Станки для показа работы частей автоматического оружия

В станках помещаются части и механизмы учебного ору-жия. В этом заключается преимущество станков перед раз­резным оружием; обеспечивается полная наглядность при изучении работы частей и механизмов и в то же время не искажается их внешний вид.

Эти станки просты по устройству и могут быть изго­товлены силами и средствами воинской части.

На том или ином станке обучаемым можно наглядно показать положение частей и механизмов автоматического оружия до заряжания, работу частей и механизмов при заряжании, при производстве выстрела, во время автома­тической стрельбы, при прекращении стрельбы, при раз-ряжании, а также показать некоторые характерные за­держки при стрельбе и способы их устранения.

Перед проведением занятия станки должны быть тща­тельно осмотрены, а исправность каждого станка про­верена путем сборки частей изучаемого оружия на станке. Работа частей оружия, собранного на станке, должна быть проверена заряжанием и разряжанием с обязатель­ным использованием учебных патронов.

Станок для показа работы частей и механизмов ав­томатов Калашникова (АК и АКМ) и ручного пулемета Калашникова (РПК).Станок (рис. 50) состоит из короба, подобного ствольной коробке автомата (пулемета), и но­жек, которые образуют основание станка.

В передней части короба станка имеются две трубки: нижняя трубка обозначает ствол автомата (пулемета), верхняя служит для направления газового поршня. С бо-


ков в щеках короба предусмотрены окна для наблюдения за работой частей и механизмов автомата (пулемета), снизу — окна для магазина с защелкой и для спускового крючка. Справа на коробе имеется переводчик. В задней стенке короба сделаны пазы для соединения с пяткой на­правляющей трубки. На внутренних стенках короба, как

Рис. 50. Станок с собранными частями автомата (пулемета) Калашникова:

/ — короб станка; 2—ножки; 3 — нижняя трубка; 4—верхняя трубка;

5 — переводчик; 6 — ударно-спусковой механизм; 7 — затворная рама;

8 — возвратная пружина; 9 — магазин

и у ствольной коробки автомата (пулемета), помеща­ются направляющие полочки для направления движения затворной рамы, а также продольные планки для направ­ления движения затвора. В коробе расположен ударно-спусковой механизм, подобный ударно-спусковому меха­низму автомата (пулемета).

Руководитель занятия для изучения работы частей и механизмов автомата (пулемета) с обучаемыми должен вначале собрать на станке затворную раму с затвором, возвратную пружину с направляющей трубкой и стерж­нем, магазин с учебными патронами.

Сборку этих частей оружия целесообразно производить в такой последовательности: сначала вставить затворную раму с затвором в короб станка, затем присоединить к


 



6 Зак. 908




 

коробу станка возвратную пружину с направляющей труб­кой, после чего присоединить магазин к коробу.

Для того чтобы вставить затворную раму с затвором в короб станка, нужно направить газовый поршень в верх­нюю трубку станка, совмещая при этом выступы рамы с вырезами в направляющих полочках на стенке короба, затем с некоторым усилием опустить заднюю часть рамы на направляющие полочки стенок короба и продвинуть раму вперед.

Присоединение возвратной пружины с направляющей трубкой к коробу станка производится в два приема: вна­чале необходимо сжать возвратную пружину и подать направляющую трубку вперед, а затем ввести ее пятку в пазы задней стенки короба станка.

Для присоединения магазина к коробу станка необхо­димо верхнюю переднюю часть магазина с учебными па­тронами вставить в окно короба и повернуть магазин на себя, пока не послышится щелчок.

После окончания сборки частей автомата (пулемета) на станке нужно несколько раз продвинуть затворную раму назад и вперед, последовательно переставляя пере­водчик на предохранитель, на автоматический и одиноч­ный огонь. Одновременно с этим проверяется правиль­ность подачи патронов в патронник, выбрасывание их и безотказность работы ударно-спускового механизма стан­ка во взаимодействии с частями автомата (пулемета).

Занятия по изучению работы частей автомата (пуле­мета) с использованием станка проводятся методом по­каза, рассказа, а также вопросов и ответов, при этом рас­сказ или ответ должны сопровождаться соответствующим показом работы частей изучаемого оружия.

При изучении положения частей автомата до заряжа­ния руководитель занятия может показать:

— крайнее переднее положение затворной рамы с за­твором, наименьшее сжатие возвратной пружины;

— запирание канала ствола затвором и положение частей ударно-спускового механизма при установке пере­водчика на предохранитель.

Объясняя работу частей и механизмов при производ­стве выстрела, во время автоматической стрельбы, а так­же при прекращении стрельбы и разряжании автомата или пулемета, можно показать:

— присоединение и отделение магазина с патронами;


 

— положение рычага переводчика под спусковым крюч­ком при установке переводчика на «Ав» и «Од»;

— сжатие и разжатие возвратной пружины, отпирание и запирание затвора, подачу и досылание патрона в па­тронник, извлечение его из патронника и выбрасывание из короба;

— работу частей ударно-спускового механизма при различных положениях переводчика и затворной рамы с затвором.

Для прочного усвоения работы частей и механизмов автомата (пулемета) обучаемые должны еще до занятия, на котором используются станки, твердо усвоить назначе­ние и устройство отдельных частей и механизмов, осо­бенно подвижных.

Станок для показа работы частей и механизмов руч­ного пулемета Дегтярева (РПД).Станок для показа взаимодействия частей пулемета Дегтярева (рис. 51) слу-

Рис. 51. Станок с собранными частями и механизмами ручного пулемета Дегтярева (РПД):

/ — короб станка; 2 — крышка короба; 3 — трубка; 4 — проволочный треугольник; 5 — соединительная чека с цепочкой; 6 — рукоятка пере­заряжания; 7 — основание приемника; 8 — спусковая рама; 9—коробка

с лентой

жит для показа частей и механизмов, недоступных наблю­дению на собранном учебном или боевом пулемете. На станке можно также наглядно показать и изучить поло­жение частей пулемета до заряжания, работу частей и механизмов при заряжании, стрельбе и разряжании пуле­мета, а также некоторые характерные неисправности, вы­зывающие задержки в стрельбе, и способы их устра­нения.

6* 83


При изучении, например, положения частей и меха­низмов пулемета до заряжания можно показать положе­ние боевых упоров затвора, ролика стойки затворной ра­мы, рычагов подачи, пальцев подачи, подавателя и фик­сатора колодки приемника, основания приемника, спу­скового рычага и спускового крючка.

При изучении работы частей и механизмов пулемета при заряжании, при стрельбе, при прекращении стрельбы и при разряжании на станке можно показать:

— отпирание и запирание затвора;

— отвод ударника назад и продвижение его вперед для разбивания капсюля патрона;

— постановку затворной рамы боевым взводом на шептало спускового рычага и работу спускового меха­низма;

— подачу затворной рамы вперед стержнем возврат­но-боевой пружины;

return false">ссылка скрыта

— работу механизмов подачи ленты, продвижение лен­ты и подачу очередного патрона;

— досылание затвором патрона в патронник, извлече­ние и выбрасывание его из короба станка.

Станок для показа работы частей и механизмов пу­лемета состоит из короба станка и крышки короба.

В передней части короба имеется трубка, которая обозначает ствол пулемета. Подставкой станка (сошками) служит проволочный треугольник. Сверху в коробе сде­ланы проушины, служащие для соединения приемника с колодкой, и вырезы для основания приемника. Снизу для крепления коробки с лентой расположен кронштейн. Сна­ружи в нижней части имеются продольные пазы для при­соединения спусковой рамы. В правой стенке короба сделан продольный вырез для рукоятки перезаряжания, оканчивающийся отверстием для присоединения рукоятки. В задней части короба имеются отверстия для соедини­тельной чеки с цепочкой, внутри короба — направляющие пазы, служащие для движения по ним затворной рамы, и уступы для боевых упоров затвора и отражателя.

В передней части крышки короба сделаны направляю­щие выступы для соединения с колодкой приемника и отверстие для кольцевого выступа большого рычага; в задней части — вырез и отверстие для соединения с за­щелкой крышки ствольной коробки пулемета; сверху — окна для наблюдения за работой механизма подачи лен-


ты; внутри — пластинчатая пружина и ось малого ры­чага.

На крышке собраны колодка приемника с подавате­лем, рычаги подачи и защелка крышки ствольной ко­робки.

Сборка частей пулемета на станке производится в сле­дующем порядке:

— присоединить затворную раму с затвором к коробу станка;

— присоединить спусковую раму к коробу станка;

— вставить основание приемника в вырез короба станка;

— собрать части крышки короба;

— присоединить крышку короба к коробу станка;

— присоединить к крышке короба защелку крышки ствольной коробки;

— закрыть крышку короба;

— присоединить коробку с лентой, снаряженной учеб­ными патронами.

Рис.52. Станок с собранными частями ротного пулемета (РП-46):

/ — продольные станины; 2 — передний угольник; 3 — винт; 4 — деревянное осно­вание; 5 — стойка; 6 — отражательная скоба; 7 — отражатель; 8 — задняя стойка; 9 — ствол с пламегасителем; 10— трубка с возвратно-боевой пружиной; 11— спу­сковая рама с прикладом; 12 — соединительный винт приклада

Станок для показа взаимодействия частей и механизмов ротного пулемета (РП-46).Станок для показа взаи­модействия частей и изучения механизмов ротного пуле­мета (рис. 52) состоит из двух продольных станин и перед­него угольника с винтом и прижимной пластинкой, укреп­ленных на деревянном основании.

В переднем угольнике вырезано отверстие для дульной части ствола с газовой каморой.

Станины станка служат для соединения ствола, за­творной и спусковой рам пулемета. Передние части ста­нины соединены стойкой с отверстиями: верхними — для


прохода ствола и нижними —для прохода соединительной муфты. На концах задней части станин сделаны ушки с отверстиями для крепления спусковой рамы соедини­тельным винтом приклада. Внутри станины имеют про­дольные выступы для затворной рамы и боевых упоров затвора. Снизу на станинах сделаны крючки для закруг­ленных выступов спусковой рамы. Сверху к станинам прикреплена скоба отражателя с отражателем. Задняя часть станины опирается на заднюю стойку, прикреплен­ную к деревянному основанию.

Для изучения работы частей пулемета РП-46 надо со­брать на станке следующие части" и механизмы учебного пулемета: ствол с пламегасителем, трубку с возвратно-боевой пружиной, соединительный винт приклада, спуско­вую раму с прикладом, затворную раму и затвор с удар­ником.

Сборку частей пулемета РП-46 на станке необходимо производить в следующем порядке:

— вставить затворную раму в направляющие продоль­ные выступы станка, для чего взять ее правой рукой так, чтобы рукоятка затворной рамы была обращена книзу; ввести стержень газового поршня в нижнее малое отвер­стие стойки; когда рукоятка пройдет заднюю стойку ста­нин, повернуть затворную раму рукояткой вправо, отчего рама займет нормальное положение;

— соединить затвор с затворной рамой, для чего, придерживая затворную раму левой рукой снизу, отодви­нуть ее в заднее положение и присоединить затвор;

— вставить спусковую раму с прикладом в крючки, расположенные в нижней части станин, и ввинтить соеди­нительный винт приклада в отверстие правой станины станка;

— вставить возвратно-боевую пружину, для чего от­вести назад подвижную систему настолько, чтобы хвосто­вик ударника был виден в отверстии спусковой рамы; од­ним концом надеть возвратно-боевую пружину на хвосто­вик, а другим — ввести в трубку; сжать возвратно-боевую пружину между бортиком ударника и трубкой, при этом подвижные части должны продвинуться в переднее поло­жение; вставить трубку возвратно-боевой пружины с за­щелкой в отверстие спусковой рамы и повернуть вправо или влево на 90°, при этом защелка трубки должна за­скочить за боковую стенку спусковой рамы;

— вставить ствол с газовой каморой через отверстие


угольника в отверстие передней стойки, направляя газо­вую камору в нижний вырез отверстия; при этом прижим­ная пластинка угольника должна быть в горизонтальном положении, а затворная рама отведена в заднее положе­ние; после того как ствол будет продвинут до отказа в. обеих стойках, поставить прижимную пластинку верти­кально и закрепить ее винтом.

После сборки руководитель должен обязательно про­верить работу частей пулемета, собранного на станке. Для этого надо:

— отвести за рукоятку затворную раму назад до от­каза; затвор при этом должен выбросить из патронника учебный патрон (если он находился в патроннике), а за­творная рама должна встать на боевой взвод;

— ввести в патронник учебный патрон;

— правой рукой взяться за рукоятку, а левой — нажать на спусковой крючок; затем, сдерживая рукой движение затворной рамы вперед, проследить, правильно ли рабо­тают части пулемета, которые под действием возвратно-боевой пружины должны ввести учебный патрон в пат­ронник и запереть канал ствола. Газовый поршень должен свободно, без удара и трения, надвинуться на регулятор газовой каморы. Если газовый поршень не надвигается на регулятор газовой каморы, необходимо поворотом ствола вокруг своей оси или перемещением угольника добиться правильного положения регулятора по отношению к газо­вому поршню.

На станке с собранными частями пулемета можно на­глядно показать обучаемым и изучить с ними положение частей и механизмов пулемета до заряжания, работу ча­стей и механизмов пулемета при заряжании, выстреле и разряжании.

Например, до заряжания пулемета обучаемые, наблю­дая сбоку, могут видеть крайнее переднее положение за­творной рамы со стержнем и газовым поршнем; возвратно-боевую пружину, которая находится на стержне между га­зовым поршнем и соединительной муфтой в наименьшем напряжении; положение спускового крючка, который упи­рается в опущенный книзу выступ предохранителя.

При наблюдении сверху обучаемым можно показать положение затвора, боевые упоры которого разведены в стороны и находятся в выступах станин станка.

Показывая работу частей пулемета РП-46 при заряжа­нии, руководитель должен медленно отводить рукоятку

" 87


       
 
 
   


затворной рамы назад, чтобы обучаемые при наблюдении сбоку могли наблюдать сжатие газовым поршнем воз­вратно-боевой пружины и неподвижность соединительной муфты, а при наблюдении сверху — наблюдать движение стойки затворной рамы с ударником, сведение боевых упо­ров затвора и выход их из уступов ствольной коробки (вы­ступов станины станка), а также постановку затворной рамы на боевой взвод.

При показе заряжания пулемета на станке учебный патрон вводится в патронник только рукой после поста­новки затворной рамы на боевой взвод.

Для показа работы частей пулемета при производстве выстрела необходимо повернуть предохранитель, отвести спусковой крючок назад и, придерживая за рукоятку, мед­ленно продвигать затворную раму вперед. При этом сле­дует обратить внимание обучаемых на действие возврат­но-боевой пружины, на затворную раму и движение ее вперед, на движение затвора вперед и досылание им па­трона в патронник, на остановку затвора у обреза ствола и продолжающееся в это время движение затворной рамы и разведение боевых упоров при запирании канала ство­ла затвором.

Для показа работы частей пулемета после выстрела следует, нажимая на поршень, медленно подавать за­творную раму назад, при этом объяснить обучаемым и показать, что части пулемета произведут те же действия, что и при заряжании, только затворная рама отойдет под действием газов, часть которых через отверстие в канале ствола проникнет в газовую камору и оттолкнет поршень назад. При отходе затвора назад учебный патрон извле­кается из патронника зацепом выбрасывателя и отражает­ся книзу отражателем.

Станок для показа работы частей пулемета конструк­ции Горюнова (СГМ).Для наглядного изучения взаимо­действия частей и механизмов пулемета Горюнова мо­жет быть использован станок, общий вид которого с собранными на нем частями и механизмами пулемета по­казан на рис. 53.

Основание станка делается из дерева. В нижней его ча­сти прикреплены передняя и задняя металлические сош­ки, которые могут быть разведены встороны, сведены и подогнуты к основанию. В этом положении они закрепля­ются выдвижным стопором.


Примерно в средней части основания станка сверху сде­лан вырез. В него вставлен и закреплен шурупами вкла­дыш, изготовленный по форме того места ствольной короб­ки пулемета, где помещается ползун с пальцами. Вкладыш предназначен для показа крепления ствола замыкателем. Несколько впереди вкладыша закреплено кольцо с выре-

Рис. 53. Станок с собранными на нем частями и механизмами пулемета

конструкции Горюнова (СГМ): 1— основание; 2— сошки; 3— стопоры сошек; 4 — вкладыш; 5 — кольцо с выре­зом; 6 — направляющая трубка газового поршня; 7 — кронштейн с пружинами; 8 — кронштейн с окном; 9 — скоба затыльника; 10— боевой уступ; 11 — кронштейн; 12—стойка скобы затыльника; 13 — угольник; 14 — пружинный стопор

зом, куда вставляется ствол, а в вырез кольца входит шпонка ствола. Вкладыш и кольцо служат для крепления ствола к основанию станка.

В передней части основания станка прикреплена шуру­пами направляющая трубка газового поршня. В верхней его части имеются кронштейн с пружинами для крепления приемника и кронштейн с окном для защелки крышки при­емника. К задней части основания при помощи шурупов прикреплена скоба для затыльника пулемета. Впереди нее на основании станка сделан боевой' уступ, который для прочности обит металлической пластинкой.

Несколько впереди и снизу к основанию прикреплен кронштейн для удержания направляющей рейки затворной рамы. Задний конец этой рейки прикреплен к стойке ско­бы затыльника. В нижней части основания станка для под­держания рукоятки перезаряжания прикреплен угольник. Чтобы ствол не смещался вперед, в передней части осно­вания станка с правой стороны помешен Г -образный пру­жинный стопор.


 
 


На станке можно демонстрировать работу всех частей и механизмов пулемета.


Так, например, при отведении рукоятки перезаряжания назад хорошо видны действие ведущего выступа на зад­нюю стенку паза затворной рамы, выход газового поршня из направляющей трубки, свободный ход затворной рамы, вывод сапожком затворной рамы затвора из боевого усту­па, отвод затвора назад, приведение в действие ползуна с пальцами, сжатие возвратно-боевой пружины, постанов­ка затворной рамы на боевой взвод, подача патрона. При плавном спуске затворной рамы с боевого взвода можно проследить работу деталей и механизмов пулемета при движении затворной рамы вперед.

Рис. 54. Станок для показа работы частей и механизмов станкового пу­лемета конструкции Горюнова (СГМ): / — основание; 2 — стволодержатель; 3 — прижимная планка; 4 — барашек; 5 — пе­редняя стойка; 6 — задние стойки короба; 7 — направляющая трубка поршня; 8 — передняя обойма; 9 — чека затыльника; 10— верхняя обойма; // — отверстие

в стенке короба

Другой моделью станка, при помощи которого можно показать обучаемым работу частей и механизмов пулемета конструкции Горюнова (СГМ), может служить станок, об­щий вид которого показан на рис. 54. Он состоит также из деревянного основания, на котором укреплены стволодер-­ жатель с прижимной планкой и винтом с барашком, пе­редняя стойка и две задние стойки короба. Между стволо- держателем и передней стойкой короба установлена на­правляющая трубка поршня. К стенкам короба прикрепле­ны: передняя обойма, в которой при помощи разрезной чеки закрепляются основание и крышка приемника, на­правляющая перемычка с отверстием для центрирования ствола пулемета и верхняя обойма для запирания крышки приемника. К внутренней стенке короба прикреплены на­правляющие полозки, в пазы которых входит рукоятка перезаряжания. Внутренняя перемычка короба, располо-


женная у передней стойки, предназначена для удержания рукоятки перезаряжания в переднем положении. Для за­крепления затыльника пулемета служат задняя перемычка и отверстия в стенках короба, через которые проходит за­крепляющая затыльник чека.

Для изучения работы частей и механизмов пулемета надо собрать на станке его части и механизмы: основание приемника с движком; чеку затыльника; затыльник с на­правляющим стержнем и возвратно-боевой пружиной; за­творную раму с поршнем и затвором; рукоятку перезаряжа­ния; ползун приемника с пальцами подачи; ствол с пламе­гасителем; крышку приемника; основание приемника.

Сборка частей пулемета на станке производится в сле­дующем порядке:

— вставить ствол в отверстие перемычки таким обра­зом, чтобы газовая камора вошла в направляющую труб­ку поршня; закрепить ствол прижимной планкой с по­мощью винта с барашком;

— вставить рукоятку перезаряжания в пазы полозков короба, продвинув ее в крайнее переднее положение;

— вставить затворную раму с поршнем между стенка­ми короба, введя поршень в направляющую трубку; про­двинуть подвижную систему в крайнее переднее положе­ние, при этом нижние выступы ползуна приемника дол­жны войти в косые пазы затворной рамы;

— уложить затвор на затворную раму;

— надеть возвратно-боевую пружину на направляю­щий стержень и в таком виде вставить затыльник между стенками короба станка, после чего закрепить его чекой; возвратно-боевая пружина при этом должна войти в ка­нал рамы;

— присоединить движок к основанию приемника; со­брать крышку приемника с основанием, поставить ее между проушинами передней обоймы и, закрепив разрезной чекой, закрыть крышку приемника.

В таком виде пулемет, собранный на станке, готов для показа взаимодействия частей.

Действие частей пулемета, собранных на станке, перед занятием необходимо проверить, для чего:

— открыть крышку приемника, вложить ленту с учеб­ными патронами в приемник так, чтобы шляпка первого патрона поместилась между зацепами движка, и закрыть крышку;

— за рукоятку перезаряжания отвести подвижную си-


 




стему назад до постановки затворной рамы на боевой взвод;

— пальцами левой руки поднять предохранитель и на­жать на спусковой рычаг, а правой рукой несколько при­держать рукоятку перезаряжания, замедляя движение впе­ред подвижной системы;

— резким движением рукоятки перезаряжания отвести подвижную систему назад; при этом затвор должен выбро­сить через выводное окно учебный патрон из патронника;

— передвигая подвижную систему с помощью рукоятки перезаряжания, при нажатом спусковом рычаге проверить правильность работы всех частей пулемета (подачу ленты с патронами и перезаряжание пулемета);

— разрядить пулемет.

На станке можно наглядно показать обучаемым и изу­чить с ними: положение частей и механизмов пулемета до заряжания; работу частей пулемета при заряжании, стрельбе, прекращении стрельбы и разряжании.

При изучении положения частей пулемета до заряжа­ния на станке можно показать:

— при наблюдении сбоку— крайнее переднее положе­ние затворной рамы с поршнем и рукоятки перезаряжания; положение предохранителя и спускового рычага; положе­ние ползуна приемника;

— при наблюдении сверху: при откинутой крышке и при откинутом основании приемника — запирание канала ствола и наименьшее поджатие возвратно-боевой пружины на стержне затыльника; при опущенном основании прием­ника— положение движка на затворе; на крышке прием­ника — положение подавателя и верхних пальцев.

Для показа работы частей пулемета при заряжании

следует:

— открыть крышку приемника и показать накладыва­ние ленты с учебными патронами на приемник, обращая внимание обучаемых на положение закраины дна первого патрона между зацепами движка;

— при откинутой крышке приемника рукой за рукоят­ку перезаряжания медленно отводить подвижную систему назад и показать движение затворной рамы с поршнем на­зад, сжатие возвратно-боевой пружины, извлечение патро­на из ленты, отпирание канала ствола, движение ползуна приемника; при закрытой крышке приемника показать по­дачу патрона к затвору и постановку затворной рамы на боевой взвод.


Для показа работы частей пулемета при стрельбе сле­дует:

— показать работу частей спускового механизма при нажатии на верхнюю часть спускового рычага;

— придерживая рукой рукоятку перезаряжания, мед­ленно продвинуть подвижную систему пулемета вперед и показать движение рамы под действием возвратно-боевой пружины, досылание патрона в патронник, запирание пат­ронника затвором, работу ползуна приемника, захват оче­редного патрона зацепами движка;

— после пояснения действия газов при выстреле на поршень отвести подвижную систему назад и показать вы­брасывание патрона из патронника.

Передвигая подвижную систему назад и вперед при нажатом спусковом рычаге, показать действие частей пуле­мета во время стрельбы, а при освобожденном спусковом рычаге — постановку затворной рамы на боевой взвод (прекращение стрельбы).

При показе работы частей и механизмов автоматов и пулеметов с использованием станков весьма опасен для присутствующих случайный выстрел даже холостым патро­ном. Поэтому командир обязан тщательно проверить ору­жие, ленты (магазины) и учебные патроны и убедиться в Том, что среди них нет холостых или боевых патронов.

Для того чтобы части станка не расшатывались, а со­бранные на них части оружия не портились, при спуске затворной рамы (затвора) с боевого взвода необходимо предварительно ввести в патронник учебный патрон и, при­держивая рукоятку перезаряжания, замедлять движение подвижных частей оружия.

Запрещается на оружии, собранном на станке, обучать Приемам заряжания и разряжания.

 

Модели и макеты отдельных механизмов

и образцов оружия и приборов Модели и макеты отдельных механизмов оружия и приборов применяются для показа обучаемым и изучения с ними сложных узлов и механизмов оружия и приборов. Силами мастерских части могут быть изготовлены, напри­мер, такие макеты, как ударно-спусковые механизмы для разных образцов оружия, макет сапожка рамы с затвором для станкового пулемета Горюнова, модели действующих Пистолетов Стечкина и Макарова, макеты действующих приборов ночного видения и т. п.


 




Ценность таких пособий заключается в том, что они позволяют изучать работу тех частей, которые на оружии и приборах не видны.

Макет ударно-спускового механизма автомата Калаш­никова (АКМ) и ручного пулемета Калашникова .

ударно-спускового механизма (рис. 55) применяет-

Рис. 55. Макет ударно-спускового механизма автомата (пулемета) Ка

лашникова;

/ — курок; 2 — боевая пружина; 3 — спусковой крючок; 4 — шептало одиночного

огня; 5 — пружина шептала одиночного огня; 6 — автоспуск; 7 — пружина авто

спуска; 5 — переводчик; 9 — ствол; 10 — затворная рама; 11— затвор

ся как наглядное пособие для показа устройства и работы частей ударно-спускового механизма при изучении матери­альной части автомата и пулемета Калашникова.

Макет состоит из основания, затворной рамы, затвора, курка, боевой пружины, спускового крючка с шепталом, боевого взвода, замедлителя курка, шептала одиночного огня, пружины шептала одиночного огня, автоспуска, пру жины автоспуска, переводчика.

Основание макета представляет собой доску, на которой крепятся затворная рама с затвором и части ударно-спускового механизма автомата (пулемета). Основание имеет верхний продольный паз для крепления и перемеще­ния затворной рамы с затвором, три оси (для курка, спускового крючка с замедлителем курка и шепталом оди-


ночного огня и автоспуска), кронштейн, в отверстии кото­рого шарнирно укреплен переводчик, планку патронника, планку со скобой для передней части переводчика, две планки-ограничители спускового крючка и две петли для подвешивания макета.

Части ударно-спускового механизма макета имеют фор­му, подобную частям ударно-спускового механизма авто­мата (пулемета).

На макете можно показать: в каком положении нахо­дятся части и механизмы ударно-спускового механизма' при спущенном курке и переводчике, поставленном на пре­дохранитель; какую работу выполняют части и механизмы при перемещении затворной рамы, при постановке курка на 'боевой взвод, при нажатии на спусковой крючок, когда переводчик установлен для стрельбы автоматическим ог­нем (на «Ав»)и для стрельбы одиночным огнем (на «Од»).

При показе положения частей и механизмов при спу­щенном курке и переводчике, установленном на предохра­нитель, руководитель обращает внимание обучаемых на следующее: затворная рама с затвором находится в край­нем переднем положении; рычаг автоспуска выступом за­творной рамы опущен вниз, при этом автоспуск стремится под действием своей пружины повернуться назад; курок спущен и упирается в затвор; боевая пружина находится в наименьшем сжатии и своей петлей прижимает курок к затвору, а перьями упирается в спусковой крючок, повора­чивая его хвост в переднее положение; сектор переводчика находится в переднем положении в вырезе шептала одиноч­ного огня и над правым выступом спускового крючка.

При перемещении затворной рамы с затвором назад (на макете— влево) руководитель занятия может показать: как сектор переводчика при установке на «Ав» становится над концом шептала одиночного огня, а при установке на «Од» становится в заднем положении; как под воздейст­вием затворной рамы курок, поворачиваясь на своей оси, боевым взводом заходит под шептало боевого взвода и взаимодействует с замедлителем курка; как поворачивает­ся автоспуск; какое положение занимает конец рычага автоспуска в отношении выступа затворной рамы; как за­кручивается боевая пружина.

При перемещении затворной рамы с затвором вперед (на макете — вправо) обучаемым можно показать, как вы­ступ затворной рамы подает вперед рычаг автоспуска, ко­торый выводит шептало автоспуска из-под взвода автоспу-


ска курка, после чего курок становится боевым взводом' на шептало боевого взвода.

При нажатии на спусковой крючок, когда переводчик установлен для ведения автоматического огня («Ав»), можно показать:

— как шептало боевого взвода выводится из-под бое­вого взвода курка и как курок ударяет по ударнику (на макете — по затвору); работу замедлителя курка;

— как затворная рама с затвором движется назад "после «выстрела» и как курок откидывается назад и ста­новится на взвод автоспуска;

— как шептало автоспуска выводится из-под взвода автоспуска курка при подходе затворной 'рамы в переднее положение;

— как курок становится на шептало боевого взвода при освобождении спускового крючка.

При нажатии на спусковой крючок, когда переводчик установлен для ведения одиночного огня («Од»), можно показать:

— как шептало боевого взвода выводится из-под бое­вого взвода курка; работу замедлителя курка;

— как курок откидывается назад при движении затвор­ной рамы с затвором и заскакивает взводом одиночного огня за шептало одиночного огня;

— как шептало одиночного огня выводится из-под взвода одиночного огня, как боевой взвод курка становит­ся под шептало боевого взвода при освобождении спуско­вого крючка и как шептало боевого взвода выводится из-под боевого взвода курка при повторном нажатии на спу­сковой крючок.

При изучении работы переводчика можно показать:

— как сектор переводчика упирается в конец спуско­вого крючка при постановке переводчика на предохрани­тель и почему хвост (Спускового крючка невозможно отве­сти назад;

— как сектор переводчика удерживает шептало оди­ночного огня при постановке переводчика для ведения ав­томатического огня и почему при нажатии на спусковой крючок взвод одиночного огня на курке не может заско­чить за шептало одиночного огня и курок становится толь­ко на боевой взвод;

— как при постановке переводчика на одиночный огонь курок становится на взвод одиночного огня при на­жатом спусковом крючке после выстрела; как шептало


одиночного огня выводится из-под взвода одиночного огня курка; как шептало боевого взвода курка выводится при повторном нажатии на спусковой крючок.

Действующая модель 9-мм пистолета Стечкина. Модель
9-мм пистолета Стечкина (рис. 56) предназначена для по-­
каза и изучения работы автоматики пистолета до заряжа-­
ния, при заряжании, Ра-­
боты механизма замед-­
ления темпа стрельбы,
работы частей при по-­
становке пистолета на
предохранитель и при
стрельбе самовзво-

дом.

Рис. 56. Действующая модель 9-мм пи­столета Стечкина

Действующая мо­дель основана на том же принципе, что и бое­вой пистолет, но разме­ры частей увеличены (например, в три раза).

Затвор изготовлен из дерева твердой породы. Вместо ствола поставлен металлический стержень, на ствол наде­та возвратная пружина. Курок, толкатель, шептало, разоб­щитель, спусковой крючок и спусковая тяга, передающий рычаг и замедлитель отлиты из дюралюминия и обрабо­таны вручную. Все детали собраны на доске с подставкой и крепятся к ней винтами. С противоположной стороны доски имеется продольный вырез, по которому движется рукоятка, соединенная с затвором пистолета. На лицевой стороне доски имеется направляющий паз, а в затворе — направляющий вырез. Этим достигается соединение затво­ра с рамкой. Ствол при помощи стойки винтом соединен с доской.

Все части ударно-спускового механизма закреплены на той же доске согласно схеме действия пистолета и имеют свободное вращение на своих осях.

Модель очень проста по устройству и может быть изго­товлена в ремонтной мастерской части.

Модель представляет собой разрез, все части открыты и хорошо можно наблюдать работу частей и механизмов, чтодает возможность лучше усвоить их работу до заряжа­ния, при заряжании, при стрельбе. Она дает возможность наглядно показать работу переводчика-предохранителя,


шептала, разобщителя, курка, толкателя, спусковой тяги и механизма замедления темпа стрельбы.

Для того чтобы показать работу механизмов на моде­ли, необходимо за рукоятку отвести затвор в крайнее зад­нее положение; при этом затвор, скользя по направляю­щему выступу на доске, которая служит рамкой пистолета, поворачивает курок и ставит его на боевой взвод. Возврат­ная пружина при этом сжимается. Движение затвора на­зад ограничивается стойкой, имеющейся на доске.

При отпускании затвора возвратная пружина посылает затвор вперед. Затвор, двигаясь, выталкивает верхний па­трон из магазина и продвигает его в патронник. Здесь же руководитель занятия может наглядно показать обучае­мым, как зацеп выбрасывателя заскакивает в кольцевую проточку гильзы.

Чтобы показать обучаемым работу частей и механиз­мов пистолета при выстреле, необходимо нажать пальцем правой руки на спусковой крючок. Спусковой крючок, по­ворачиваясь на цапфах, перемещает спусковую тягу впе­ред. Спусковая тяга наклонной площадкой нажимает на хвост разобщителя, который своим выступом поворачивает шептало и выводит его из зацепления с боевым взводом курка. Курок под действием боевой пружины поворачи­вается на своих цапфах и энергично ударяет по ударнику, который бойком разбивает капсюль.

При подаче подвижных частей модели назад можно на­блюдать, как затвор, отходя назад, зацепом выбрасыва­теля извлекает из патронника гильзу. Кроме того, если переводчик-предохранитель поставлен на одиночный огонь, то происходит следующее:

— под действием затвора разобщитель перемещается вниз, опуская задний конец спусковой тяги; выступ разоб­щителя выходит из зацепления с шепталом;

— шептало под действием своей пружины поворачи­вается вниз; курок затвором отводится назад и становится на боевой взвод;

— переводчик-предохранитель сдвигается с передающе­го рычага; передающий рычаг вместе с замедлителем под действием пружины замедлителя поднимается вверх до упора своим боковым выступом в ребро продольного хода затвора;

— гильза при встрече с отражателем выбрасывается наружу; очередной патрон в магазине подается пружиной


вверх до упора в загибы корпуса магазина и становится на пути движения затвора вперед.

Для показа обучаемым повторной работы частей и ме­ханизмов модели пистолета при выстреле необходимо от­пустить хвост спускового крючка и нажать на него снова. При этом спусковой крючок под действием своей пружины поворачивается на цапфах и занимает среднее положение, а спусковая тяга отходит назад и поднимается вверх. Разобщитель под действием своей пружины и спусковой тяги поднимается вверх и его выступ заходит в вырез на шептале.

На этой модели можно также показать работу меха­низма замедления темпа стрельбы, работу частей при по­становке пистолета на предохранитель и при стрельбе са­мовзводом.

Макет пистолета Макарова.Макет пистолета Макарова состоит из двух основных частей: станка с экраном и мо­дели пистолета.

Модель пистолета (рис. 57) можно присоединить к станку с экраном (если необходимо продемонстрировать его в общем виде) и отделить от него для подробного изу­чения.

Лицевая сторона экрана заклеена белой бумагой. На ней закреплены части пистолета (за исключением магази­на ищечек), изготовленные из дерева и железа и покры­тые черным лаком.

Части пистолета на модели увеличены (например, в два раза); сделаны они из тех же материалов и окрашены в разные цвета. К рамке модели шурупами привинчен ци­линдрический стержень, обозначающий ствол. На нем по­мещена возвратная пружина.

Спусковая скоба и спусковой крючок крепятся на осях рамки. Спусковой крючок верхним отверстием шарнирно соединен с передней цапфой спусковой тяги, а задняя цап­фа — с рычагом взвода. Пружина спусковой скобы упи­рается одним концом в нижний прилив скобы, а другим — в поддержку, обозначающую ,вырез для затворной задерж­ки на левой стенке рамки. Затворная задержка, шептало испусковая тяга находятся на одной оси.

Курок вращается на оси, закрепленной в задней части рамки. Внизу к его рукоятке прикрепляется двумя шуру­пами коленчатая планка, которая является левой задней стенкой рамки. Вверху она имеет вырез для предохрани­теля. Другая планка, привернутая двумя шурупами к рам-

*7 Зак. 908 99


ке, обозначает заднюю стенку пистолетной рукоятки. Бое­вая пружина удерживается на планке задвижкой, широ­ким пером она упирается в курок, а узким — в рычаг взвода.

Рис. 57. Модель пистолета Макарова: / — затвор; 2 — возвратная пружина; 3— ствол; 4 — отверстие для цапфы; 5 — от­верстие спускового крючка; 6 — спусковой крючок; 7 — спусковая скоба; 8— пру­жина спусковой скобы; 9— затворная задержка с отражателем; 10— пружина шептала; // —рамка; 12 — ударник; 13 — курок; 14 — предохранитель; 15 — флажок предохранителя; 16 — шептало;. 17 — рычаг взвода; 18 — отверстие для цапфы; 19 — ось для задержки и шептала; 20 — спусковая тяга; 21 — боевая пружина; 22, 23 — планки; 24 — винт задвижки; 25 — задвижка

Затвор состоит из двух деревянных пластинок — верх­ней и нижней, склеенных и дополнительно скрепленных дву­мя шурупами. На верхней пластинке внизу имеется прямо­угольный паз, а на нижней — сквозное отверстие (Т- образ­ный вырез). С помощью пазов и выступа на рамке затвор соединяется с рамкой в тот момент, когда спусковая скоба находится внизу. Если спусковая скоба не отведена, она своим верхним приливом ограничивает движение затвора и не дает возможности отодвигать его. В передней части выреза затвора закреплен выступ, служащий упором для возвратной пружины и тоже ограничивающий движение


затвора назад. Для удержания в задней части затвора имеется цилиндрический канал малого калибра, а для ствола и возвратной пружины в передней части затвора — канал большого диаметра. Вверху задней части затвора расположена обойма, на которой закреплен предохрани­тель с флажком.

Макет прибора ночного видения.Электрифицированный макет позволяет показать обучаемым принцип устройства и действия приборов ночного видения.

Макет представляет собой стенд размером 150 X 96 X X 11 см, состоящий из двух фанерных стенок и деревян­ной рамы, к которой стенки прикреплены.

Передняя стенка окрашена в черный цвет. На этой стенке прикреплены макеты деталей прибора ночного ви­дения, макет инфракрасного прожектора, ручки приспо­соблений для имитации действия инфракрасного прожек­тора (Bk1) и для имитации потока электронов в приборе ночного видения (Вк2, Вк3, Вк4), а также даны соответст­вующие обозначения (—, +, 18—20 кв, инфракрасный прожектор и др.) и указано наименование макета.

Задняя стенка служит для прикрытия деталей внутрен­него устройства макета.

Деревянная рама с перегородками изготовляется из сухих досок шириной 11 см и толщиной 2 см. На раме раз­мещается электрооборудование макета (трансформатор, лампы, провода).

Детали прибора ночного видения,монтируемые на пе­редней стенке макета,—объектив, корпус электронно-опти­ческого преобразователя и окуляр — изготовляются из бес­цветного органического стекла или целлулоида и поме­щаются в продольном сечении по оси прибора; диафрагма преобразователя изготовляется из светло-зеленого органи­ческого стекла.

Размеры деталей прибора следующие:

— объектива: диаметр 15 см, толщина 4 см;

— окуляра: диаметр 7 см, толщина 2 см;

— корпуса электронно-оптического преобразователя: диаметры 15,5 см и 11,5 см, длина широкой части корпуса 24 см, узкой— 13 см, общая длина корпуса 39 см;

— диафрагмы, помещенной внутри преобразователя: диаметр 5 см, длина 13 см.

Очертание корпуса прибора обозначено красной пунк­тирной линией на стенке макета. Размеры корпуса: диа­метры 20,5 см и 17,5 см, длина широкой части 24 см, уз-

7* 101




кой — 22 см, общая длина кор­пуса 68,5 см. Удаление правой стенки прибора от правого края макета — 23,5 см, нижней стен­ки прибора от правого края ма­кета — 23,5 см, нижней стенки прибора от нижнего края маке­та — 35,5 см.

Макет инфракрасного про­жектора представляет собой по­добие велосипедной фары, внут­ри которой помещена 6-вольто-вая лампочка, прикрытая крас­ным стеклом; прожектор на­правлен на объект наблюдения.

Объект наблюдения — фигу­ра вражеского солдата. В стен­ке макета сделан вырез в форме силуэта солдата.

Видимость солдата или дру­гого объекта наблюдения, облу­ченного инфракрасным прожек­тором, достигается с помощью приспособления (установленно­го внутри макета), которое од­новременно включает макет ин­фракрасного прожектора и ста­вит против выреза в стенке ма­кета сектор с изображением солдата (рис. 58).

Ход лучей от объекта наблю­дения к прибору ночного виде­ния и от окуляра прибора кгла­зу наблюдателя обозначен пря­мыми отрезками светящихся ли­ний. Световой эффект потока электронов в приборе обозна­чается бегущими светлыми точ­ками. Для этого в стенке маке­та прорезаны щели, заклеенные с внутренней стороны соответ­ствующими полосками из крас­ного и бесцветного органическо­го стекла или целлулоида.


Пояснительные надписи могут быть выполнены наклад­ными буквами, окрашенными в белый цвет.

Устройство приспособлений показано на рис. 59.

Приспособление для имитации действия инфракрасного прожекторасоздает видимость объекта наблюдения при облучении его прожектором. Оно состоит из сектора, укрепленного на оси, металлической тяги и двухполюсного выключателя, тоже укрепленного на оси. Сектор и выклю­чатель соединены между собой шарнирно металлической тягой. Ручка (Bk1) от выключателя проходит в прорези передней стенки. Контакты выключателя соединены с лам­почкой инфракрасного прожектора и осветительной лам­пой сектора. Включение и выключение приспособления производятся передвижением ручки выключателя в соот­ветствующее крайнее положение. Размеры деталей пока­заны на рисунке.

Приспособление для имитации потока электроновв при­боре ночного видениясостоит из экрана, 60 электролампо- чек от карманного фонаря, часового механизма, контакт­ного прерывателя и выключателя (Вк2).

Экран 35 X 15 см изготовляется из тонкой листовой же­сти. В нем вырезаются 60 отверстий по диаметру лампочек, образуя 17 вертикальных рядов по 3 лампочки, 3 ряда по 2 лампочки и 3 ряда по 1 лампочке в ряду. Для предот­вращения световых помех каждая лампочка помещается в жестяной цилиндр высотой 2,5 см и припаивается к его стенке своим цоколем. Эти цилиндры с лампочками при­паиваются против каждого отверстия экрана. Лампочки каждого вертикального ряда своими торцовыми контакта­ми соединяются проводом с 23 контактами, расположен­ными по окружности диаметром 2,5 см на щитке.

Щиток представляет собой фанерную квадратную до­щечку 10 X 10 см, которая укрепляется на часовом меха­низме; в центре щитка имеется отверстие для осей стрелок. На ось минутной стрелки надевается металлический диск диаметром 2 см с девятью пластинчатыми контактами, ко­торые выступают за край диска на 0,5 см и своими конца­ми скользят по контактам, укрепленным на щитке. На вы­ступающий конец оси надевается спиральная пружина, за­крепленная гайкой. Пружина прижимает диск к щитку, обеспечивая надежное включение лампочек. К корпусу часового механизма присоединен провод от выключателя приспособления. Часовой механизм заводится ручкой.



 


Рис. 59. Устройство внутренней части макета (вид сзади)



Рис. 60. Схема электрооборудования макета

 



В передней стенке макета, против горизонтальных ря­дов лампочек, находятся соответствующие щели.

Заведенный часовой механизм приводит в движение диск, который своими пластинчатыми контактами, скользя по контактам щитка, попеременно замыкает электроцепь вертикальных рядов лампочек, создавая световой эффект потока электронов в электронно-оптическом преобразовате­ле прибора.

Электрооборудование макета (рис. 60) состоит из уни­версального трансформатора типа ТП-50 (понижающий наоптическом преобразовате­ле прибора.

Электрооборудование макета (рис. 60) состоит из уни­версального трансформатора типа ТП-50 (понижающий напряжение с 220 в до 3 и 6 в) и электроламп.

Демонстрация макета.Макет включают в электросеть. Заводят часовой механизм и последовательно включают макет инфракрасного прожектора, приспособление для имитации потока электронов, ход лучей через окуляр и увеличенное изображение объекта наблюдения.

При включении макета инфракрасного прожектора ста­новится видимым изображение цели, ход отраженных от объекта лучей через объектив прибора и построение изо­бражения цели на фотокатоде электронно-оптического пре­образователя в инфракрасных лучах.

При включении приспособления для имитации потока электронов показывается перенесение изображения с фо­токатода на экран, действие диафрагмы и получение элек­тронного изображения на аноде.

При включении выключателя Вк3 показывается получе­ние увеличенного видимого изображения при наблюдении в окуляр прибора и схема хода лучей через него.