X. Роль бухгалтера – аналитика в принятии управленческих решений

В современных условиях коренным образом меняется роль бухгалтера организации: он должен быть аналитиком, оказывать помощь менеджерам организации при выполнении ими таких функций *планирование, *организа­ционная работа, * контроль и регулирование, *деловые контакты, * стимулирование.

Планирование— предоставление информации по следующим вопросам: организация процесса продаж, т.е. какие товары прода­вать, на каких рынках и по каким ценам; оценка предложений по капиталовложениям; при составлении смет — подготовка кратко­срочных планов, координация разработки краткосрочных планов.

Контроль и регулированиеинформирование менеджера о слу­чаях отклонения определенных результатов производства от пла­новых показателей, т.е. своевременное проведение оперативногоанализа производственных результатов организации и определе­ние Слабых мест производства.

Организационная работа- участие в формировании рацио­нальной системы учета, способствование повышению уровня эф­фективности системы управленческого учета.

Деловые контакты- предоставлениеМенеджеру важной инфор­мации о деловой активности организации, на основе которой он мо­жет сделать выводы об эффективности деятельности, своевременно наметить и реализовать мероприятия по устранению недостатков.

Стимулирование — участие в составлении смет, что побуждает менеджеров организовывать свою работу таким образом, чтобы ор­ганизация в целом могла достичь поставленных перед ней целей.

Роль бухгалтера-аналитика в управлении организацией Управленческий учет — для нашей страны сравнительно новая сфepa экономической деятельности. В силу этого в профессиольной практике еще не сложилось термина для обозначения этой профессии. Чаще всего таких специалистов на предприятиях называют экономистами, поскольку еще с советских времен струкрные подразделения, занимающиеся планированием и обработ­кой информации о затратах, назывались планово-экономическими отделами. Нам такое название профессиональной деятельности кажется неточным, поскольку оно носит слишком общий характер и не отражает цели этой деятельности. В мировой практике сло­жилось специальное название для специалистов в области управ­ленческого учета — бухгалтер-аналитик. Оно определяет как особенности профессионального инструментария (учетные данные), так и содержание деятельности (анализ, позволяющий представитьинформацию, пригодную для принятия решений).

Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений трудно переоценить. Управленческий учет помогает осуществ­лению эффективного информационного обмена, прежде всего пу­тем построения системы внутреннего контроля и бюджетирования. При составлении бюджетов бухгалтер-аналитик отвечает за формирование данных о результатах прошедшего периода и про­гнозах на будущее, устанавливает процедуру разработки и утвер­ждения бюджетов, следит за. соблюдением сроков и стандартов, Взаимоувязывает функциональные бюджеты и готовит мастер-бюджет для руководства. Контрольный аспект деятельности бухлтера-аналитика заключается: *в анализе отклонений и определении их причин, т. е. в анали­зе производственных показателей и выявлении слабых мест; *в верификации правильности составления отчетов менедже­рами разных уровней управления.

Таким образом, бухгал­тер-аналитик дает высшему руководству компании информа­цию о ходе деятельности и тех участках, где необходимо их вмешательство. Анализ, выполняемый в рамках управленче­ского учета, позволяет выявить тех руководителей, которых следует поощрять или наказывать за выполнение ими планов и бюджетов, т.е. бухгалтер-аналитик способствует реализа­ции системы материального и иного стимулирования дея­тельности персонала.

Бухгалтер-аналитик должен выступать и в качестве координа­тора процесса управления затратами и снижения себестоимости, определяя пути организации и стимулирования такой работы. За­дача эффективного использования ресурсов не может считаться чисто бухгалтерской, и в этой борьбе с затратами бухгалтер-ана­литик должен работать вместе с маркетологами, технологами и производственниками. Ориентиры, которые он дает, могут слу­жить как верхними ограничениями (например, при оценке ресур­соемкости изделий), так и нижними границами (например, при ценообразовании).

Роль бухгалтера-аналитика в организации двойственна: *с одной стороны, он является консультантом, * с другой — контролером.

При организации бюджетирования он оказывает по­мощь менеджерам подразделений в подготовке бюджетов, и он же контролирует их выполнение, разрабатывая систему мер (в том числе дисциплинарного воздействия на менеджеров) в случае не­благоприятных отклонений. То же можно сказать и о контроле за­трат и других показателей: работая в тесном контакте с производ­ственными и иными подразделениями по установлению нормати­вов, бухгалтер-аналитик выступает и как страж интересов органи­зации в целом в случаях, когда возникает угроза «перетягивания одеяла» со стороны одного из подразделений. В приложении 3 приведен пример должностной инструкции бухгалтера-аналитика, начальника отдела текущего планирования и контроля предпри­ятия.