Глава 3. Информационные потоки в транспортных системах

 

 

Сеть передачи данных (СПД)

Многие десятилетия в рамках системы железных дорог России создавалась и эксплуатировалась сеть передачи данных (СПД), построенная на закрытых внутренних протоколах. В связи с появлением новых технологий, ростом парка персональных компьютеров, внедрением современных методов работы требования к скорости передачи информации и качеству предоставляемых услуг становились более жесткими. СПД ОАО «РЖД» обеспечивает обмен оперативной и административной информацией на железных дорогах. Ее можно считать самой крупной в России и одной из крупнейших в Европе корпоративной телекоммуникационной сетью для передачи интегрированного трафика (голос, видео, данные), построения виртуальных частных сетей VPN (Virtual Private Network - виртуальная частная сеть), использования IP (Internet Protocol - протокол сетевого уровня) телефонии и предоставления других услуг. Решение о создании СПД МПС было принято в конце 1998 г. В качестве базового выбрано семейство протоколов TCP/IP, так как большинство новых информационных систем МПС было ориентировано именно на них. При этом действующие специфические протоколы реализуются в виде наложенных сетей, а для организации виртуальных сетей используется технология MPLS (Multiprotocol Label Switching - многопротокольная коммутация на основе признаков).

Причиной создания единой, мощной и надежно защищенной отраслевой сети с единым протоколом было наличие трех систем передачи данных с собственными протоколами:

- Экспресс - автоматическая продажа пассажирских билетов (протокол BSC3);

- сеть АСОУП - обслуживание системы оперативного управления грузовыми перевозками (протокол АП 70);

- сеть межмашинного обмена и обработки административных данных между Mainframe (протокол BSC1).

В то же время информационные системы отдельных железных дорог и подразделений МПС России действовали преимущественно локально. Это существенно затрудняло решение задач централизованного управления и сдерживало развитие и реформирование железных дорог. Таким образом, основным назначением СПД было создание единой транспортной инфраструктуры для решения отраслевых задач информатизации: управление перевозочным процессом, маркетингом, экономикой и финансами, инфраструктурой транспорта, непроизводственной сферой перевозок.