УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ПОСОБИЯ
Генерал-майор Савченко С. С, полковники Болеев В. Ф. и Козлов Д. И.
УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ПОСОБИЯ
В книге описывается устройство и даются советы по применению большинства учебных стрелковых приборов и пособий, используемых внастоящее время на занятиях по огневой подготовке с солдатами и курсантами. Одни из этих приборов поступают в войска централизованно, другие предложены войсковыми рационализаторами.
Книга окажет помощь командирам стрелковых подразделений при подготовке ими учебных стрелковых приборов к занятиям.
ВВЕДЕНИЕ
В современном бою стрелковые подразделения решают поставленные им задачи искусным маневром и огнем. Ведению меткого огня они обучаются в основном на занятиях по огневой подготовке. Организация и методика проведения этих занятий довольно сложны, так как необходимо в тесной увязке с тактической подготовкой и другими предметами научить личный состав самостоятельному решению различных огневых задач. Для решения этих огневых задач надо иметь необходимый запас теоретических знаний (основ и правил стрельбы, материальной части оружия) и практические навыки применения оружия в разнообразных условиях. При изучении кратких сведений по основам стрельбы или материальной части оружия обучаемому приходится встречаться с такими вопросами и понятиями, которые подчас невозможно не только осязать, но и видеть. Таковы, например, понятия: начальная скорость, угол вылета, сноп траекторий, вероятность попадания, работа частей и механизмов пулемета при автоматическом огне и т. д. Для успешного усвоения подобных понятий служат . различные учебные приборы, пособия и макеты,
Твердые навыки владения оружием вырабатываются в результате длительных тренировок (упражнений). При этом должны соблюдаться следующие условия: упражнения должны проводиться систематически и быть разнообразными, обучаемые должны знать результаты выполнения ими каждого упражнения.
Руководитель занятий не сможет выполнить этих усло-
вий, если при обучении личного состава он не будет поль-
зоваться различными учебными приборами и пособиями.
При обучении меткой стрельбе самыми лучшими на-
глядными пособиями являются боевое и учебное оружие,
холостые, малокалиберные и боевые патроны, приборы на
блюдения за полем боя и приборы управления огнем. Од
нако и при полном обеспечении боевым оружием и боепри-
пасов»
3
пасами в процессе обучения нельзя обойтись без всевозможных макетов, схем, плакатов, учебных приборов для контроля и самоконтроля, различных мишеней, а также хорошо оборудованных учебных полей и классов. Пособия и приборы способствуют лучшему усвоению учебного материала, повышают активность обучаемых на занятиях, позволяют самим обучаемым и командиру видеть, каких результатов они достигли на данном занятии. Кроме того, при наличии соответствующих приборов руководителю занятия легче своевременно обнаружить ошибки, допускаемые обучаемыми, показать эти ошибки и добиться их устранения.
Трудно представить себе занятие по огневой подготовке, на котором не применялись бы наглядные пособия и учебные стрелковые приборы. Достижение цели, поставленной на данное занятие, в большой степени зависит от правильного подбора предметов материального обеспечения и умелого их использования.
Наглядные пособия и учебные стрелковые приборы, применяемые на занятиях по огневой подготовке, можно подразделить на несколько видов.
1. Натуральные предметы:боевое и учебное оружие, боеприпасы, оптические и ночные прицелы, бинокль, перископ, принадлежность к оружию и др. Натуральные предметы используются при изучении всех вопросов огневой подготовки, поэтому они считаются основным видом наглядных пособий. Иногда с целью экономии боеприпасов при обучении приемам и правилам стрельбы применяется оружие с вкладными стволами. Вкладные стволы для стрельбы являются заменителями. Они обычно вставляются в стволы боевого оружия, прикрепляются к нему сверху или вставляются внутрь гранаты (УГВС-2, ПУС-7). В ручных имитационных гранатах взрыв гранаты при падении или попадании в цель имитируется взрывом пороха, помещенного в запале. При работе с натуральными предметами порядок действий и характер приемов такие же, как и при работе с боевым оружием (гранатами).
В процессе обучения к другим видам наглядных пособий следует прибегать только в тех случаях, когда натуральных предметов недостаточно или они не дают полного представления о том или ином явлении. Так, например, при изучении материальной части пулемета нельзя показать работу всех частей и механизмов при стрельбе. На действующем макете или с помощью кинофильма этот вопрос
может быть легко разрешен, и обучаемые получат полное представление о взаимодействии частей и механизмов. Нельзя показать горение пороха в патроне при выстреле или движение пули по каналу ствола. На плакате же или на экране эти процессы удается воспроизвести наглядно.
2. Объемные наглядные пособия:макеты оружия, от
дельных частей и механизмов, макеты прицелов и приборов наблюдения, модели, чучела целей, миниатюр- полигоны и т. д. Эти наглядные пособия также используются при
изучении всех разделов огневой подготовки.
Макеты и модели, как правило, изготовляются различной величины и конструкции силами подразделений. Широкое распространение получили действующие макеты и модели (станки и модели для показа взаимодействия частей ударно-спусковых механизмов оружия и гранат, управляемые по радио модели самолетов, макеты снарядов и т. д.).
3. Изобразительные наглядные пособия:плакаты, пано-
рамы, схемы, чертежи, рисунки и фотографии. Они дополняют первые два вида пособий на занятиях по всем вопросам огневой подготовки, а иногда заменяют образцы оружия, прицелов, боеприпасов и т. д., по каким-либо причинам отсутствующие в подразделениях.
Ценность этих пособий в том, что с их помощью можно
показать только тот объект (пояснить тот вопрос), который в данный момент изучается, умышленно выделяя его
из общего комплекса.
При изображении на доске обучаемые последовательно, по частям воспринимают изучаемый вопрос (часть оружия, какой-то процесс и т. д.). Перечисленные пособия обучаемым легче, чем другие, использовать при подготовке к занятиям и для закрепления полученных знаний.
4. Световые наглядные пособия и приборы:фильмоскоп, кинопроектор, эпидиаскоп, «световой луч», экран для
ночной стрельбы, укалыватели со светящимися табло, световые имитаторы и др. Часть из этих пособий применяется
для демонстрации кинофильмов, рисунков, схем и фото
графий, другие используются для контроля и самоконтроля. Так, например, на электрифицированных схемах, маке-
тах или приборах при правильных действиях обучаемых
загорается лампочка. На некоторых приборах устанавливается несколько лампочек, спомощью которых можно
определять и характер ошибок, допускаемых обучаемыми.
Световые имитаторы воспроизводят вспышки выстре-
лов, работу инфракрасного прожектора ночного прицела, горение осветительных патронов и освещение ими при этом местности и целей.
5. Учебные стрелковые приборы, фиксирующие положе-
ние оружия относительно цели при наводке и производстве
выстрела (очереди):ортоскопы, боковые прицелы, при
цельные станки, стрелковые тренажеры, пантографы, ука-
лыватели и т. д.
Большая часть этих приборов применяется на полевых занятиях и устанавливается на оружии, либо оружие ставится в определенном положении относительно прибора. Обучаемые наводят оружие в цель обычным порядком, а руководитель занятия, наблюдая через прибор или следя за результатами отметок на экране, определяет точность прицеливания, плавность спуска курка и правильность удержания оружия во время выстрела (движения затворной рамы или курка вперед).
В последнее время на занятиях широко используются электрифицированные прицельные станки, связанные с автоматическими мишенными установками. При правильном прицеливании мишень в момент нажатия на спусковой крючок скрывается. Такой эффект не только позволяет руководителю и самому обучаемому судить о точности прицеливания, но и значительно повышает интерес к отрабатываемому вопросу.
6. Установки и приборы, применяемые на стрельбище,
на учебном поле и в стрелковом городке для создания об-
становки:мишенные установки для появляющихся и движущихся целей, имитаторы, рамы качания, переносные местные предметы и др.
Для оборудования стрельбищ, учебных полей и стрелковых городков используются автоматические и механические мишенные установки, управляемые по проводам или по радио. В качестве силового привода этих установок применяются электромоторы, электромагниты (соленоиды), энергия сжатого воздуха или заведенной пружины.
Холостые патроны, взрывпакеты, пиропатроны, трещотки, громкоговорители, набор фар, прожекторы, баки с горючими материалами и многое другое используются для имитации различных эпизодов боя.
Перечисленные имитаторы применяются при обучении стрельбе в различное время суток, а также для обозначения огня противника.
Переносные местные предметы позволяют в короткое
время создать и видоизменить характер обстановки на местности при обучении метанию ручных гранат, наблюдению за полем боя и определению расстояний до ориентиров, при изучении правил стрельбы, а также на боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой.
Широко применяя на занятиях наглядные пособия и учебные приборы, следует иметь в виду, что пользу они приносят только в том случае, если командиры строго соблюдают методические правила, выработанные в результате многолетнего опыта.
Эти правила сводятся к следующему.
1. Нельзя применять на занятиях неисправные пособия и приборы, а также пособия и приборы, не отвечающие по своему назначению отрабатываемым учебным вопросам.
2. Необходимо следить за тем, чтобы в пособиях правильно отражались причины и следствия показываемого явления и основной вопрос не затемнялся второстепенными деталями. Например, неправильно показывать вращение пули в полете с помощью «пули Овечкина», так как в данном случае вращение придается не за счет нарезов, а за счет перьев, вставленных в оживальную часть пули. Точно так же не следует для демонстрации сердцевины рассеивания брать плакат, на котором, кроме сердцевинных полос, показаны и срединные отклонения.
3. Наглядные пособия и учебные стрелковые приборы должны дополнять, а не подменять реальные предметы. Нельзя перегружать занятие учебными пособиями, потому что при большом их количестве внимание обучаемых рассеивается, и пособия вместо пользы могут принести вред. С помощью наглядных пособий надо показывать только то, что невозможно или трудно показать на реальных предметах. Характер и количество учебных пособий определяются в зависимости от содержания изучаемого материала, категории обучаемых, методического опыта руководителя, учебного времени и организации занятий.
4. Перед каждым занятием командир обязательно должен сам проделать на предусмотренных им в плане-конспекте приборах все то, что он будет демонстрировать на занятии.
5. Если имеется возможность выбора, надо отдавать предпочтение тем пособиям, которые при усвоении учебного материала обеспечивают участие большинства органов чувств обучаемых и работа на которых наиболее близка
к работе с реальными предметами. Так, работу частей и механизмов более целесообразно изучать на станке для показа взаимодействия частей или на разрезном оружии, чем на боевом оружии или на плакате. Также методически более правильно обучать метанию гранат на имитационных гранатах. Во всех случаях выгоднее применять действующий макет или учебный прибор, фиксирующий результаты работы. Такие пособия повышают интерес к занятиям, активность и сознательность обучаемых, а также позволяют организовать состязание.
6. Очень важно перед использованием учебного прибора или пособия доводить до обучаемых учебную цель--это повышает их активность и способствует более глубокому усвоению материала. Рекомендуемый методический прием заставляет обучаемых не быть пассивными наблюдателями действий командира, а обращать особое внимание на то, что составляет цель занятия. Прочному усвоению отрабатываемых вопросов способствует также практическая работа обучаемых с пособиями и краткий опрос их после показа.
7. Учебные приборы и пособия на занятии должны применяться и демонстрироваться по мере надобности, а в остальное время они должны быть скрыты от обучаемых. Для этого рекомендуется плакаты и схемы вывешивать в ходе занятия или перед занятием повесить их обратной стороной к обучаемым, а приборы и макеты хранить в шкафах или под демонстрационным столом.
8. Руководителю при показе следует занимать такое положение, чтобы показываемый предмет был виден всем обучаемым. Для этого необходимо подобрать пособия и приборы соответствующих размеров, заранее выбрать и подготовить место и определить наиболее выгодное разме-щение обучаемых.
Рассматривая назначение, устройство и способы применения различных учебных приборов и пособий, необходимо подчеркнуть, что в каждой части и подразделении приборы и пособия должны систематически совершенствоваться, обновляться и пополняться. Большая роль в этом деле принадлежит войсковым рационализаторам и изобретателям. Широкого развития изобретательства и рационализаторского движения требуют Программа КПСС и решения XXII съезда нашей партии.
ГЛАВА I