Класс материальной части оружия

Опыт показывает, что качество изучения оружия, при­боров и боеприпасов солдатами и особенно курсантами учебных подразделений в немалой степени зависит от на­личия в местах расквартирования и учебных центрах хо­рошо оборудованных классов.

При создании класса материальной части оружия целе­сообразно руководствоваться следующими требованиями:

— все темы раздела «Материальная часть оружия» должны быть представлены наглядно, в то же время класс не должен быть превращен в музей;

— стенды следует делать из разборных конструкций и не прибивать к стенам, чтобы можно было переносить из класса в класс; любой планшет должен легко отделяться от стенда;

— на стендах должны быть места для расположения макета реального оружия, учебного прибора, служащего для объяснения принципа работы того или другого об­разца оружия.

На одной из стен класса желательно расположить стенд с фотоснимками различных образцов стрелкового оружия Советской Армии с указанием, в каком подразделении они состоят на вооружении. Тут же целесообразно поместить аналогичный плакат по оружию иностранных армий.

Стенды должны быть расположены в порядке, соответ­ствующем последовательности изучения тем по матери­альной части оружия. На одном из них желательно пред­ставить классификацию автоматического оружия и боепри­пасов, на остальных (примерно на 11 стендах) должны быть смонтированы все образцы оружия, которые изучают­ся -с солдатами, сержантами или курсантами учебных под­разделений и военных училищ.

Размер каждого стенда определяется высотой классно­го помещения и длиной стен и может быть примерно высо­той 2—3 м и длиной 3—5 м. Основанием стенда служит разборная тумба высотой 70—80 см. Тумба должна закры­ваться стеклянной витриной. К витрине отвесно крепится стенд. Стенд разделен на три части, каждая из них состоит из трех планшетов. На верхнем планшете может быть ри­сунок образца оружия. На среднем планшете смонтирован


образец оружия в разобранном виде. На нижнем планшете выписаны боевые свойства и тактико-технические данные образца оружия.

На отдельном стенде могут быть показаны принцип ра­боты и детали устройства приборов ночного видения.

На других стендах могут быть представлены ручные гранаты, приборы наблюдения, пороха и боеприпасы, осве­тительные и сигнальные средства.

Большое место в разделе «Материальная часть оружия» по программам учебных подразделений и военных училищ занимает тема «Осмотр и войсковой ремонт оружия». Этой теме может быть отведено два — три стенда. На одном из них целесообразно сделать подборку стволов с различными неисправностями и под каждым стволом дать надпись, указывающую вид неисправности (дефекта) ствола. На двух других стендах в виде фотографий показать приемы осмотра и выполнение мелкого ремонта оружия. Кроме то­го, в письменном виде следует изложить последователь­ность осмотра оружия, назначение и срок осмотра оружия, виды ремонта оружия.

Изучение с курсантами раздела «Материальная часть оружия» обычно заканчивается темой «Правила приведе­ния оружия к нормальному бою». Для наглядности на од­ном планшете следует показать инструмент и все приборы, применяемые при приведении оружия к нормальному бою. На другом планшете можно дать исходную таблицу норма­тивов и привести правила приведения оружия к нормаль­ному бою. Здесь целесообразно показать размеры мише­ней, превышение контрольной точки над точкой прице­ливания, габариты, способы определения средней точки попадания, приемы перемещения мушки по высоте и по направлению.

В целях удешевления оборудования класса материаль­ной части оружия монтаж стендов следует делать таким образом, чтобы легко было переоборудовать любой план­шет. При этом для замены одного образца оружия другим потребуется лишь отодвинуть стенд с тумбой от стены, от­делить планшет от стенда, снять с планшета детали старо­го образца и разместить части и механизмы нового образ­ца. Чтобы планшет заново не перекрашивать, названия де­талей оружия следует давать на отдельных бумажных на­клейках, которые также легко заменить. Детали к оружию надо прикреплять тонкой проволокой.


В целях сохранения деталей и механизмов оружия и приборов от коррозии их нужно перед креплением на планшете хорошо протереть и покрыть бесцветным лаком. Планшеты с текстом и фотографиями лучше закрыть стеклом.

Опыт проведения занятий позволяет дать некоторые со­веты по методике использования класса материальной части оружия. Например, требуется с курсантами учебного подразделения изучить обоснование правил приведения оружия к нормальному бою. При отсутствии специального оборудования командиру (преподавателю) приходится для каждого занятия собирать и приносить в помещение, где предполагается провести занятие, габариты, приборы, инструмент, несколько схем ,и др. При наличии оборудован­ного класса это исключается: все необходимое есть на месте. В оборудованном классе обучаемыми лучше усваи­вается материал.

В ходе занятия при изучении мелких частей и механиз­мов руководитель может поступать по-разному: в одном случае обучаемые подводятся к стенду, в другом — план­шет передается на столы.

Большую пользу курсантам учебных подразделений приносит класс оружия в часы самоподготовки, особенно тем, кто изучает оружие данного образца впервые.

По таким темам, как приборы наблюдения, осветитель­ные и сигнальные средства, ручные гранаты, курсанты гото­вятся в часы самоподготовки и, как правило, в классе ору­жия. На стендах они могут видеть детали бинокля, освети­тельный и сигнальный патрон в разрезе, макеты разных образцов гранат.

Практика показывает, что хорошо оборудованный класс материальной части оружия, наличие макетов, действую­щих моделей, плакатов (чертежей), приборов и других учебных пособий создает все условия для качественного проведения занятий и прочного усвоения обучаемыми изу­чаемого материала.

В учебных подразделениях также желательно иметь оборудованные классы по основам и правилам стрельбы, в которых наряду с плакатами, схемами, таблицами и учеб­ными пособиями устанавливаются миниатюр-полигоны. На последних с курсантами, сержантами и офицерами отраба­тываются вопросы управления огнем.



ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.

Введение . . ................................................................................................. ....... 3

Глава I. Применение приборов и пособий при обучении прие-­
мам и правилам стрельбы...................................................................... 9

Фигурные ручные указки................................................................... —

Прицельный брусок............................................................................ ...... 11

Контрольная рейка ....................... .................................................. ...... 13

Показная мушка.................................................................................. ...... 15

Снайперская показная мушка............................................................ ...... 16

Универсальный ортоскоп........................ . .................................. 17

Ортоскоп для самоконтроля при стрельбе на ходу ...................... 19

Универсальная откидная диафрагма................................................. 20

Прибор самоконтроля........................................................................ ...... 21

Откидной экран ............................................................................... 23

Универсальный экран......................................................................... 24

Экран для обучения однообразному прицеливанию ................... 26

Боковой прицел с прицельной рейкой.............................................. 27

Прибор для обучения стрельбе из пистолета................................... 29

Боковой прицел с зеркалом................................................................ 30

Контрольное зеркальце ..................................................................... ...... 31

Прибор для контроля за прицеливанием ....................................... ...... 32

Боковой прицел ............................................................................... 34

Боковое стекло для ночного прицела к снайперской вин­
товке .................................................................................... …....... 36

Экран-указка....................................................................................... ...... 38

Индикатор прицеливания................................................................... ...... 39

Прибор для обучения выносу точки прицеливания …………....... 42

Ровная мушка..................................................................................... ....... 44

Самоконтрольный диск к оптическому прицелу............................. 46

Пособие для изучения правил стрельбы ..................................... ...... —

Прибор для обучения взятию упреждения при стрельбе по

движущимся целям......................................................................... ...... 47

Показной силуэт................................................................................. ....... 51

Инфракрасная указка......................................................................... ....... 52

Экран-насадка..................................................................................... 53

Самосветящиеся прицельные приспособления................................ 54

Откидные насадки.............................................................................. ....... 55

Прибор для обучения стрельбе по движущимся целям ……….. 58

Электрифицированный прицельный станок ПС-54......................... 59

Стрелковый тренажер конструкции Криворотова........................... ....... 63

Прицельный станок обр. 1955 г. (ПС-55)......................................... 70

Глава II. Наглядные пособия ииспользование их при изуче-­
нии материальной части оружия, боеприпасов
и приборов……. 73

Учебное оружие.................................................................................. 74

Разрезное оружие................................................................................ 75

Учебные, разрезные и холостые патроны..................................... … —

Разрезные ручные гранаты................................................................ ....... 78

Разрезная противотанковая граната (ПГ-2)..................................... 79

Станки для показа работы частей автоматического оружия……. 80
Модели и макеты отдельных механизмов и образцов ору­
жия и приборов................................................................................... ....... 93

Монтажи образцов оружия............................................................... 106

Макеты и другие пособия для показа пробивного действия

пули................................................ ,............................................... ..... 110


Стр.

Плакаты, схемы, чертежи.................................................................. .... 111

Приборы, применяемые при приведении оружия к нормаль­
ному бою.......................................................................................... 116

Приборы для осмотра каналов стволов стрелкового оружия 122
Глава III. Применение приборов и пособий при изучении основ

стрельбы..................................................................................................... 124

Макетдля демонстрации характера изменения давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда)

в стволе............................................................................................. —

Прибор „Реактивный снаряд"............................................................ .... 125

Прибор „Масса и скорость"................................. '............................. 128

Ванна для создания движения потока................................................ 129

Макет аэродинамической трубы......................................................... .... 130

Прибор „Гироскоп-снаряд"................................................................ 131

Прибор „Местное поражаемое пространство".................................. 133

Прибор „Подвижная траектория"...................................................... .... 135

Прибор „Рассеивание выстрелов"...................................................... .... 139

Прибор для обучения стрельбе по воздушным целям………………..... 140

Глава IV. Применение учебно-тренировочных и учебно-имита­-
ционных гранат
............................................................................................ .... 143

Учебно-тренировочные ручные гранаты........................................... —

Учебно-имитационные ручные гранаты............................................ .... 145

Глава V. Применение учебных приборов и пособий специального

назначения ........................................ ..... 156

Станок для обучения прицеливанию и производству выст-­
рела по движущимся целям........................................................... ..... —

Контрольно-тренировочный прибор................................................. .... 158

Стрелковый тренировочный прибор................................................. 161

Стрелковая линейка ...................................................... ………....... 163

Ящик с подсвеченными целями......................................................... ..... —

Пистолет- светоотметчик................................................................... .... 165

Тренажер для стрельбы из стрелкового оружия .......................... .... 167

Змей-мишень....................................................................................... .... 169

Прибор для подъема и сбрасывания парашют-мишеней

(прибор-транспортер)...................................................................... .... 173

Прибор для имитации пулеметного огня.......................................... 176

Мина- парашютометатель.................................................................. .... 178

Шар-осветитель................................................................................... .... 183

Лампа-фара.......................................................................................... 185

Приспособление для обучения стрельбе из пулемета с бро­-
нетранспортера................................................................................ 186

Ствол на автомате............................................................................. 188

Указатель для тренировки в прицеливании ночью.......................... 190

Фиксатор попаданий при стрельбе из гранатомета ночью —

Световой фиксатор попаданий ........................................................ 192

Фиксатор попаданий гранаты (снаряда)............................................ ..... 193

Класс материальной части оружия ................................................ 199