Класс материальной части оружия
Опыт показывает, что качество изучения оружия, приборов и боеприпасов солдатами и особенно курсантами учебных подразделений в немалой степени зависит от наличия в местах расквартирования и учебных центрах хорошо оборудованных классов.
При создании класса материальной части оружия целесообразно руководствоваться следующими требованиями:
— все темы раздела «Материальная часть оружия» должны быть представлены наглядно, в то же время класс не должен быть превращен в музей;
— стенды следует делать из разборных конструкций и не прибивать к стенам, чтобы можно было переносить из класса в класс; любой планшет должен легко отделяться от стенда;
— на стендах должны быть места для расположения макета реального оружия, учебного прибора, служащего для объяснения принципа работы того или другого образца оружия.
На одной из стен класса желательно расположить стенд с фотоснимками различных образцов стрелкового оружия Советской Армии с указанием, в каком подразделении они состоят на вооружении. Тут же целесообразно поместить аналогичный плакат по оружию иностранных армий.
Стенды должны быть расположены в порядке, соответствующем последовательности изучения тем по материальной части оружия. На одном из них желательно представить классификацию автоматического оружия и боеприпасов, на остальных (примерно на 11 стендах) должны быть смонтированы все образцы оружия, которые изучаются -с солдатами, сержантами или курсантами учебных подразделений и военных училищ.
Размер каждого стенда определяется высотой классного помещения и длиной стен и может быть примерно высотой 2—3 м и длиной 3—5 м. Основанием стенда служит разборная тумба высотой 70—80 см. Тумба должна закрываться стеклянной витриной. К витрине отвесно крепится стенд. Стенд разделен на три части, каждая из них состоит из трех планшетов. На верхнем планшете может быть рисунок образца оружия. На среднем планшете смонтирован
образец оружия в разобранном виде. На нижнем планшете выписаны боевые свойства и тактико-технические данные образца оружия.
На отдельном стенде могут быть показаны принцип работы и детали устройства приборов ночного видения.
На других стендах могут быть представлены ручные гранаты, приборы наблюдения, пороха и боеприпасы, осветительные и сигнальные средства.
Большое место в разделе «Материальная часть оружия» по программам учебных подразделений и военных училищ занимает тема «Осмотр и войсковой ремонт оружия». Этой теме может быть отведено два — три стенда. На одном из них целесообразно сделать подборку стволов с различными неисправностями и под каждым стволом дать надпись, указывающую вид неисправности (дефекта) ствола. На двух других стендах в виде фотографий показать приемы осмотра и выполнение мелкого ремонта оружия. Кроме того, в письменном виде следует изложить последовательность осмотра оружия, назначение и срок осмотра оружия, виды ремонта оружия.
Изучение с курсантами раздела «Материальная часть оружия» обычно заканчивается темой «Правила приведения оружия к нормальному бою». Для наглядности на одном планшете следует показать инструмент и все приборы, применяемые при приведении оружия к нормальному бою. На другом планшете можно дать исходную таблицу нормативов и привести правила приведения оружия к нормальному бою. Здесь целесообразно показать размеры мишеней, превышение контрольной точки над точкой прицеливания, габариты, способы определения средней точки попадания, приемы перемещения мушки по высоте и по направлению.
В целях удешевления оборудования класса материальной части оружия монтаж стендов следует делать таким образом, чтобы легко было переоборудовать любой планшет. При этом для замены одного образца оружия другим потребуется лишь отодвинуть стенд с тумбой от стены, отделить планшет от стенда, снять с планшета детали старого образца и разместить части и механизмы нового образца. Чтобы планшет заново не перекрашивать, названия деталей оружия следует давать на отдельных бумажных наклейках, которые также легко заменить. Детали к оружию надо прикреплять тонкой проволокой.
В целях сохранения деталей и механизмов оружия и приборов от коррозии их нужно перед креплением на планшете хорошо протереть и покрыть бесцветным лаком. Планшеты с текстом и фотографиями лучше закрыть стеклом.
Опыт проведения занятий позволяет дать некоторые советы по методике использования класса материальной части оружия. Например, требуется с курсантами учебного подразделения изучить обоснование правил приведения оружия к нормальному бою. При отсутствии специального оборудования командиру (преподавателю) приходится для каждого занятия собирать и приносить в помещение, где предполагается провести занятие, габариты, приборы, инструмент, несколько схем ,и др. При наличии оборудованного класса это исключается: все необходимое есть на месте. В оборудованном классе обучаемыми лучше усваивается материал.
В ходе занятия при изучении мелких частей и механизмов руководитель может поступать по-разному: в одном случае обучаемые подводятся к стенду, в другом — планшет передается на столы.
Большую пользу курсантам учебных подразделений приносит класс оружия в часы самоподготовки, особенно тем, кто изучает оружие данного образца впервые.
По таким темам, как приборы наблюдения, осветительные и сигнальные средства, ручные гранаты, курсанты готовятся в часы самоподготовки и, как правило, в классе оружия. На стендах они могут видеть детали бинокля, осветительный и сигнальный патрон в разрезе, макеты разных образцов гранат.
Практика показывает, что хорошо оборудованный класс материальной части оружия, наличие макетов, действующих моделей, плакатов (чертежей), приборов и других учебных пособий создает все условия для качественного проведения занятий и прочного усвоения обучаемыми изучаемого материала.
В учебных подразделениях также желательно иметь оборудованные классы по основам и правилам стрельбы, в которых наряду с плакатами, схемами, таблицами и учебными пособиями устанавливаются миниатюр-полигоны. На последних с курсантами, сержантами и офицерами отрабатываются вопросы управления огнем.
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
Введение . . ................................................................................................. ....... 3
Глава I. Применение приборов и пособий при обучении прие-
мам и правилам стрельбы...................................................................... 9
Фигурные ручные указки................................................................... —
Прицельный брусок............................................................................ ...... 11
Контрольная рейка ....................... .................................................. ...... 13
Показная мушка.................................................................................. ...... 15
Снайперская показная мушка............................................................ ...... 16
Универсальный ортоскоп........................ . .................................. 17
Ортоскоп для самоконтроля при стрельбе на ходу ...................... 19
Универсальная откидная диафрагма................................................. 20
Прибор самоконтроля........................................................................ ...... 21
Откидной экран ............................................................................... 23
Универсальный экран......................................................................... 24
Экран для обучения однообразному прицеливанию ................... 26
Боковой прицел с прицельной рейкой.............................................. 27
Прибор для обучения стрельбе из пистолета................................... 29
Боковой прицел с зеркалом................................................................ 30
Контрольное зеркальце ..................................................................... ...... 31
Прибор для контроля за прицеливанием ....................................... ...... 32
Боковой прицел ............................................................................... 34
Боковое стекло для ночного прицела к снайперской вин
товке .................................................................................... …....... 36
Экран-указка....................................................................................... ...... 38
Индикатор прицеливания................................................................... ...... 39
Прибор для обучения выносу точки прицеливания …………....... 42
Ровная мушка..................................................................................... ....... 44
Самоконтрольный диск к оптическому прицелу............................. 46
Пособие для изучения правил стрельбы ..................................... ...... —
Прибор для обучения взятию упреждения при стрельбе по
движущимся целям......................................................................... ...... 47
Показной силуэт................................................................................. ....... 51
Инфракрасная указка......................................................................... ....... 52
Экран-насадка..................................................................................... 53
Самосветящиеся прицельные приспособления................................ 54
Откидные насадки.............................................................................. ....... 55
Прибор для обучения стрельбе по движущимся целям ……….. 58
Электрифицированный прицельный станок ПС-54......................... 59
Стрелковый тренажер конструкции Криворотова........................... ....... 63
Прицельный станок обр. 1955 г. (ПС-55)......................................... 70
Глава II. Наглядные пособия ииспользование их при изуче-
нии материальной части оружия, боеприпасови приборов……. 73
Учебное оружие.................................................................................. 74
Разрезное оружие................................................................................ 75
Учебные, разрезные и холостые патроны..................................... … —
Разрезные ручные гранаты................................................................ ....... 78
Разрезная противотанковая граната (ПГ-2)..................................... 79
Станки для показа работы частей автоматического оружия……. 80
Модели и макеты отдельных механизмов и образцов ору
жия и приборов................................................................................... ....... 93
Монтажи образцов оружия............................................................... 106
Макеты и другие пособия для показа пробивного действия
пули................................................ ,............................................... ..... 110
Стр.
Плакаты, схемы, чертежи.................................................................. .... 111
Приборы, применяемые при приведении оружия к нормаль
ному бою.......................................................................................... 116
Приборы для осмотра каналов стволов стрелкового оружия 122
Глава III. Применение приборов и пособий при изучении основ
стрельбы..................................................................................................... 124
Макетдля демонстрации характера изменения давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда)
в стволе............................................................................................. —
Прибор „Реактивный снаряд"............................................................ .... 125
Прибор „Масса и скорость"................................. '............................. 128
Ванна для создания движения потока................................................ 129
Макет аэродинамической трубы......................................................... .... 130
Прибор „Гироскоп-снаряд"................................................................ 131
Прибор „Местное поражаемое пространство".................................. 133
Прибор „Подвижная траектория"...................................................... .... 135
Прибор „Рассеивание выстрелов"...................................................... .... 139
Прибор для обучения стрельбе по воздушным целям………………..... 140
Глава IV. Применение учебно-тренировочных и учебно-имита-
ционных гранат............................................................................................ .... 143
Учебно-тренировочные ручные гранаты........................................... —
Учебно-имитационные ручные гранаты............................................ .... 145
Глава V. Применение учебных приборов и пособий специального
назначения ........................................ ..... 156
Станок для обучения прицеливанию и производству выст-
рела по движущимся целям........................................................... ..... —
Контрольно-тренировочный прибор................................................. .... 158
Стрелковый тренировочный прибор................................................. 161
Стрелковая линейка ...................................................... ………....... 163
Ящик с подсвеченными целями......................................................... ..... —
Пистолет- светоотметчик................................................................... .... 165
Тренажер для стрельбы из стрелкового оружия .......................... .... 167
Змей-мишень....................................................................................... .... 169
Прибор для подъема и сбрасывания парашют-мишеней
(прибор-транспортер)...................................................................... .... 173
Прибор для имитации пулеметного огня.......................................... 176
Мина- парашютометатель.................................................................. .... 178
Шар-осветитель................................................................................... .... 183
Лампа-фара.......................................................................................... 185
Приспособление для обучения стрельбе из пулемета с бро-
нетранспортера................................................................................ 186
Ствол на автомате............................................................................. 188
Указатель для тренировки в прицеливании ночью.......................... 190
Фиксатор попаданий при стрельбе из гранатомета ночью —
Световой фиксатор попаданий ........................................................ 192
Фиксатор попаданий гранаты (снаряда)............................................ ..... 193
Класс материальной части оружия ................................................ 199