ПРИМЕНЕНИЕ ПРИБОРОВ И ПОСОБИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ СТРЕЛЬБЫ

При отработке вопросов раздела «Краткие сведения по основам стрельбы» особенно важно применять различные учебные приборы, действующие модели, электрифициро­ванные схемы и плакаты, позволяющие показать отдель­ные явления, процессы, соотношения между различными величинами и т. д.

В данной главе даются описание устройства и методи­ческие советы по применению приборов и пособий' при изу­чении наиболее сложных вопросов. При этом последова­тельность описания согласована с программой огневой под­готовки (сведения из внутренней и внешней баллистики, вероятность попадания и поражения различных целей, пра­вила стрельбы и корректирования огня). Часть из этих приборов может быть приобретена в магазинах. Большин­ство же из них должно быть изготовлено в окружных ма­стерских, в ремонтных мастерских соединений и частей, а также рационализаторами подразделений.

Макет для демонстрации характера изменения давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда)

В стволе

Макет (рис. 77) собран в ящике, передняя стенка кото­рого застеклена и покрыта калькой. Под калькой сделаны щели по форме кривых давления газов в канале ствола при выстреле и скорости движения пули (снаряда); при включении тумблеров щели освещаются. На передней стен­ке имеются три сменные шкалы: пути движения пули (сна­ряда), скорости пули и давления пороховых газов в канале ствола.


На занятиях с помощью данного прибора можно пока­зать: периоды явления выстрела, изменение его характери­стик, кривые давления газов и скорости пули (снаряда). Это достигается последовательным или одновременным включением электроламп внутри прибора, перемещением шторки и поворотом барабанов. Поставив шкалы для опре­деленного вида оружия, руководитель включает лампы и начинает перемещать по ходу движения пули шторку. Вме­сте со шторкой начинает движение пуля, и появляется цветное изображение пройденного пути, нарастания дав­ления и скорости. В конце каждого периода выстрела це­лесообразно остановить движение шторки и обратить вни­мание обучаемых на конечные характеристики данного периода.

Макет следует использовать не только для демонстра­ции на занятиях, но и для закрепления полученных зна­ний, т. е. в часы самоподготовки обучаемых.