Задание 11.1 Исследование непроизвольного запоминания

Вариант 1. Исследование особенностей непроизвольного запоминания, протекающего в естественных условиях (для индивидуального исследования)

Цель: выявить содержание непроизвольно запечатленной информации в процессе выполнения деятельности, протекающей в естественных жизненных условиях.

Методика, которую использовал А.А. Смирнов, условно может быть названа «Путь на работу». В эксперименте участвовали сотрудники Института психологии. Испытуемым предлагалось припомнить все, что происходило с ними по пути от дома до работы. Опрос проводился неожиданно, обычно через 1,5-2 часа после прибытия на работу.

Процедура исследования:

Инструкция: «Вам предлагается вспомнить путь, который вы проделали сегодня, на работу (в институт и т.п.). Вспомнить все, что видели, слышали, о чем думали, что эмоционально переживали. Если вы не захотите о чем-либо рассказывать, можно ограничиться самой общей характеристикой того, что у вас было в сознании, указав лишь, насколько ясно и полно вы вспомнили то, что не хотите рассказывать».

Следует отметить, что подобных случаев отказа не было ни в практике А. А. Смирнова, ни в практике автора данной программы, напротив, испытуемые были максимально заинтересованы в том, чтобы вспомнить и рассказать как можно больше, и прилагали к этому максимум усилий.

Текст отчета испытуемого в протоколе исследования должен быть представлен полностью.

Возможные варианты фиксации информации:

1) испытуемый самостоятельно пишет отчет на листе бумаги (самый распространенный вариант);

2) экспериментатор фиксирует воспоминания испытуемого в протоколе (менее предпочитаемый вариант);

3) записать воспоминания испытуемого на магнитную пленку, диктофон, видеопленку (позитивный аспект подобного способа фиксации: снижается вероятность потери деталей воспоминаний, негативный: испытуемый может чувствовать себя неуверенно перед камерой или в условиях включенного диктофона или магнитофона).

Экспериментатор сам выбирает способ фиксации информации в зависимости от ситуации и желания испытуемого.

Обработка результатов:

    1. Используя контент-анализ[1], вычислить частоту присутствия в воспоминаниях испытуемого конкретных действий, мыслей, чувств, образов. Результаты занести в таблицу
Единицы анализа Количество единиц счета Примечание
образы    
действия    
мысли    
чувства    

За единицу счета принимается описание одного действия, одной мысли, одного чувства, одного образа в протоколе исследования (воспоминания испытуемого)

Примеры описания образов: «женщина в автобусе наступила мне на ногу, шляпа у нее была голубого цвета и натянута до самого подбородка» (по сути один образ, который условно может быть назван - «женщина в голубой шляпе»).

Примеры описания действий: «Зашла в троллейбус, села у окна, достала книгу, вышла из автобуса, перешла дорогу» (5 действий).

Примеры описания мыслей: «подумала о том, что подарить подруге на день рождения» или «в понедельник нужно приехать ко второй паре» (2 мысли).

2. Сравнить результаты. Сделать выводы о том, какой по содержанию материал при непроизвольном запоминании удерживается в памяти.

3. Произвести качественный анализ содержания воспоминаний. Поразмышлять на тему: почему именно эти образы (мысли, чувства, действия) сохранились в памяти? Сделать выводы.

4. Обратить внимание на то, чего «не запомнил» испытуемый. Достаточно часто испытуемые в отчете говорят следующее: «о чем думал, не помню», «людей не помню», «кто-то вошел со мной в лифт, кто – не помню» и т.д.

5. Прочитать статью А. А. Смирнова, проанализировав ее содержание, выделить закономерности непроизвольного запоминания, сформулировать их и выписать.

6. Соотнести результаты самостоятельного исследования с результатами, полученными в эксперименте Смирнова А.А. (Хрестоматия 11.7. ЭУМК).

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894-1980), видный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор. После окончания в 1916 г. историко-философского факультета Московского университета работал в институте психологии. В 1945–1972 г.. – директор Института психологии АПН СССР. Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии. Обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием, показал зависимость продуктивности последнего от места запоминаемого в структуре деятельности, а также раскрыл взаимодействие между памятью и другими психическими процессами - в первую очередь с мышлением и пониманием ("Психология запоминания", 1948; "Проблемы психологии памяти", 1966). Смирнов А.А. исследовал проблемы истории советской психологии ("Развитие и современное состояние психологической науки в СССР", 1975), детской и педагогической психологии (Психология ребенка и подростка. М., 1925)

Контрольные вопросы:

1. Какой по содержанию материал эффективнее запоминается при непроизвольном запоминании: мысли, чувства, действия, образы?

2. Какие именно мысли, чувства, образы, действия запоминаются эффективнее?

3. Какие закономерности непроизвольного запоминания выявил А.А. Смирнов?

4. Как полученные результаты соотносятся с выводами А.А. Смирнова?

Вариант 2. Исследование условий, влияющих на продуктивность непроизвольного запоминания (для группового исследования)

Цель эксперимента. Исследование условий, влияющих на продуктивность непроизвольного запоминания.