АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

СХЕМА ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ ИЛИ ИСПЫТУЕМОГО (количественный состав, поло-возрастные характеристики; в отдельных случаях другие важные при проведении конкретного эксперимента признаки, например, род занятий и др.)

4. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ (стимульный материал, специальная аппаратура).

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ.

5.1.Инструкция (дается в свободном изложении, с указанием всех существенных признаков. Четко, без лишней информации)

5.2.Описание отдельных опытов, этапов, серий эксперимента.

5.3.Заполнение протокола (таблицы) исследования.

6.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ (использование математических методов для нахождения количественных показателей с указанием конкретных приемов).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

7.1.Количественный анализ - сравнение полученных показателей с имеющимися критериями оценки, шкалой оценок. (Как правило, для анализа используется сравнение групповых результатов со среднестатистическими; индивидуальных - со среднестатистическими; индивидуальных со среднегрупповыми.)

7.2.Качественный анализ (самоотчет и опрос испытуемого; наблюдения экспериментатора).

Самоотчет испытуемого может быть написан самим испытуемым или записан с его слов экспериментатором.

При наблюдении экспериментатор, как правило, фиксирует следующее: правильно ли испытуемый понял инструкцию; какова его установка при проведении эксперимента (на скорость или точность выполнения задания); уверен ли в своих действиях, какие трудности испытывал при выполнении задания (на каком этапе) и др.

При опросе необходимо выяснить: устал ли испытуемый или мог бы продолжить работу; что в данном задании было трудным; считает ли он, что хорошо выполнил работу и др.

8.ВЫВОДЫ (четко, кратко, в соответствии с целью работы).

 

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта (см. Хрестомат. 11.1.). Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В настоящее время выделяют две фазы памяти:

· лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (так называемая кратковременная память);

· стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).

Виды памяти. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Различные формы проявления мнемической деятельности вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная (моторная) память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Эмоциональная (аффективная) память связана с запоминанием пережитых чувств. В зависимости от характера пережитых и запечатленных чувств (позитивные или негативные) эмоциональная память может побуждать к действию либо удерживать от выполнения какого-либо действия.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.

Словесно-логическая память связана с запоминанием и воспроизведением знаковой информации: понятия, мысли, числовой материал, схемы. Является генетически более поздним видом памяти, присущим только человеку. (Хрестоматия. Блонский_пам_речь_и_мыш)

1. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Хрестомат. 11.7.). Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение информации без специальных намерений и применения волевых усилий. Произвольная память – целенаправленное запоминание материала, позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что ему нужно в данный момент

2. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную долговременную и оперативную (см. Хрестомат. 11.4., 11.5.). Кратковременная память – непродолжительное сохранение следов после однократного непродолжительного восприятия информации, как правило, при немедленном его воспроизведении. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов. Долговременная память предполагает длительное и прочное сохранение материала, как правило, после многократного его повторения. Основывается на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувствительность к интерференции (т.е. смешению следов). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Оперативная память содержит информацию, поступающую из кратковременной и долговременной памяти, которая сохраняется в оперативной памяти до момента окончания конкретного действия.

Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по существу, представляют собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание.

Запоминание (запечатление) – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

Эффекты запоминания:

Метод сбережения (Эббингауз)для повторного заучивания якобы забытого ряда часто требуется существенно меньшее число предъявлений, чем в случае, если бы этот ряд ранее не заучивался

Эффект последействия фигуры и фона – при следующих предъявлениях воспроизводятся прежде всего те знаки, которые уже были воспроизведены при предшествующем предъявлении; ранее не воспроизведенные знаки продолжают упорно не воспроизводиться.

Эффект генерации – собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно.

Эффект Ресторф(ученица В. Келера) – включенные в ряд элементы запоминались лучше тех, которые были сходны и служили фоном для первых. Т.е. числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того, что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.

Эффект Зейгарник –прерванная структурная деятельность запоминается в 2-2,5 раза чаще, чем законченная или неструктурированная монотонная деятельность (Выготский отмечал, что в опытах с восприятием – противоположные результаты: незаконченные зрительные образы запоминаются хуже).

 

Воспроизведение– актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения из ДП и перевода в ОП. Трудности воспроизведения ведут к лучшему пониманию, требующему разнообразных способов обработки материала.

Формы воспроизведения:

· узнавание – воспроизведение объекта осуществляется при повторном восприятии объекта.
Трудности узнавания ведут к более тщательному ознакомлению;

· воспоминание – осуществляется в отсутствии повторного восприятия объекта;

· припоминание – наиболее активная форма воспроизведения;

· реминисценция – воспроизведение первоначально забытого (непроизвольно). Проявляется в том, что отсроченное воспроизведение бывает более полным, нежели то, которое осуществляется сразу после запоминания. Чаще проявляется при запоминании большого по объему материала. Чаще встречается у детей.

· контаминация – склонность человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками;

· конфабуляция – добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть преднамеренной, манипулятивной или бессознательной.

 

Сохранение – многообразные процессы переработки материала (Рубинштейн С.Л.); поддержание запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для его воспроизведения. Эффективность сохранения зависит от участия материала в деятельности личности.

Забывание – полная утрата или невозможность припоминания ранее запечатленного материала.

Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс.

Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различных: объеме, быстроте (скорости), точности, прочности запоминания, а также готовности к воспроизведению. Эти характеристики памяти можно назвать ее свойствами. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

Объем памяти – количество объектов, припоминаемых сразу же после их предъявления. Средний объем кратковременной памяти – 5-9 элементов.

Скорость запоминания – количество времени или число повторений, необходимое данному субъекту для запоминания определенного объема материала.

Прочность (длительность) – длительность сохранения заученного материала и скорость его забывания.

Точность – запоминание материала в той форме и той же последовательности, в которой он предъявлялся.

Готовность – способность легко и быстро припомнить в нужный момент необходимый материал.

Существуют субъективные и объективные причины, влияющие на продуктивность памяти. Субъективные: тип запоминания; предшествующий опыт, установка, мотивация (интерес), использование мнемотехник. Объективные причины, влияющие на продуктивность запоминания: характер материала (осмысленность, понятность, наглядность, ритмичность и т.д.); количество материала; обстановка, в которой протекает процесс запоминания.

В современных теоретических и экспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явно происходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией, между процессами восприятия, памяти, мышления. В большой степени этому способствовало последовательное проведение принципа деятельности в исследовании процессов памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и их сотрудники) и восприятия (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и их сотрудники). Следует отметить, что хотя исследования этих авторов внешне были направлены на изучение той или иной функции, но, по существу, они давали материалы для построения гипотез о структуре и операционном составе перцептивных и мнемических процессов.

В 60-е гг. проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов. Важным условием успеха в разработке этой проблемы применительно к памяти было изменение содержания и методов ее исследования. Нужно было отказаться от традиционного объекта исследований, который кратко можно обозначить как «память в лаборатории» и перейти к изучению функций памяти в жизни и деятельности субъекта. Это не означает, что из арсенала методов исследования памяти были исключены лабораторные эксперименты. Напротив, был разработан целый ряд новых лабораторных методов исследования процессов памяти, но, в отличие от прежних, они в большей мере воспроизводили проявления памяти в реальной деятельности субъекта.

По-новому была поставлена и проблема развития и формирования процессов запоминания. При ее разработке наиболее полно обнаружили себя преимущества генетического метода исследования. Сравнительное изучение непроизвольного и произвольного запоминания на разных возрастных стадиях дошкольного и школьного детства положило начало операционному анализу процесса запоминания, изучению динамики операций на различных возрастных стадиях. Последнее представляло собой, по существу, исследование структуры процессов памяти.

Таким образом, в психологических исследованиях памяти раньше, чем в других областях психологии, произошел отказ от традиционного подхода, руководствовавшегося идеей строго раздельного, пофункционального изучения психики. При функциональном подходе к познавательным процессам предметная осмысленная деятельность субъекта бралась лишь в качестве некоторого формального условия присутствовавшей в эксперименте переменной, но сама по себе не подвергалась анализу. Последовательное проведение генетического метода привело к тому, что основным объектом в исследованиях памяти стали различные формы предметной, осмысленной деятельности, в первую очередь познавательной, и их мнемические эффекты.

Трактовка памяти как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила совершенно иначе поставить проблему связи и взаимоотношений между запоминанием и мышлением и наметить пути ее дальнейшего изучения (Блонский_речь_и_мыш_хрест). Преодоление традиционной эмпирической позиции, согласно которой мышление и память являются самостоятельными функциями, состоит в экспериментальном изучении динамики таких характеристик памяти, как точность, прочность, объем и т.п., происходящей под влиянием формирующихся познавательных и мыслительных действий. Это оказалось возможным благодаря тому, что в работах ряда авторов наметился методический прием, важная особенность которого состоит в том, что воспроизведение тестового материала служит показателем не только процессов запоминания, но и уровня формирования и особенностей целого ряда познавательных действий, в том числе и мыслительных. Таким образом, исследования, идущие от памяти к мышлению, равно как и исследования, идущие от мышления к памяти, позволили выявить и в известной мере сблизить операционный состав мыслительной и мнемической деятельности.

Одной из важных проблем является сближение исследований памяти и внимания. Факты быстрого стирания из кратковременной памяти событий, на которые не было обращено внимание субъекта, пока остаются почти единственной связью между исследованиями внимания и памяти. По словам С. Джонсона, истинное искусство памяти есть искусство внимания. Д. Норман (1973) пишет в связи с этим следующее: «Обычно считается, что исследования внимания, восприятия изображений и памяти различны и независимы. Эти три сферы должны в конце концов объединиться в одну картину переработки информации».

Отдельный опыт с памятью сводится в основном к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя определенное время, так или иначе воспроизводит или узнает усвоенное. В каждом опыте экспериментатор имеет дело с тремя переменными:

1) деятельностью усвоения или заучивания;

2) интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

3) деятельностью воспроизведения (или узнавания).

Различия между традиционными методами экспериментального исследования памяти сводятся главным образом к модификациям указанных переменных.

В исследованиях памяти экспериментальный материал может предъявляться зрительно или на слух. Кроме того, возможны различные варианты этих двух основных способов: зрительно-слухо-моторный и зрительно-моторный (одновременно со зрительным предъявлением материала испытуемый читает его вслух или про себя), зрительно-слуховой (одновременно со зрительным предъявлением материала его читает вслух экспериментатор) и т.п.

Для исследования памяти используют специальную аппаратуру: мнемометры и мнемотахистоскопы различных конструкций, позволяющие точно дозировать время экспозиции стимулов и интервалы между экспозициями. Вместе с тем широко применяют и так называемые безаппаратурные методики при строгом соблюдении условий эксперимента, четкой подборке и дозировке экспериментального материала.

С появлением электронной техники в исследованиях кратковременной памяти начали применять совершенно новое инструментальное оснащение экспериментов по сравнению с тем, которое обычно использовалось при изучении памяти. Для обеспечения необходимого объема экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов предъявления тестового материала, его организации и способов предъявления, а также для регистрации различных параметров ответной деятельности испытуемых с необходимой точностью используются электронно-вычислительные машины. ЭВМ входит в состав экспериментальных стендов и используется для предъявления информации, регистрации ответных реакций испытуемого, измерения латентного периода реакций и первичной обработки получаемых результатов. Принципиальная схема опытов состоит в следующем. Из ЭВМ на телевизионный экран или электролюминесцентные индикаторы выводится стимульная информация. Испытуемый в соответствии со стоящей перед ним задачей осуществляет необходимые преобразования предъявленной информации и результат этих преобразований вводит в ЭВМ, пользуясь клавиатурой. ЭВМ сличает данные, введенные испытуемым, с требуемыми, осуществляет первичную обработку этих результатов и хранит их до конца опыта. После окончания опыта ЭВМ выдает на печать условия эксперимента и регистрируемые параметры. В опыте могут принимать участие одновременно несколько человек.

Экспериментальные методы изучения памяти

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположником экспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (Uber das Gedachniss). Г. Эббингаузу принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основной задачей, которую ставили перед собой психологи, изучавшие память, является измерение памяти – выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания и процессов забывания. При попытках ответить на эти вопросы психологи ставили перед собой задачу не только измерить память, но по возможности и приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Уже с самого начала психологам-экспериментаторам (Г. Эббингаузу, Г. Мюллеру, Ф. Шуману и др.) было понято, что процесс запоминания существенно изменяется мышлением человека, смысловой организацией материала. Поэтому основная задача исследователей сводилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить память в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т.п.). В связи с этим Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слоов, цифр или бессмысленных слогов.

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

1. Выяснить объем доступного для запоминания материала.

2. Описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие – труднее.

3. Установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) в одинаковой степени или с разной степенью легкости.

4. Выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т.д.

5. Установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Естественно, что все эти вопросы стоят в тесной связи с тем, в какую деятельность включается запоминание, является ли оно результатом специально поставленной задачи запомнить материал (мнестическая задача) или протекает непреднамеренно, без задачи запоминать материал. Описание закона запоминания стоит в тесной связи с условием организации процесса запоминания и зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых («чистых») формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы.

Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.

Г. Эббингауз стремился подобрать для своих исследований такой материал, который по трудности был бы однороден для всех испытуемых, минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв. Техника составления таких слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, а в другой – все согласные буквы, вынимались на удачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались годными, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т.п. В своих экспериментах Г. Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т.е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания). Этого нельзя было столь четко проследить на осмысленном материале, например, на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов, так как подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экземплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве такого однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812, 1848, 1917 гг. и т.д.

Для исследования закономерностей механической памяти в качестве экспериментального материала использовались также ряды геометрических фигур и ряды не связанных между собой по смыслу слов, например: бор, шаг, сын, вор и т.д. При исследовании памяти экспериментальный материал предъявлялся двумя способами: зрительно и на слух.

При зрительном способе испытуемому дается инструкция воспринимать предъявляемый материал только зрительным путем, не производя никаких артикуляционных движений. При слуховом способе экспериментатор отчетливо, полным голосом читает материал. Испытуемому указывается, что он должен внимательно слушать экспериментатора и, как при зрительном способе, не прибегать к артикуляционным движениям. В зависимости от целей исследования эти два способа могут модифицироваться. Так, при зрительном способе испытуемому можно предложить одновременно вслух или про себя читать воспринимаемый материал. В первом случае такой способ предъявления материала можно назвать зрительно-слухо-моторным, во втором – зрительно-моторным. Модификация зрительного способа может заключаться в том, что одновременно со зрительным предъявлением материала его читает экспериментатор, а испытуемому дается инструкция, либо сопровождать зрительное восприятие материала беззвучными артикуляционными движениями, либо полностью воздерживаться от подобных движений.

Модификация слухового способа может состоять в том, что испытуемый сопровождает слушание экспериментатора беззвучными движениями артикуляционного аппарата, т.е. повторяет материал про себя. Подобный способ обычно называют слухо-моторным.

Необходимость строгого однообразия условий опыта, являющаяся основным положением экспериментальной техники в любой области знания, потребовала создания ряда технических приемов и специальной аппаратуры, позволяющих ставить всех испытуемых в процессе данного исследования в одинаковое положение. При экспериментальном исследовании памяти большое значение имеет строгая дозировка экспозиции материала или его отдельных частей и интервалов между экспозициями. Так, например, при изучении процесса запоминания текстов необходимо всем испытуемым давать одинаковое время, за исключением случаев, когда само время является количественной характеристикой этого процесса. При предъявлении ряда слогов, цифр, слов, время экспозиции каждого элемента ряда и промежутки между экспозициями должны быть строго постоянными.

В связи с этим еще со времен Г. Эббингауза стали создаваться специальные аппараты для зрительного предъявления экспериментального материала, названные мнемометрами (от греческого слова «мнемо» – память), которые позволяют предъявлять каждый элемент ряда и на определенное число секунд, и через определенные промежутки времени (например, на 1 сек через 1 сек; на 2 сек через 1 сек; на 2 сек через 2 сек и т.д.). Наиболее часто употреблялись следующие конструкции мнемометров: Вирта, Липмана-Мюллера, Шумана, Раншбурга и др.

Современный уровень экспериментальной техники позволяет значительно совершенствовать технические приемы подачи экспериментального материала. Как для индивидуальных, так и для групповых опытов, при зрительных предъявлениях используются фото- и киноустановки, а для предъявления материала на слух – магнитофонные записи. Вместе с тем следует указать, что даже в современных исследованиях памяти, особенно в диагностических целях (в детской психологии, медицинской психологии и психологии труда), можно пользоваться так называемыми безаппаратурными методиками, соблюдая лишь строгие условия эксперимента, четкую подборку и дозировку экспериментального материала.

Методы исследования памяти могут быть разбиты на две основные группы (см. Хрестомат. 11.3.).

Первую группу составляют методы исследования непосредственной памяти; его задача заключается в том, чтобы определить число элементов, которые испытуемый может удержать без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации ряда.

Изучение непосредственного запоминания имеет свое специальное значение: оно позволяет установить, как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, какую роль в запоминании играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности и какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является предметом специальной задачи.

Вторую группу составляют методы исследования опосредствованного запоминания; они ставят перед собой задачу изучения того, насколько объем и прочность запоминания могут повыситься в результате использования специальных (мнемотехнических) средств, вводящих запоминаемые элементы в систему логических связей или использования смысловой организации запоминаемого материала (см. Хрестомат. 11.2.).

Как правило, переход к изучению опосредствованного запоминания является вместе с тем переходом к изучению сложных форм памяти, логической по своему строению и долговременной по своим возможностям (см. Хрестомат. 11.5., 11.6.).

Исследование обеих форм памяти составляет основные разделы психологического изучения памяти, которое имеет большое значение для определения как индивидуальных особенностей памяти, так и для определения тех изменений в памяти, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка.

Обе эти группы методов относятся к методам изучения произвольного запоминания, или, иначе говоря, к методам исследования целенаправленных мнестических процессов.

Особое место занимают методы исследования непроизвольного, или непреднамеренного, запоминания. Их целью является изучение законов, которые лежат в основе того, как процесс образования следов может протекать в тех случаях, когда перед испытуемым не ставится задачи запоминать предлагаемый материал, иначе говоря, когда запоминание материала происходит в процессе какой-нибудь другой деятельности, не включающей соответствующей мнестической задачи.

Исследование непроизвольного (непреднамеренного) запоминания было развито рядом советских психологов (П.И. Зинченко, А.А. Смирновым) и имеет большое значение для психологии (см. Хрестомат. 11.7., 11.8.).

Для исследования памяти с самого начала ее изучения был разработан ряд методов, которые теперь называются классическими. Они относительно просты и могут быть с успехом использованы для обозначенных выше задач изучения процессов запоминания в их самых элементарных формах.

К таким классическим методам относятся следующие:

1. Метод удержанных членов ряда. При этом методе все элементы экспериментального ряда (слоги, числа, фигуры, слова) зрительно или на слух предъявляются испытуемому последовательно. В зависимости от целей исследования ряд может быть предъявлен один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому предлагается либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести все, что он запомнил (устно или в письменной форме), не заботясь о порядке элементов ряда. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала. Метод удержанных членов ряда может употребляться в разных модификациях. Так, например, экспериментальный ряд может быть предъявлен не последовательно, а целиком на специальной карточке или с помощью фотоустановки на строго определенное время. В другой модификации в инструкции может быть дано указание на запоминание элементов ряда в той самой последовательности, в которой они предъявлялись.

Метод удержанных членов ряда широко используется для определения непосредственного объема памяти, зависимости процесса запоминания от содержания и структурных особенностей материала и других целей.

2. Метод удачных ответов или метод парных ассоциаций.Экспериментальным материалом при данном методе служат ряды из пар слогов, чисел, фигур, слов, которые испытуемый должен запомнить. Материал предъявляется последовательно пара за парой, между парами соблюдается строго определенная пауза.

Если используется зрительный способ предъявления, то испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары (в трохеическом размере). Например: бам–луц или шар–вол. При слуховом предъявлении экспериментатор сам читает пары также в трохеическом размере. После предъявления всего материала (один или несколько раз) испытуемому предъявляется зрительно, или экспериментатор читает только первый элемент каждой пары, а испытуемый должен назвать или записать второй элемент пары. Количество правильно воспроизведенных вторых элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

Методом удачных ответов изучается влияние на процесс запоминания различных по содержанию связей между опорными элементами (первыми элементами пар) и элементами-объектами (вторыми элементами пар). С помощью словесных отчетов испытуемых можно устанавливать характер ассоциаций, к которым они прибегают для запоминания вторых элементов пар. Проф. П.И. Зинченко предложил модификацию этого метода, которая заключается в том, что элементами-опорами являются вторые элементы пары, а испытуемый должен воспроизводить первые элементы. Он предложил также просить испытуемого воспроизводить элементы дважды: первый раз в произвольном порядке, как они вспоминаются, а второй раз – в ответ на предъявление вторых элементов ряда.

3. Метод заучивания. Сущность данного метода состоит в том, что испытуемого заставляют выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов), т.е. безошибочно воспроизвести весь ряд в любом порядке. Для этой цели экспериментальный материал предъявляется испытуемому несколько раз. После каждого предъявления он пытается воспроизвести его. Количество повторений, которое потребовалось для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества правильно воспроизведенных элементов после каждого предъявления позволяет построить график выучивания (на оси абсцисс откладываются порядковые номера предъявлений, а на оси ординат – количество воспроизведенных элементов). Совершенно естественно, что для построения графика выучивания количество элементов ряда (длина ряда) должно быть таким, чтобы испытуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.

Этот метод позволяет, во-первых, прослеживать динамику процесса запоминания материала разного объема и различного содержания. Во-вторых, этим методом можно устанавливать характерные особенности процесса забывания. Заставляя испытуемого повторно воспроизводить заученный материал через разные промежутки времени, можно построить график забывания. В этом случае на оси абсцисс откладываются отрезки времени повторных воспроизведений, а на оси ординат – количество правильно воспроизведенных элементов ряда. В-третьих, метод выучивания позволяет выявлять влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания значительного по объему материала. Фиксируя в протоколе, какие элементы ряда сохранились в памяти после каждого предъявления, можно построить график частоты воспроизведения каждого элемента за все предъявления. Для этой цели на оси абсцисс откладываются порядковые номера элементов ряда, а на оси ординат – частота его воспроизведения. График, как правило, показывает, что крайние элементы (первые и последние) удерживаются лучше, чем средние (так называемый фактор края).

4. Метод тождественных рядов, или метод узнавания. Как известно, узнавание менее сложный процесс, чем воспроизведение. При узнавании требуется лишь выделить среди многих других объектов те, которые подлежали запоминанию, тогда как воспроизведение предполагает вспоминание объектов. Метод узнавания состоит в том, что испытуемому после предъявления ряда элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых имеются все или несколько элементов первого ряда, и предлагается их узнать. С помощью метода тождественных рядов можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения в зависимости от объема и содержания материала.

Для учета результатов экспериментов при исследовании памяти пользуются рядом показателей, главными из которых являются:

1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного материала. В последнем случае этот показатель называется коэффициентом запоминания. Он равен:

где К3– коэффициент запоминания, т – количество правильно воспроизведенных или узнанных элементов, n – объем материала (общее количество элементов).

2. Количество элементов ряда, воспроизведенных в той самой последовательности, в которой они предъявлялись испытуемому. Этот показатель, если он берется в абсолютных числах, называется точностью запоминания, а если в процентах к общему количеству правильно воспроизведенных элементов, – коэффициентом точности запоминания. Он равен:

где Кт – коэффициент точности запоминания; l – количество элементов, воспроизведенных в той последовательности, в которой они были предъявлены; т – количество правильно воспроизведенных элементов.

3. Количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании экспериментального материала в абсолютных числах или в процентах к общему объему материала. Этот относительный показатель называется коэффициентом ошибок. Он равен:

где К0 – коэффициент ошибок; r– количество ошибок, допущенных испытуемым; п – объем материала (общее количество элементов).

4. Время, потребовавшееся для достижения определенного уровня запоминания.

5. Число повторений экспериментального материала, необходимое для его выучивания.

Кроме этих количественных показателей, как правило, при обработке и анализе материалов используют графики и диаграммы, данные словесного отчета испытуемого, данные наблюдений экспериментатора за поведением испытуемого во время эксперимента, качественные характеристики результатов опыта.