АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ 4 страница

 

 


Вариант 16

 

Кор
Син
Зел
Зел
Кр
Син
Зел
Син
Зел
Кор
Кор
1850
1800
Норильск
Кор
Зел
Син
Метео
Зел
2020
Зел
Син
Кр
Син
0 12 24

 

Вариант 17

 

0 12 24

 

 


Вариант 18

 

0 12 24

 
 

 

 


Вариант 19

 

0 12 24

 
 

 

 


Вариант 20

 

0 12 24

 


Приложение 3

 

Результаты обработки диспетчерского графика

 

Состояние эксплуатации ti , ч
Борт № Борт № Борт № Борт № Борт №
К          
Е          
А          
М          
Г          
ОБ          
ТБ          
У          
ОП          
ТПФ1          
ТПФ2          
ТПФ3          
ОР          
Р          
З          
Дв          
Ж          
ЖР          

 

Располагаемый фонд времени парка самолетов (за сутки): Ф =

 

Налет часов парка tП∑ =

 

Приложение 4

ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ИСПРАВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА________

тип, номер

АТБ_________________________________УГА за ____________20… г.

месяц

 

  Состояния эксплуатации Условные обозначения Пребывание самолета в различных состояниях эксплуатации по дням, в часах     Итого за месяц, час
………… 31
Всего самолето-часов Всего исправных самолето-часов Ф        
И        
  Время в рейсе К        
  Обеспечение рейса Е        
  Простои по метеоусловиям и запретам М        
  В резерве Г        
  Исправные - неиспользованные А        
Всего неисправных самолето-часов Н        
  Устранение неисправностей при Ф-А У        
  Ожидание обслуживания по Ф-Б Об        
  Техобслуживание по Ф-Б Тб        
  Ожидание периодического ТО Оп        
Периодические формы технического обслуживания Тп        
Смена двигателей          
Ночные и межсменные перерывы в ТО Ш        
Ожидание ремонта Ор        
В ремонте Р        
Отсутствие запасных частей З        
Отсутствие двигателей Дв        
Доработки по бюллетеням Д        
Рекламации промышленности Ж        
Рекламации ремзаводам ГА Жр        
Расследование происшествий Л        
Восстановление после происшествий В        
Ожидание списания С        
ПРОЦЕНТ ИСПРАВНОСТИ  

 

Итоговые данные за месяц: НАЛЕТ ЧАСОВ_________________________________

Количество посадок_________ КОЛИЧЕСТВО ВЫЛЕТОВ В РЕЙС________

 

 

Приложение 5

ТАБЕЛЬ УЧЕТА ИСПРАВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТОВ____________

тип

АТБ_____________________________УГА за _________________20… г.

месяц

 

 

  Состояния эксплуатации Условные обозначения Пребывание самолета в различных состояниях эксплуатации самолетов (по бортовым номерам), час.     Итого за месяц, час.
Всего самолето-часов Ф    
Всего исправных самолето-часов И    
  Время в рейсе К    
  Обеспечение рейса Е    
  Простои по метеоусловиям и запретам М    
  В резерве Г    
  Исправные - неиспользованные А    
Всего неисправных самолето-часов Н    
  Устранение неисправностей при Ф-А У    
  Ожидание обслуживания по Ф-Б Об    
  Техобслуживание по Ф-Б Тб    
Ожидание периодического ТО Оп    
    Периодические формы технического обслуживания Тп    
  Смена двигателей      
  Ночные и межсменные перерывы в ТО Ш    
  Ожидание ремонта Ор    
  В ремонте Р    
  Отсутствие запасных частей З    
  Отсутствие двигателей Дв    
  Доработки по бюллетеням Д    
  Рекламации промышленности Ж    
  Рекламации ремзаводам ГА Жр    
  Расследование происшествий Л    
  Восстановление после происшествий В    
  Ожидание списания С    
Процент исправности      
           

 

Итоговые данные: НАЛЕТ ЧАСОВ________________

КОЛИЧЕСТВО ПОСАДОК___________ КОЛИЧЕСТВО РЕЙСОВ_____________

 

 

return false">ссылка скрыта

Практическое занятие №2 Обеспечение надежности в организациях по техническому обслуживанию.

 

1.Общие положения

1.1 Цель занятия:

¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;

¾ ознакомление с комплексом мероприятий по обеспечению надежности на этапе эксплуатации АТ;

1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:

¾ направления работы эксплуатационных предприятий ГА по эксплуатационному обеспечению надежности;

¾ содержание анализа надежности и порядок его проведения.

 

2.Методические указания по теме

2.1 Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования. Надёжность, в соответствии с комплексной программой, закладывается в конструкцию авиационной техники при её проектировании, выдерживается в процессе производства и поддерживается на заданном уровне в эксплуатации. Любые виды ремонта также направлены на обеспечение безотказности и восстановление работоспособности ЛА.

Содержание работ по программе представлено на рис.1

 

Рис.1

Каждое из указанных направлений предусматривает большой объём работы, проведения инженерно-авиационной службой целого ряда мероприятий, в ряду которых:

— статистический, инженерный и технико-экономический анализ надежности АТ, находящейся в эксплуатации;

— разработка технических требований по надежности проектируемых изделий АТ и оценка соответствия надежности изделий, поступающих на эксплуатацию, техническим условиям;

— обоснование и предъявление требований к промышленности по совершенствованию АТ, оценка эффективности ее доработок;

— изучение влияния условий и особенностей эксплуатации на надежность АТ, разработка и осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного их воздействия на параметры конкретных изделий;

— предъявление производителям и поставщикам АТ рекламаций при ее несоответствии установленным требованиям (параметрам);

— подготовка обоснований по изменению ресурсов АТ и совершенствованию режимов ТЭ и технического обслуживания.

Рассмотрим некоторые из них, а именно - анализ надежности.

Организация и проведение работ по статистическому, инженерному и технико-экономическому анализу надежности АТ в организациях по ТО и Р, ( а таковыми в гражданской авиации РБ являются авиационно-технические базы) возлагаются на подразделения и специалистов, определяемых руководящими документами предприятия. К примеру, в АТБ НАК «Белавиа» для осуществления указанных функций в составе отдела контроля и управления качеством (производственный аналог ОТК) предусмотрена группа надежности и рекламации и соответствующий инженер, которому на постоянной основе поручено проведение работ по сбору, учету, обработке и анализу информации по надежности АТ.

2.2 Анализ надежности авиационной техники

В авиапредприятиях проводится оперативный и периодический анализ надежности. Оперативный - по ежедневной и ежемесячной информации, периодический - по данным за квартал, полугодие и год. Обработка информации при оперативной оценке уровня надежности представляет собой, как правило, качественный анализ, а при периодической - количественный и качественный анализ надежности агрегатов, систем и ЛА в целом.

Качественный (инженерный) анализ надежности АТ имеет целью определение причин отказов, неисправностей и повреждений, степени их влияния на работоспособность изделий и систем, а также последствий, к которым они могут привести. Результатом анализа должны быть конкретные предложения и мероприятия по предупреждению отказов, неисправностей и повреждений авиационной техники. По результатам качественного анализа можно судить о возможности изменения периодичности ТО.

Количественный (статистический) анализ позволяет определить фактический уровень надежности по показателям, вычисляемым по математическим зависимостям. Для этого используется установленная нормативными документами номенклатура ее показателей, их фактические, нормативные и контрольные значения. При статистическом анализе надежности сравнивают фактические значения показателей надежности с нормативными или контрольными, определяя влияние эксплуатационных факторов на динамику технического состояния АТ и ее надежности.


В качестве показателей принимаются:

а). Для неремонтируемых изделий:

¾ вероятность безотказной работы P*(t) за время наработки t;

¾ плотность распределения наработки до отказа f*(t);

¾ интенсивность отказов λ*(t);

¾ средняя наработка до отказа T*ср o ;

б). Для восстанавливаемых изделий:

¾ параметр потока отказов ω*(t);

¾ средняя наработка на отказ T* o ;

¾ среднее число отказов (неисправностей) на 1000 часов налета K*1000

 

Фактические значения показателей надежности АТ определяют в соответствии с утвержденными Департаментом по авиации методиками, на основе учитываемой информации об отказах, неисправностях и повреждениях. Нормативные значения показателей надежности устанавливаются техническими требованиями на разработку АТ, их включают в ЭД и технические условия на поставку авиационной техники.

Контрольные значения показателей надежности задаются ДА по согласованию с организациями промышленности, включаются в ЭД и служат для определения тенденций и степени изменения надежности АТ в конкретных условиях эксплуатации.

Технико-экономический анализ надежности АТ имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам АТ, определение приемлемых условий приобретения и использования АТ и т. п.

Необходимость данного анализа и технология его проведения — определяются авиапредприятием.

Проведение анализа надежности АТ должно быть направлено:

— на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно;

— на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники;

— на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации АТ наземных технических средств;

— на определение экономических последствий недостатков АТ, связанных с надежностью;

— на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков АТ и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов АТ и вспомогательных технических средств.

Содержание периодического анализа включает в себя систематизированные материалы:

— о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях;

— о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа;

— о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями АТ;

— о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов;

— о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации;

— о выполнении требований, предъявленных поставщикам АТ, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов.

В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия. Примером таких мероприятий могут быть разовые осмотры, предложения по выполнению дополнительных работ при сезонном ТО, проведение занятий и тренажей с летным и ИТС и др.

При анализе надежности АТ в авиапредприятиях выполняют следующие работы:

— регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях;

— расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий;

— оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов;

— разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Выявляемые отказы и неисправности АТ регистрируются в бортовых журналах (AFML-Air Flight And Maintenance Log), картах-нарядах (Chart-Order), ведомостях дефектов (Non-Routine Write-Ups), в других документах и носителях информации, /карточка учета неисправностей/ (см. приложение 1).

В типовом случае при анализе надежности используют:

— информацию о зарегистрированных неисправностях АТ;

— материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий;

— информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и дефектных ведомостей.

Для проведения расчетов используются различные информационно- управляющие системы на базе ПЭВМ с соответствующим программным обеспечением. К примеру, в АК «Белавиа» для этой цели используют систему ЭНАТ-3.

Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой АТ, их методика, объем и формы представления — определяются решениями Департамента по авиации, в который представляется информация о надежности АТ, необходимая для решения следующих задач в масштабах отрасли:

— оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;

— нормирование надежности АТ и оценка фактичштабах отрасли:

— оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;

— нормирование надежности АТ и оценка фактического ее состояния;

— проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности АТ, безопасности и регулярности полетов;

— предъявление требований к производителям АТ по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат;

— оценка эффективности доработок;

— разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности.

В авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники:

— первичную информацию о неисправностях АТ, зарегистрированную в соответствии с единым форматом;

— материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности;

— внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности АТ;

— бюллетени по доработкам и проверкам АТ, материалы по рекламационно-претензионной работе;

— директивные материалы и переписку по вопросам надежности АТ с различными организациями;

— официальную информацию по надежности, полученную от других организаций (акты по результатам расследования причин отказа, информационные бюллетени и пр.).