Прибор «Рассеивание выстрелов»
Прибор, изображенный на рис. 86, представляет собой щит на подставке. На щит нанесено 100 пробоин; их рас-
Рис.86. Прибор «Рассеивание выстрелов»: а — общий вид; б — показ определения вероятности попадания
положение подчинено нормальному закону (закону рассеи-ания пуль). Полная площадь рассеивания на щите ограничена прямоугольником и эллипсом, нарисованными цветными линиями. По сторонам прямоугольника вбиты гвоздики, отмечающие срединные отклонения (по восемь в каждом направлении) и сердцевинные полосы (по три в каждом направлении). Во время занятия для показа закона рассеивания пуль на гвоздики натягиваются резинки
(шнуры), окрашенные в разный цвет. Толщина их подбирается такой, чтобы они были- видны всем обучаемым.
На приборе могут быть показаны: площадь рассеивания, центр рассеивания, срединные отклонения, сердцевинные полосы, шкала и закон рассеивания, сердцевина рассеивания, соотношение между срединным отклонением и сердцевинной полосой, частота и вероятность попадания.
Прибор следует применять также при изучении темы «Вероятность попадания». Для этого необходимо иметь набор различных целей, размеры которых на каждую дальность должны отвечать табличным нормам рассеивания для данного вида оружия на эту дальность. Например, на приборе срединное отклонение по высоте Вв равно 10 см, а при стрельбе из ручного пулемета Калашникова на 600 м Вв равно 50 см. Отсюда высота поясной фигуры для прибора должна быть 20 см, так как ее истинная высота 1 м, т. е. два срединных отклонения.
Решая задачи на вероятность попадания, следует использовать и оборотную сторону щита, на которой закон рассеивания должен быть изображен в другом масштабе. Это позволит показать зависимость вероятности попадания в данную цель от площади рассеивания или дальности стрельбы. Порядок определения вероятности попадания показан на рисунке.
Целесообразно иметь несколько прозрачных целей, что значительно облегчит объяснение порядка подсчета частоты и вероятности попадания. Накладывая прозрачную цель на эллипс рассеивания, руководитель подсчитывает частоту попадания и вероятность попадания различными способами, объясняет зависимость вероятности попадания от положения центра рассеивания относительно цели, от дальности стрельбы и от размеров цели.
Для большей наглядности прибор можно электрифицировать.
Прибордля обучения стрельбе по воздушным целям
Прибор применяется при изучении основ стрельбы по воздушным целям. Основные части прибора (рис. 87): основание, проволочный каркас, задняя стенка (на одной стороне которой нарисована панорама и даны буквенные обозначения, на другой — опознавательные знаки самолетов), треугольники с буквенными обозначениями и надписями («Плоскость цели», «Баллистический треугольник», «Плоскость стрельбы») и макет самолета.
Прибор может быть использован в классе и на полевых занятиях. С его помощью наглядно показываются: текущая точка, точка выстрела, упрежденная точка, плоскость цели, плоскость курса цели, картинная плоскость, курсовой угол цели, курсовой угол внаклонной плоскости, угол пикирования, азимут (зенитный), линейное упреждение, курсовой параметр, наклонная дальность,
Рис. 88. Полуокружность для определения плоской зоны:
1 — подвижная хорда; 2 — картонный круг
упрежденная дальность, ракурс цели, угловое упреждение, угол места цели, угол прицеливания, упредительный и баллистический треугольники, опознавательные знаки самолетов. Прибор также позволяет изучать терминологию, применяемую при стрельбе по воздушным целям. Для определения плоской поражаемой зоны обстрела и времени нахождения цели в этой зоне применяется полуокружность (рис. 88) с подвижной хордой и картонным кругом. Одна сторона круга разбита на 360° (через 15°), на другой стороне указаны ракурсы целей и отвечающие им значения курсового угла, приведенные в виде таблицы.
Время стрельбы и величина плоской поражаемой зоны обстрела определяются исходя из высоты полета цели, ее скорости, курсового угла и курсового параметра.
На приборе руководитель берется за острый конец хорды и ставит ее под различными углами, на различной вы соте и удалении от огневой позиции, показывая, как из меняется плоская поражаемая зона.
ГЛАВА IV
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ И УЧЕБНО-ИМИТАЦИОННЫХ ГРАНАТВ процессе обучения применяются вначале учебно-тренировочные, а затем учебно-имитационные гранаты.