Прибор «Подвижная траектория»
Для изучения элементов траектории, ее свойств и правил стрельбы целесообразно на одной из стен класса огневой подготовки изготовить учебный прибор «Подвижная траектория» (рис. 85).
Этот прибор изготовляется в определенном масштабе по отношению табличных данных. Основание этого прибора целесообразно иметь размером 4,5 X 1,5 м.
Учебный прибор состоит из основания, подвижного щита со снопом траектории, щита местности со шкалой дальности, набора целей и тросов с противовесами
Основанием прибора является фанерный щит, окаймленный по краям планками. На щите укреплены: направляющие рейки с пазами для вертикального перемещения
X 135
по ним щита местности; планки с отверстиями для фиксации положения этого щита; коробки, в которых двигаются тросы с противовесами; ролики для тросов щита местности и подвижного щита; шкала углов места цели в тысячных, шкалы в сантиметрах на коробках для отмечания положения щита местности по высоте. Кроме того, на основании имеется отверстие для болта, вокруг которого поворачиваются подвижной щит и секторный вырез для второго болта с барашком, которым щит закрепляется в приданном положении.
Подвижной щит левым нижним углом надевается на болт. Правый конец щита уравновешивается грузом, подвешенным на тросе, который проходит через ролики в правом верхнем углу основания. К щиту прикрепляются нарисованная на плотной бумаге средняя траектория и крайние траектории снопа рассеивания. Сердцевинную полосу рассеивания по высоте можно выделить каким-либо
цветом.
Таких траекторий желательно иметь несколько через каждые 200—300 м, начиная с дальности стрельбы 500 м.
На рис. 85 показаны средняя траектория и сноп рассеивания на дальность 1500 м. При этом каждым 100 м дальности соответствуют 25 см на щите местности, а I м превышения траектории—1 см на подвижном щите.
К щиту местности прикрепляются шкала дальности, размеченная через 100 м, и фиксаторы щита. На оборотной стороне имеются полозки для перемещения по ним рельефа местности, а по концам—скобы для присоединения к щиту тросов с уравновешивающими грузами.
При нанесении углов скатов на рельефе местности надо в рассматриваемом примере углы увеличивать в 4 раза, так как масштаб превышений траекторий над линией прицеливания крупнее масштаба дальности в 4 раза.
При проведении занятий за горизонт оружия принимается нижний обрез подвижного щита. Линия прицеливания и другие линии обозначаются цветными шнурами. За линию прицеливания берется линия, проходящая через ось вращения подвижного щита и выбранную точку прицеливания. Если точка прицеливания выбрана на горизонте оружия и дальность до нее соответствует целым сотням метров, то на противоположном конце этой линии можно нанести установки прицела (шкалу прицелов).
На занятиях предлагаемый прибор может быть использован не только для изучения элементов траектории и по-
ражаемого пространства (которое без всяких вычислений находят на щите местности), но и при определении глубины поражаемой зоны, превышения средней траектории над линией прицеливания, при корректировании огня, нахождении пределов рассеивания в глубину и решении других задач.