ПРИМЕНЕНИЕ ПРИБОРОВ И ПОСОБИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ СТРЕЛЬБЫ
При отработке вопросов раздела «Краткие сведения по основам стрельбы» особенно важно применять различные учебные приборы, действующие модели, электрифицированные схемы и плакаты, позволяющие показать отдельные явления, процессы, соотношения между различными величинами и т. д.
В данной главе даются описание устройства и методические советы по применению приборов и пособий' при изучении наиболее сложных вопросов. При этом последовательность описания согласована с программой огневой подготовки (сведения из внутренней и внешней баллистики, вероятность попадания и поражения различных целей, правила стрельбы и корректирования огня). Часть из этих приборов может быть приобретена в магазинах. Большинство же из них должно быть изготовлено в окружных мастерских, в ремонтных мастерских соединений и частей, а также рационализаторами подразделений.
Макет для демонстрации характера изменения давления пороховых газов и скорости движения пули (снаряда)
В стволе
Макет (рис. 77) собран в ящике, передняя стенка которого застеклена и покрыта калькой. Под калькой сделаны щели по форме кривых давления газов в канале ствола при выстреле и скорости движения пули (снаряда); при включении тумблеров щели освещаются. На передней стенке имеются три сменные шкалы: пути движения пули (снаряда), скорости пули и давления пороховых газов в канале ствола.
На занятиях с помощью данного прибора можно показать: периоды явления выстрела, изменение его характеристик, кривые давления газов и скорости пули (снаряда). Это достигается последовательным или одновременным включением электроламп внутри прибора, перемещением шторки и поворотом барабанов. Поставив шкалы для определенного вида оружия, руководитель включает лампы и начинает перемещать по ходу движения пули шторку. Вместе со шторкой начинает движение пуля, и появляется цветное изображение пройденного пути, нарастания давления и скорости. В конце каждого периода выстрела целесообразно остановить движение шторки и обратить внимание обучаемых на конечные характеристики данного периода.
Макет следует использовать не только для демонстрации на занятиях, но и для закрепления полученных знаний, т. е. в часы самоподготовки обучаемых.