Порядок выполнения работы
1. Изучить порядок и правила метрологического обеспечения контроля ТС АТ.
2. Ответить письменно на вопросы для самопроверки (1-2).
Требования к содержанию отчета
Отчет должен содержать:
1. Ответы на вопросы самопроверки
2. Правила получения и использования средств измерений, контрольно - поверочной аппаратуры.
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой метрологическое обеспечение ТО
2. Перечислить основные задачи метрологического обеспечения
Литература
1. Техническая эксплуатация летательных аппаратов./ Под ред. Смирнова Н.Н. – М.: Транспорт,1990 с.225
2. НТЭРАТ ГА стр.184
Практическое занятие № 9 Автоматизированные средства контроля
технического состояния АТ.
1.Общие положения
1.1 Цель занятия:
¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;
¾ ознакомление с классификацией средств контроля ТС, применяемых при эксплуатации ЛА;
1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:
¾ назначение и классификация АСК;
¾ наземные средства контроля;
¾ бортовые средства контроля.
2. Методические указания по теме
2.1. Назначение и классификация АСК
Усложнение систем авиационной техники и автоматизации их управления обусловлены как расширением и усложнением круга решаемых задач, так и необходимостью хотя бы частично снять большие психофизические напряжения (стрессы) с экипажа в полете.
Автоматизация контроля в свою очередь диктуется необходимостью повышения достоверности и объективности оценки технического состояния, а также сокращения времени и трудозатрат на техническое обслуживание объектов авиационной техники. Решение проблемы состоит в создании и применении автоматизированных средств контроля и построении на их основе прогрессивных, высокопроизводительных методов технического обслуживания и ремонта авиационной техники по состоянию.
Автоматизированные средства контроля позволяют в сжатые сроки с относительно малыми затратами труда осуществить всестороннюю проверку объектов авиационной техники и получить более полную и объективную информацию о их состоянии. При этом не требуется демонтировать объект контроля для его проверки.
Автоматизированные средства контроля имеют также другую очень важную область применения — определение режима полета. При отказе авиационной техники в полете отсутствие необходимого контроля и своевременной реакции на последствия отказа может создать предпосылки к летному происшествию, привести к прекращению полета и другим тяжелым последствиям. Помимо этого, ЛА имеют определенные ограничения по многим параметрам полета (V, Н, ny, a и т. п.), что обусловливает необходимость их контроля для предупреждения выхода на опасные режимы полета.
Для решения этой проблемы ЛА оснащаются автоматизированными средствами контроля и регистрации. Средства контроля по месту размещения подразделяются на:
¾ наземные;
¾ бортовые - встроенные и внешние;
¾ наземно-бортовыми.
Средства регистрации различают:
¾ бортовые;
¾ наземно-бортовые.
Схема классификации представлена на рис.1
Рис.1 Классификация АСК
Автоматизированные средства контроля различают также по форме, в которой ведется обработка информации, поступающей от объекта контроля. В аналоговых средствах контроля и регистрации информация обрабатывается в непрерывной форме, а в дискретных (цифровых) средствах информация от измерительных устройств поступает, как правило, в непрерывной форме, затем преобразуется в дискретную форму и далее обрабатывается также в дискретной форме.
Автоматизированные средства контроля еще классифицируются по способу оценки состояния объекта авиационной техники:
¾ с допусковым контролем;
¾ с количественным контролем.
Допусковый контроль оценивает состояние объекта по альтернативному принципу «годен — не годен» или «больше — норма — меньше».
Рис. 2 Критерии оценки ТС объекта
При оценке «годен — не годен» устанавливается соответствие параметра у объекта контроля нормативному значению у0 с учетом допустимых отклонений —aу0 ¸ + b у0 (рис. 2, а). Если у0 (1—a) £ у £ у0 (1 + b), то система контроля оценивает состояние объекта как работоспособное или правильное функционирующее «Г», если у £у0 (1—a); у0 ≥ (1 + b), то система контроля определяет состояние объекта как неработоспособное или неправильно функционирующее «НГ».
Оценка состояния объекта контроля по критерию «годен — не годен» не позволяет производить регулировки объекта и прогнозировать его состояние, например, средства контроля давления, создаваемого подкачивающим топливным насосом, контроля положения шасси самолета и т. п.
Средства контроля работоспособного или неработоспособного состояния по критерию «больше — норма — меньше» устанавливают соответствие измеряемого параметра у объекта с нормативным значением у0 (с учетом допусков) с указанием знака отклонения при выходе измеряемого параметра из поля допуска (рис. 2б).
Знак отклонения контролируемого параметра необходимо указывать для тех объектов авиационной техники, которые в процессе технической эксплуатации подвергаются регулировке, подстройке, дозаправке, например, при контроле количества масла в маслобаке авиадвигателя, когда требуется дозаправить бак или слить лишнее масло.
Средства контроля работоспособного или неработоспособного состояния с количественным контролем дают оценку измеряемого параметра как в виде абсолютного значения, так и в относительных единицах отклонения от нормативного значения с учетом допуска (рис. 78, в). Этот способ оценки состояния объекта контроля является наиболее совершенным и позволяет производить регулировку и прогнозировать его состояние на последующий период эксплуатации. Например, при контроле частоты вращения малого газа на двигателе при n > n max, необходимо ее уменьшить регулированием до n min < n < n max. Кроме этого, зная тенденцию и скорость уменьшения параметра, можно прогнозировать состояние объекта.