Порядок выполнения работы

1. Изучить порядок и правила метрологического обеспечения контроля ТС АТ.

2. Ответить письменно на вопросы для самопроверки (1-2).

Требования к содержанию отчета

Отчет должен содержать:

1. Ответы на вопросы самопроверки

2. Правила получения и использования средств измерений, контрольно - поверочной аппаратуры.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой метрологическое обеспечение ТО

2. Перечислить основные задачи метрологического обеспечения

Литература

1. Техническая эксплуатация летательных аппаратов./ Под ред. Смирнова Н.Н. – М.: Транспорт,1990 с.225

2. НТЭРАТ ГА стр.184


Практическое занятие № 9 Автоматизированные средства контроля

технического состояния АТ.

 

1.Общие положения

1.1 Цель занятия:

¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;

¾ ознакомление с классификацией средств контроля ТС, применяемых при эксплуатации ЛА;

1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:

¾ назначение и классификация АСК;

¾ наземные средства контроля;

¾ бортовые средства контроля.

 

2. Методические указания по теме

2.1. Назначение и классификация АСК

Усложне­ние систем авиационной техники и автоматизации их уп­равления обусловлены как расширением и усложнением круга решаемых задач, так и необходимостью хотя бы частично снять большие психофизические напряжения (стрессы) с экипажа в полете.

Автоматизация контроля в свою очередь диктуется необходи­мостью повышения достоверности и объективности оценки техни­ческого состояния, а также сокращения времени и трудозатрат на техническое обслуживание объектов авиационной техники. Решение проблемы состоит в создании и применении автоматизированных средств контроля и построении на их основе прогрессивных, высокопроизводительных методов технического обслуживания и ремонта авиационной техники по состоянию.

Автоматизированные средства контроля позволяют в сжатые сроки с относительно малыми затратами труда осуществить всестороннюю проверку объектов авиационной техники и получить более полную и объективную информацию о их состоянии. При этом не требуется демонтировать объект контроля для его проверки.

Автоматизированные средства контроля имеют также другую очень важную область применения — определение режима полета. При отказе авиационной техники в полете отсутствие необходимо­го контроля и своевременной реакции на последствия отказа может создать предпосылки к летному происшествию, привести к прекращению полета и другим тяжелым последствиям. Помимо этого, ЛА имеют определенные ограничения по многим параметрам полета (V, Н, ny, a и т. п.), что обусловливает необходимость их контроля для предупреждения выхода на опасные режимы полета.

Для решения этой проблемы ЛА оснащаются автоматизиро­ванными средствами контроля и регистрации. Средства контроля по месту размещения подразделяются на:

¾ наземные;

¾ бортовые - встроенные и внешние;

¾ наземно-бортовыми.


Сред­ства регистрации различают:

¾ бортовые;

¾ наземно-бортовые.

Схема классификации представлена на рис.1

 

 

 

Рис.1 Классификация АСК

Автоматизированные средства контроля различают также по форме, в которой ведется обработка информации, поступающей от объекта контроля. В аналоговых средствах контроля и регистрации информация обрабатывается в непрерывной форме, а в дискретных (цифровых) средствах информация от измерительных устройств поступает, как правило, в непрерывной форме, затем преобразуется в дискретную форму и далее обрабатывается также в дискретной форме.

Автоматизированные средства контроля еще классифицируют­ся по способу оценки состояния объекта авиационной техники:

¾ с допусковым контролем;

¾ с количественным контролем.

Допусковый контроль оценивает состояние объекта по альтернативному принципу «годен — не годен» или «больше — норма — меньше».

Рис. 2 Критерии оценки ТС объекта

При оценке «годен — не годен» устанавливается соответствие параметра у объек­та контроля нормативному значению у0 с учетом допустимых от­клонений —aу0 ¸ + b у0 (рис. 2, а). Если у0 (1—a) £ у £ у0 (1 + b), то система контроля оценивает состояние объекта как работоспо­собное или правильное функционирующее «Г», если у £у0 (1—a); у0 ≥ (1 + b), то система контроля определяет состояние объекта как неработоспособное или неправильно функционирующее «НГ».

Оценка состояния объекта контроля по критерию «годен — не годен» не позволяет производить регулировки объекта и прогнозировать его состояние, например, средства контроля давления, создаваемого подкачивающим топливным насосом, контроля положения шасси самолета и т. п.

Средства контроля работоспособного или неработоспособного состояния по критерию «больше — норма — меньше» устанавлива­ют соответствие измеряемого параметра у объекта с норматив­ным значением у0 (с учетом допусков) с указанием знака отклоне­ния при выходе измеряемого параметра из поля допуска (рис. 2б).

Знак отклонения контролируемого параметра необходимо указывать для тех объектов авиационной техники, которые в процес­се технической эксплуатации подвергаются регулировке, подстройке, дозаправке, например, при контроле количества масла в маслобаке авиадвигателя, когда требуется дозаправить бак или слить лишнее масло.

Средства контроля работоспособного или неработоспособного состояния с количественным контролем дают оценку измеряемого параметра как в виде абсолютного значения, так и в относительных единицах отклонения от нормативного значения с учетом до­пуска (рис. 78, в). Этот способ оценки состояния объекта конт­роля является наиболее совершенным и позволяет производить регулировку и прогнозировать его состояние на последующий пе­риод эксплуатации. Например, при контроле частоты вращения малого газа на двигателе при n > n max, необходимо ее уменьшить регулированием до n min < n < n max. Кроме этого, зная тенденцию и скорость уменьшения параметра, можно прогнозировать состоя­ние объекта.