ОСКАР и ОСКАР-М
Эффективное управление любым производственным процессом, особенно таким сложным, как железнодорожный транспорт может быть реализовано только на основе всеобъемлющей, достоверной и аналитически обработанной информации. Владение такой информацией является обязательным и непременным условием оптимальной организации перевозочного процесса, выявления и сокращения непроизводительных расходов, проведения эффективной политики в области регулирования тарифов, экспедиторской деятельности. Именно этим целям служит, в числе прочих, эксплуатируемый ГВЦ Программно- технический комплекс ЦУП «ОСКАР».
Система «ОСКАР», эксплуатируемая с 2001 г., создана для обеспечения пользователей оперативной информацией о работе железных дорог. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения. Она реализована в виде комплекса АРМов – программно-технических средств предоставления информации пользователю. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения.
Источниками информации для системы «ОСКАР» являются дорожные и сетевые базы данных, куда сообщения поступают в режиме реального времени. «ОСКАР» позволяет получать детальные сведения о подвижном составе, такие как дислокация, информация о поезде, паспортные данные, принадлежность, натурный лист.
Выходная информация реализована в виде таблиц, графиков и диаграмм. В настоящее время, используя программно-технический комплекс ЦУП «ОСКАР», диспетчеры ОАО «РЖД» имеют возможность формировать плановые показатели для дорог. В перспективе система позволит руководить работой дорог непосредственно через АРМы ЦУП.
Целью оперативного контроля эксплуатационных показателей является представление оперативной информации об основных учетных показателях перевозочного процесса, их анализ и оценка.
Представленными данными могут пользоваться руководящий состав ОАО «РЖД», дороги, оперативно-распорядительный отдел службы перевозок, руководство РЦУП, при реализации следующих задач:
- оперативный контроль за перевозками;
- своевременное принятие решений при выявленных нарушениях;
- постоянный контроль за выполнением нормативных показателей;
- получение оперативных данных для проведения селекторных совещаний и докладов руководству.
Данный контроль предназначен как отдельно для конкретных поездов, так и для направлений, участков ДНЦ, НОД, дороги в объеме направления.
Он основан на базе информации, получаемой с АСОУП, а по мере расширения информационной базы будут использоваться данные и с других источников.
База данных системы ОСКАР хранится и оперативно обновляется в реальном времени на серверах ЕДЦУ дороги, ПТК ЦУП ОАО «РЖД».
В ней представлены следующие параметры:
- расчет участковой скорости;
- расчет маршрутной (коммерческой) скорости;
- определение среднего веса поезда;
- определение средней условной длины поезда;
- определение простоев по операциям с поездами;
-перечень станций, допустивших нарушения длины и веса при формировании и отправлении поездов;
- представление нормативных данных скорости, длины и веса поезда в зависимости от полигона следования поездов (направление, участок, НОД);
- сравнение нормативных и фактических показателей;
- выделение из общей суммы показателей наиболее критичных;
-расчет поездов по весу и количеству вагонов;
- расчет значений поездо-километров, вагонно-километров, тонно-километров на полигоне;
- динамика изменения показателей;
- оценка работы по полигонам и категориям поездов.
Весь расчет ведется в режиме текущего времени с нарастанием итогов с 18-00 и обновлением информации каждый час, но для сравнительного анализа предусмотрена возможность просмотра контроля за прошедшее время.
Назначение системы ОСКАР-М («Табло эксплуатационных показателей»)
Целью создания системы явилась необходимость обеспечить руководящий аппарат дороги и линейных предприятий оперативной информацией о движении поездов, работе станций, состоянии вагонных и локомотивных парков, дислокации и использовании локомотивных бригад, а также предоставить возможность получения аналитических отчетов, справок, графического отображения динамики выполнения текущей работы, просмотра архивных данных и выдаче прогноза работы подразделений дороги, что позволяет существенно сократить эксплуатационные издержки.
При разработке системы особое внимание было уделено удобству работы с выдаваемой информацией, скорости получения справок и отчетов, простоте перехода из одних данных в другие, логически с ними связанными, обеспечение безопасности и отказоустойчивости системы.
В системе «Табло эксплуатационных показателей» применен интуитивно понятный пользовательский интерфейс, что позволяет любому клиенту, имеющему минимальные знания работы с операционной системой Windows, быстро разобраться со всеми режимами комплекса.
Работа начинается с «Главной таблицы», которая содержит цифровые значения наиболее важных показателей, характеризующих работу дороги и НОД:
- содержание вагонных парков и их отклонение от норм;
- грузовая работа (технический или суточный план и факт выполнения);
- выполнение участковой, маршрутной скорости, веса и длины поездов, тонно-километровая работа;
- наличие на дороге пассажирских и пригородных поездов (в т.ч. с опозданием);
- наличие поездов с нарушением веса, длины и плана формирования;
- количество брошенных поездов;
- обмен по стыковым пунктам дороги и отделений;
- рейтинговая оценка работы НОД.
Также имеется набор дополнительных режимов, выведенных в виде кнопок панели навигатора в верхней части таблицы:
1. «Слежение» - слежение за выделенным подвижным составом, вертушками, маршрутами, хозяйственными поездами и сроком доставки груза.
2. «Поиск» - поиск вагона, технический паспорт и история работы вагона, поиск поезда и локомотива.
3. «Карта» - стилизованная карта дороги, отображающая поездное положение.
4. «ЕДЦУ» - информационно-справочный комплекс дорожного центра управления.
5. «Локомотивы» - режим контроля дислокации и состояния локомотивного парка.
6. «Инф. системы» - информационно-справочные системы других разработчиков.
7. «Анализ» - архивы, отчеты и анализ работы дороги.
8. «Отчет служб» - отчет об отказах технических средств.
9. «Прочее» - информационно-справочный материал, постоянно используемый в текущей работе (ж.д. инструкции, долгосрочные приказы, распоряжения и др.).
10. «Нормы» - режим ввода технических и суточных планов.
Одновременный вывод в главной таблице ТЭП плановых показателей и их фактическое выполнение (при чем, невыполнение выделяется красным цветом) позволят оперативному персоналу подразделений даже при беглом взгляде на экран - «мгновенно» оценить складывающую ситуацию на дороге и принять оперативные меры к нормализации положения.
Детализация информации по любому интересуемому показателю осуществляется посредством ссылок. Ссылки подсвечены синим цветом. Это может быть как цифровое значение показателя, так и его наименование или наименование режимов и разделов. При наведении курсора мыши на ссылку, отображение курсора меняется с изображения стрелки на изображение руки. Щелчок левой клавиши мышки по выбранной ссылке открывает соответствующее вложение.
Переход в просмотр информации по текущим или истекшим суткам осуществляется щелчком мыши по тексту «текущие сутки» или «истекшие сутки». Для получения информации за другой период (с начала месяца, декады, квартала или года) - найти в просматриваемом режиме функции выбора отчетного периода.
Во всех режимах, где встречается индекс поезда или инвентарный номер вагона, можно получить дополнительную детализированную информацию:
- по поезду - общая информация о поезде (характеристика поезда), назначение вагонов по плану формирования, телеграмма - натурный лист поезда (ТГНЛ), размеченный ТГНЛ, ТГНЛ по роду груза, справку о порожних вагонах, историю работы поезда;
- по вагону - технический паспорт и историю работы вагона.
Обновление информации в системе «Табло эксплуатационных показателей» осуществляется посредством закачки из базы данных АСОУП срезов данных, необходимых для расчетов. Обновление таблиц режима «Обмен по стыковым пунктам дороги» происходит каждые три минуты, остальные с частотой один раз в 10-30 минут, в зависимости от используемых на дорогах серверов.
Технические требования, предъявляемые к серверам:
- комплекс должен состоять из двух серверов (основной и горячий резерв);
- процессор 2 x Xeon 3 Ггц;
- жесткие диски 6 х 36 Гб UltraWide SCSI 360 HotSwap;
- оперативная память 4 Ггб;
- аппаратный RAID5.
Требования к системному программному обеспечению:
- MS Windows 2000 Server En;
- MS SQLServer 2000 Standard;
MS Internet Information Server 5.0
- DB2 Client v.6.0;
- Remote Administrator 2.0.
Контрольные вопросы
1. Какова цель создания автоматизированной системы диспетчерского контроля и ее основные функции?
2. Из каких основных подсистем состоит АСДК и для чего они нужны?
3. Перечислить основные принципы организации базы данных «ГИД Урал ВНИИЖТ»?
4. Что такое комплекс программных средств поездного диспетчерского контроля АСДК, каковы его основные функции и состав?
5. Для чего необходим АРМ ДНЦ?
6. Назначение АРМ ДСП?
7. Что такое шлюзовая машина, для чего предназначена, и где устанавливается?
8. Перечислить основные виды справок, которые выдаются пользователям АСДК?
9. Структура оперативного руководства местной работой?
10. Цель создания АСУ МР?
11. Эксплуатационные задачи, решаемые в рамках АСУ ЦУМР?
12. Цель создания АСУ МР. Ее характеристики?
13. Основное назначение АСУ МР?
14. Основные функции АСУ ЦУМР?
15. Функции диспетчерского аппарата в рамках АСУ ЦУМР?
16. Опишите технические требования к АСУ ЦУМР?
17. Цель создания ПТК «ОСКАР» ?
18. Показатели, контролируемые диспетчерским аппаратом при помощи ПТК «ОСКАР»?
19. Источники информации для ПТК « ОСКАР»?
20. Назовите виды предоставления информации?
21. Перечислите задачи, для реализации которых применяется ПТК «ОСКАР»?
22. Назовите параметры, рассчитываемые в рамках ПТК «ОСКАР» ?
23. Перечислите основные показатели, характеризующие работу дороги и НОД, представленные в ПТК « ОСКАР»?