Контрольное зеркальце
Контрольное зеркальце (рис. 16) с помощью резинки или тесьмы удерживается на правом глазу обучаемого и применяется для контроля за прицеливанием как днем, так иночью. Прибор состоит из корпуса, изготовленного из дерева или резины, и зеркальца, поставленного зеркальной стороной наружу и под углом 45° к линии наблюдения.
Амальгаму зеркальца в' двух местах очищают, чтобы образовались светлые точки диаметром до 1 мм для прицеливания. Эти точки должны находиться на горизонтальной линии по обе стороны от центра зеркальца в 10 мм одно от другого.
Обучаемый надевает прибор на правый глаз и прицеливается. Руководитель, располагаясь с правой стороны, видит в зеркальце прицельные приспособления оружия и цель. По их взаимному положению в момент нажатия обучаемым на спусковой крючок он судит о правильности при-
ное приспособление служит для уточнения положения кор- пуса прибора по высоте, с тем чтобы диафрагма помещалась на уровне зрачка глаза стреляющего. Оно состоит и: планки, пружины и регулировочного винта. На стойку надевается муфта и закрепляется на ней винтом. К муфте с помощью оси прикреплен кронштейн, на верхнем конце которого помещается регулировочное приспособление.
На занятиях прибор устанавливается справа от изготовившегося для стрельбы обучаемого так, чтобы отверстия наглазника и диафрагмы были совмещены с линией прицеливания. Совмещение отверстий наглазника и диафрагмы с линией прицеливания достигается перемещением стойки прибора, передвижением муфты по стойке и поворотом регулировочного винта.
Наглазник прибора при обучении стрельбе из автомата не должен касаться надбровной дуги автоматчика,, а при прицеливании из ручного (ротного) пулемета надбровная дуга касается наглазника, благодаря чему облегчается наведение пулемета в цель.
Когда обучаемый прицеливается, руководитель наблюдает через смотровое окно прибора, отыскав предварительно такое положение, при котором ему в зеркале были бы ясно видны прорезь 'прицела, мушка и цель. Обнаружив ошибки в действиях обучаемого, он указывает на них и требует их устранения. Он может также проверить обучаемого, спросив, куда сместилась бы средняя точка попадания, если бы при стрельбе была допущена данная ошибка.
При обучении молодых солдат руководитель может прицеливаться сам, а обучаемому приказать наблюдать за его действиями через смотровое окно. При этом либо обучаемый докладывает о виденном, либо руководитель сопровождает свои действия объяснением. Например, руководитель может сказать: «Сейчас я взял ровную мушку и прицелился в указанную мне точку прицеливания. Средняя точка попадания при этом должна совпасть с серединой цели». Если руководитель хочет показать ошибки прицеливания, то он может сообщить обучаемому, какую он делает ошибку, или спросить об этом обучаемого.