Учебно-тренировочные ручные гранаты
Учебно-тренировочные ручные гранаты (рис. 89) применяются при первоначальном обучении заряжанию гранат, изучении правил обращения с ними, разучивании
Рис. 89. Учебно-тренировочные ручные гранаты:
1 — Ф -1 2— РГ-42; 3— РГД-5; 4 — РПГ-43
приемов их метания, а также в последующих тренировках, проводимых с целью выработки сноровистых дейст-вийпри метании гранат из различных положений с земли И бронетранспортера.
Учебно-тренировочные гранаты представляют собой охолощенные боевые гранаты или специально изготовленные болванки, корпуса которых вместо разрывного за-
ряда заполняются до требуемого веса песком или обрезками металла, Механизм запала учебно-тренировочной гранаты такой же, как и у боевой гранаты, только вместо собственно запала применяются деревянные или металлические их макеты. В корпусе запала просверливается сквозное отверстие для предохранительной чеки, делается углубление для верхнего конца спускового рычага и наносится резьба для присоединения макета запала к корпусу гранаты.
Непосредственно в частях могут изготовляться своими средствами болванки гранат.
Корпус болванки гранаты (рис. 90) вытачивается из круглого железа. Вес болванки доводится до веса боевой
Рис. 90. Болванки учебно-тренировочных гранат:
о — РГД-5; б — РГ-42; в — РПГ-43; 7 — корпус болванки; 2 — имитационный запал; 3 — предохранительная чека; 4 — спусковой рычаг; 5 — кольцо
гранаты путем внутренней расточки корпуса. С целью упрощения болванок не следует делать кольцевого выступа (например, у гранаты РГД-5) или насечек на корпусе (например, у гранаты Ф-1). Имитационный запал вытачивается также из круглого железа, а резьба на нем должна точно соответствовать резьбе корпуса болванки. Спусковой рычаг обычно изготовляется из листового железа, предохранительная чека — из мягкой стальной проволоки, кольцо — из жесткой проволоки.
Болванки учебных гранат и запалов могут быть изготовлены также из пластмассовых или капроновых отходов.
Для отличия учебно-тренировочных гранат от боевых необходимо окрашивать их в черный цвет и на боковых поверхностях корпусов делать надпись «Уч». Вначале на учебно-тренировочных ручных гранатах солдаты обучают-
• я заряжанию, разряжанию гранаты и изучают меры предосторожности в обращении с ними и при их переноске.
Заряжание гранат включает присоединение запала к корпусу гранаты. Если запал свободно не ввинчивается, то чрезмерных усилий применять не надо, так как при обращении с боевой гранатой это может привести к взры-ву. В этом случае следует протереть трубку гранаты и снова попытаться ввинтить запал. Если и после этого запал свободно не ввинчивается, то на занятиях надо доложить командиру и по его приказанию присоединить к гранате новый запал.
Для обучения метанию гранат из-за укрытий необходимо подготовить в гранатометном городке соответствующие укрытия и на определенных расстояниях от них установить цели.
< .
Учебно-имитационные ручные гранаты
При обучении применяются учебно-имитационная ручная наступательная граната (УРГН), учебно-имитационная ручная оборонительная граната (УРГ) и учебно-имитационная ручная противотанковая граната (УПГ), которые по своей форме и по весу соответствуют боевым гранатам. Эти гранаты при падении имитируют эффект взрыва, что значительно активизирует занятие и повышает заинтересованность, а также ответственность обучаемых. Имитационные гранаты с успехом могут применяться также на боевых стрельбах и на тактических учениях вместо боевых гранат.
Учебно-имитационные ручные наступательные и оборонительные гранаты состоят Из корпуса и имитационного запала (рис. 91).
Корпус гранаты УРГН по своему внешнему виду аналогичен корпусу боевой гранаты. Он сваривается из металлического листового железа. Внутри корпуса припаивается трубка, которая проходит корпус насквозь. В верхнюю часть ее ввинчивается запал. Нижняя часть трубки немного выступает из корпуса; это обеспечивает усиление звука при взрыве имитационной части запала, а также выход пороховых газов. Для отличия от боевой гранаты корпус учебно-имитационной гранаты УРГН окрашен в черный цвет; на выступающей из корпуса верхней части трубки нанесен отличительный знак «УРГН».
Рис. 91. Ручные учебно-имитационные гранаты: а — УРГН; б-УРГ; / — корпус; 2 — запал
Корпусом гранаты УРГ служит корпус осколочной гранаты Ф-1. В его домной части просверлено отверстие. Корпус гранаты УРГ окрашен также в черный цвет, с двумя белыми полосами—одной продольной и одной поперечной.
Имитационный запал(рис. 92) предназначен для имитации взрыва гранаты у цели. Он состоит из воспламеняющего механизма, ниппеля и имитационной части. Имитационный запал является единым; он подходит к гранатам УРГН и УРГ.
Воспламеняющий механизм служит для воспламенения капсюля имитационной части запала. Внутри трубки воспламеняющего механизма помещаются: ударник, боевая пружина, шайба ударника, верхний конец спускового рычага и предохранительная чека.
Ниппель предназначен для соединения имитационной части запала с воспламеняющим механизмом, кроме того, он предохраняет воспламеняющий механизм от загрязнения и повреждения при взрыве заряда.
Имитационная часть служит дляимитации звука и дымового эффекта разрыва гранаты. Она состоит из втулки замедлителя и гильзы. Во втулке помещается пороховой замедлитель, а в гильзе— заряд дымного пороха.
Рис. 92. Имитационный запал: а—имитационная часть запала; б—ниппель; в — воспламеняющий механизм; / — втулка замедлителя; 2— гильза с зарядом; 3 — спусковой рычаг; 4 — предохранительная чека с кольцом |
Все части учебно-имитационной гранаты, кроме ударника и имитационной части запала, используются многократно и имеют различный срок службы. Поэтому в комплекте к каждому корпусу гранаты и воспламеняющему механизму запала предусмотрено: имитационных частей запалов — 100;ударников — 100; трубок с резьбой и направляющими шайбами — 3; спусковых рычагов — 10; предохранительных чек—10; колец — 2; шайб Ударника—10.
При обучении заряжанию и метанию следует соблюдать те же меры безопасности, приемы и правила метания, которые предусмотрены для боевых ручных гранат. Особое внимание следует обращать на плотное прижатие спускового рычага запала к корпусу гранаты, выпрямление концов предохранительной чеки и выдергивание ее за кольцо.
Перезаряжание имитационного запала для повторного броска производится при помощи специальной оправки (рис. 93), которая предусматривается в комплекте к гранате.
Для перезаряжания запала и подготовки гранаты к
повторному броску необходимо подобрать брошенную гранату и отделившийся от нее при броске спусковой рычаг. К спусковым рычагам для облегчения их отыскания рекомендуется привязывать небольшие цветные ленточки. У подобранной гранаты следует вывинтить из корпуса запал и взять его в левую руку; правой рукой вывинтить из ниппеля оставшиеся после взрыва имитационные части, после чего вывинтить ниппель; при этом надо быть очень внимательным, чтобы не потерять боевую пружину И шайбу ударника.
Рис. 93. Оправка для перезаряжания имитационного запала
При снаряжении запала надо вставить новый ударник жалом в отверстие оправки, сверху надеть на него шайбу и боевую пружину, а затем вставить все это в трубку воспламеняющего механизма и сжать боевую пружину. Удерживая оправку, вставить вилку спускового рычага в проточку ударника и, прижимая рычаг к корпусу трубки воспламеняющего механизма, вставить предохранительную чеку и развести ее концы в противоположные стороны. После этого необходимо вынуть оправку, ввинтить ниппель в трубку воспламеняющего механизма, а в ниппель ввинтить имитационную часть. Запал снаряжен и готов к повторному применению.
При ввинчивании имитационной части следует соблюдать особую осторожность, обращая внимание на то, чтобы ударник был взведен и удерживался вилкой спускового рычага. Несоблюдение этого правила может привести к взрыву капсюля-воспламенителя и ожогам рук и лица.
После пяти — шести метаний одной гранатой необходимо удалять нагар из отверстия ниппеля, так как при взрыве заряда, состоящего из дымного пороха, оно сильно загрязняется. Соблюдение этих правил намного удлинит срок работы частей запала.
Учебно-имитационная ручная противотанковая граната УПГпредназначается для обучения обращению с ручными противотанковыми гранатами и приемам их метания.
Учебно-имитационная ручная противотанковая граната (рис. 94), так же как и боевая граната, состоит из трех основных частей: корпуса, учебного запала и рукоятки. Поверхность гранаты окрашена в черный цвет.
Рис. 95. Корпус учебно-имитационной ручной противотанковой гранаты УПГ: /—оболочка; 2 — дно; 3— крышка; 4 — стволик; 5 — трубка |
Корпус учебной гранаты УПГ (рис. 95) состоит из оболочки, в центре которой закреплен стволик. Канал стволика со стороны выступающей части имеет патронник, в который вставляется учебный запал, и два радиально расположенных отверстия, соединенных с оболочкой трубками. На выступающем конце стволика имеется резьба, служащая для соединения корпуса с рукояткой. Радиально расположенные отверстия в корпусе служат для обеспечения сохранности стволика при срабатывании гранаты по мягкому грунту, когда дульный срез канала стволика будет закрыт. Корпус гранаты может быть использован многократно.
Учебный запал предназначен для создания звукового и дымового эффекта при встрече учебной гранаты с преградой.
Учебный запал (рис. 96) состоит из бумажной гильзы, капсюля-воспламенителя, заряда дымного пороха и картонных пыжей. Он заменяется после каждого броска.
Рукоятка (рис. 97) служит для удобства метания гранаты и состоит из корпуса рукоятки, трех предохранителей, накольного механизма и стабилизатора. В корпусе рукоятки размещаются предохранители, накольный механизм, стабилизатор и выталкивающая пружина.
Первый предохранитель — шплинт с кольцом — обеспечивает безопасность гранаты при обращении и выдергивается перед метанием. Второй предохранитель размещен внутри рукоятки и состоит из чеки, головки чеки, втулки, пружины второго предохранителя, шайбы, шариков и пет-
ЛИ. Узел второго предохранителя неразборный. Второй предохранитель обеспечивает безопасность гранаты в момент метания и выключается автоматически во время полета гранаты при отделении откидной планки от корпуса рукоятки и выталкивании стабилизатора.
Третий предохранитель —предохранительная пружина накольного механизма, которая препятствует срабатыва-
Рис. 96. Учебный запал УПГ:
/ — бумажная гильза; 2 — капсюль-воспламенитель; 3 — заряд дымного пороха; 4 — картонные пыжи
рию накольного механизма на траектории полета и обеспечивает его срабатывание при встрече гранаты с преградой.
Накольный механизм рукоятки состоит из опорной втулки, жала, стопорных винтов, головки ударника, корпуса ударника, контрвинта, грузика, втулки с резьбой, опорной шайбы и предохранительной пружины. Для обеспечения нормальной работы накольного механизма опорная шайба закреплена в корпусе рукоятки при помощи кернения.
Принцип действия накольного механизма инерционный; накол капсюля-воспламенителя учебного запала происходит при встрече гранаты с преградой.
Стабилизатор обеспечивает удар гранаты головной частью при встрече с целью. Он состоит из матерчатого стабилизирующего колпака, двуперых пружин, кольца стабилизатора и футляров (лодочек). Футляры соединены со стабилизирующим колпаком капроновой лентой.
Стабилизирующее устройство в целом соединено с рукояткой при помощи капроновой ленты, продетой через витки двуперых пружин и петлю второго предохранителя. Концы ленты связаны между собой обыкновенным узлом.
Наличие в учебно-имитационной гранате стабилизато-
pa обеспечивает необходимую дальность и меткость броска гранаты.
• Перед метанием учебно-имитационных гранат необходимо: отвинтить рукоятку, вставить учебный запал в патронник корпуса гранаты и навинтить рукоятку до отказа. Затем взять гранату в правую руку за рукоятку, плотно прижимая четырьмя пальцами откидную планку, и левой рукой выдернуть шплинт. Граната готова к броску.
После броска гранаты под действием пружины отделяется откидная планка, из корпуса рукоятки выталкивается стабилизирующее устройство и выключается второй предохранитель. Граната летит головной частью вперед, а ее накольный механизм становится в боевое положение.
При встрече гранаты спреградой ударник под действием силы- инерции грузика продвигается вперед, сжимая головкой предохранительную пружину. При этом жало накалывает капсюль-воспламенитель учебного запала, что вызывает быстрое сгорание порохового заряда и обеспечивает звуковой и дымовой эффект.
При сборке рукоятки для повторного броска следует правой рукой оттянуть колпак стабилизатора за футляры (лодочки) вверх до отказа и перегнуть; большими и средними пальцами обеих рук сложить двуперые пружины до соприкосновения их противоположных концов; соединить все четыре конца двуперых пружин вместе; свисающим конусом колпака стабилизатора туго обвернуть пружину, начиная снизу, так, чтобы место крепления футляров оказалось у концов пружины. Свернутый колпак стабилизатора с пружинами вложить в футляры (лодочки), при этом концы пружины должны находиться в футляре.
Собранный стабилизатор следует вставить в корпус рукоятки и проверить свободное перемещение его. Придер-. живая стабилизатор большим пальцем левой руки, утопить его до отказа и поставить вилку таким образом, чтобы стабилизатор упирался в длинные концы вилки, а короткие концы вилки зашли за буртики рукоятки, при этом скос конца рукоятки должен находиться против выреза вилки. Завести язычок откидной планки в прямоугольное отверстие корпуса рукоятки, поджать планку упором руки в короткое плечо и, обхватив рукоятку другой рукой, прижать откидную планку досвободного входа ушка рукоятки в окно планки и зашплинтовать. После этого снять с рукоятки принадлежность для повторной сборки
и, отвинтив рукоятку от корпуса, проверить состояние жала. Притупившееся жало заменяется запасным, для чего необходимо ослабить отверткой стопорные винты, удалить жало и вставить новое, после чего стопорные винты закрепить и надеть опорную втулку.
Жало не должно выступать над опорной поверхностью опорной втулки. Если обнаружится, что оно выступает за счет продвижения ударника, необходимо снять опорную втулку, надеть ее отверстием на жало, дослать головку ударника до упора (до щелчка) и вновь надеть опорную втулку. Если жало все-таки выступает, необходимо снять опорную втулку, ключом отвернуть на три — четыре оборота накольный механизм, вновь довернуть его до отказа и опорной втулкой утопить ударник до щелчка. Если щелчка не последует, необходимо вывернуть накольный механизм и проверить правильность его сборки.
После проверки состояния жала надо извлечь гильзу учебного запала из стволика корпуса при помощи комбинированной принадлежности и навинтить рукоятку на
корпус.
Когда все это будет выполнено, граната готова к повторному действию.
Независимо от количества метаний после окончания занятия производить полную разборку гранаты, чистку и смазку деталей, замену жала, сборку гранаты. Замену стабилизатора в зимних условиях производить в случае
его смерзания.
Отказавшую в действии учебно-имитационную гранату следует разобрать, для чего на месте ее падения, не поднимая взять гранату за корпус и прижать к земле так, чтобы отверстия на корпусе были открыты; правой рукой отвинтить рукоятку; взять корпус и вынуть учебный запал. После этого надо подготовить учебную гранату к повторному метанию. Отказавший учебный запал может быть использован вновь.
Для чистки корпуса гранаты необходимо отвернуть рукоятку от корпуса гранаты, удалить нагар из стволика и грязь с поверхности корпуса; промыть корпус в воде или щелочном составе; протереть все поверхности корпуса сухой ветошью или паклей (канал стволика — при помощи комбинированной принадлежности, а боковые отверстия — при помощи отвертки от комбинированной принадлежности).
Для чистки рукоятки гранаты следует при помощи отвертки и принадлежности для повторной сборки извлечь
упорное 'кольцо из корпуса рукоятки; отделить от рукоятки стабилизатор со вторым предохранителем и выталкивающую пружину; механизм второго предохранителя, металлические части стабилизатора и выталкивающую пружину протереть сухой ветошью или паклей; снять опорную втулку;- отвинтить стопорные винты и извлечь жало. После этого отвинтить резьбовую втулку, извлечь грузик и разобрать накольный механизм. Для этого надо взять механизм в левую руку, вставить правой рукой гаечный ключ в прорези корпуса ударника и, придерживая его большим и указательным пальцами левой руки, вставить правой рукой отвертку в центральное отверстие корпуса ударника и отвернуть контрвинт на два — три оборота; после этого правой рукой отвернуть головку ударника и отделить ее. Затем снять с корпуса ударника резьбовую втулку с пружиной, при этом корпус ударника и шарики должны оставаться в левой руке. Из центрального отверстия резьбовой втулки извлечь предохранительную пружину; вывинтить контрвинты из корпуса ударника при помощи отвертки, вставленной в центральное отверстие корпуса ударника, и произвести чистку всех деталей.
Сборка рукоятки после чистки производится в такой последовательности. Вложить в корпус рукоятки выталкивающую пружину, второй предохранитель и вставить упорное кольцо. Вложить собранный стабилизатор с футлярами в корпус рукоятки, поставить откидную планку и зашплинтовать.
Затем собрать накольный механизм, для чего взять контрвинт за конусную часть и ввернуть на один — два оборота в корпус ударника; с помощью отвертки, вставленной в центральное отверстие корпуса ударника, ввернуть контрвинт до упора, вращая отвертку против хода часовой стрелки; вложить в канал резьбовой втулки предохранительную пружину и корпус ударника; вложить шарики и поджать корпус ударника до упора; соединить головку ударника с корпусом ударника, завинчивая ее до перекрытия отверстий с шариками на корпусе ударника. Вставить отвертку и завинтить головку ударника до упора. Приданное головке ударника положение относительно корпуса зафиксировать. Вложить грузик в корпус рукоятки, надев его на чеку второго предохранителя; завинтить накольный механизм до упора; вставить жало и закрепить его стопорными винтами; надеть опорную втулку до упора.
ГЛАВА V