги
1 – черпаковая цепь; 2 – нижний черпаковый барабан; 3 – черпаковая рама;
4 – верхний черпаковый барабан; 5 – завалочный люк; 6 – дражная бочка;
7 – стакер; 8 – понтон; 9 – передняя мачта; 10 – свая; 11 – поддерживающий барабан; 12 – поперечные шлюзы; 13 – галечный лоток;
14 – эфельная колода; 15 – носовая лебедка; 16, 17 – носовые канаты;
18 – якорь; 19 – надстройка.
Черпаковая цепь 1, приводимая в движение ведущим верхним черпаковым барабаном (ВЧБ) 4, производит забор песков в забое и подъем их к горизонту разгрузки. При переходе черпаков через ВЧБ пески разгружаются и поступают через завалочный люк 5 во вращающуюся металлопромывочную дражную бочку 6. Часть песков, просыпающихся при разгрузке черпаков, поступает в подчерпаковый уловитель.
Во время прохождения песков через дражную бочку они классифицируются по крупности. Крупный материал по галечному лотку 13 поступает на стакер 7 и удаляется в галечный отвал. Мелкий материал через перфорированные стенки бочки поступает на поперечные шлюзы 12 и затем по эфельным колодам 14 удаляется в эфельный отвал.
Во время работы драга опирается на опущенную сваю 10, служащую осью ее вращения. Вторая свая поднята в крайнее верхнее положение. При этом черпаковая рама 3 с движущейся по ней черпаковой цепью 1 перемещается от одного борта разреза к другому с помощью носовых лебедок 15.
Все оборудование драги монтируется на понтоне 8.
Исполнительным органом драги является бесконечная цепь, состоящая из соединенных друг с другом черпаков. По емкости черпаков (Е) драги подразделяются на малолитражные (Е< 100 л), средние (Е= 150 – 210 л) и мощные (Е= 250 – 380 л).
Мощные и средние многочерпаковые драги широко используются для разработки долинных россыпных месторождений при наличии достаточного количества воды для затопления разреза на необходимую глубину и сравнительно больших разведанных запасов. Для разработки участков месторождений с ограниченными запасами применяются малолитражные драги.
Таблица 13.1.
Техническая характеристика многочерпаковых драг
Показатели | Модели драг | |||
ИЗТМ-150 | ИЗТМ-210 | ИЗТМ-250 | ОМ-431 | |
Емкость черпаков, л | ||||
Число черпаков в черпаковой цепи, шт. | ||||
Число черпаков, разгружающихся в минуту, шт. | 9,3 | 11,0 | 12,0 | 30,0 |
Наибольшая высота надводного борта разреза, м | 1,5 | 2,0 | 3,5 | 4,0 |
Длина черпаковой рамы, м | 23,5 | 30,2 | 31,7 | 58,0 |
Размеры понтона, м: | ||||
длина | 32,5 | 40,4 | 42,8 | 62,0 |
ширина | 15,4 | 18,2 | 18,2 | 24,0 |
осадка | 1,7 | 2,0 | 2,1 | 2,4 |
фриборт | 0,7 | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Длина главного транспортера, м | 30,3 | 30,4 | 34,0 | 70,0 |
Длина сваи, м | 18,3 | 18,3 | 26,0 | |
Масса драги, т | ||||
Завод изготовитель | Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) | Пермский машиностроительный завод |