X. Роль бухгалтера – аналитика в принятии управленческих решений
В современных условиях коренным образом меняется роль бухгалтера организации: он должен быть аналитиком, оказывать помощь менеджерам организации при выполнении ими таких функций *планирование, *организационная работа, * контроль и регулирование, *деловые контакты, * стимулирование.
Планирование— предоставление информации по следующим вопросам: организация процесса продаж, т.е. какие товары продавать, на каких рынках и по каким ценам; оценка предложений по капиталовложениям; при составлении смет — подготовка краткосрочных планов, координация разработки краткосрочных планов.
Контроль и регулирование — информирование менеджера о случаях отклонения определенных результатов производства от плановых показателей, т.е. своевременное проведение оперативногоанализа производственных результатов организации и определение Слабых мест производства.
Организационная работа- участие в формировании рациональной системы учета, способствование повышению уровня эффективности системы управленческого учета.
Деловые контакты- предоставлениеМенеджеру важной информации о деловой активности организации, на основе которой он может сделать выводы об эффективности деятельности, своевременно наметить и реализовать мероприятия по устранению недостатков.
Стимулирование — участие в составлении смет, что побуждает менеджеров организовывать свою работу таким образом, чтобы организация в целом могла достичь поставленных перед ней целей.
Роль бухгалтера-аналитика в управлении организацией Управленческий учет — для нашей страны сравнительно новая сфepa экономической деятельности. В силу этого в профессиольной практике еще не сложилось термина для обозначения этой профессии. Чаще всего таких специалистов на предприятиях называют экономистами, поскольку еще с советских времен струкрные подразделения, занимающиеся планированием и обработкой информации о затратах, назывались планово-экономическими отделами. Нам такое название профессиональной деятельности кажется неточным, поскольку оно носит слишком общий характер и не отражает цели этой деятельности. В мировой практике сложилось специальное название для специалистов в области управленческого учета — бухгалтер-аналитик. Оно определяет как особенности профессионального инструментария (учетные данные), так и содержание деятельности (анализ, позволяющий представитьинформацию, пригодную для принятия решений).
Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений трудно переоценить. Управленческий учет помогает осуществлению эффективного информационного обмена, прежде всего путем построения системы внутреннего контроля и бюджетирования. При составлении бюджетов бухгалтер-аналитик отвечает за формирование данных о результатах прошедшего периода и прогнозах на будущее, устанавливает процедуру разработки и утверждения бюджетов, следит за. соблюдением сроков и стандартов, Взаимоувязывает функциональные бюджеты и готовит мастер-бюджет для руководства. Контрольный аспект деятельности бухлтера-аналитика заключается: *в анализе отклонений и определении их причин, т. е. в анализе производственных показателей и выявлении слабых мест; *в верификации правильности составления отчетов менеджерами разных уровней управления.
Таким образом, бухгалтер-аналитик дает высшему руководству компании информацию о ходе деятельности и тех участках, где необходимо их вмешательство. Анализ, выполняемый в рамках управленческого учета, позволяет выявить тех руководителей, которых следует поощрять или наказывать за выполнение ими планов и бюджетов, т.е. бухгалтер-аналитик способствует реализации системы материального и иного стимулирования деятельности персонала.
Бухгалтер-аналитик должен выступать и в качестве координатора процесса управления затратами и снижения себестоимости, определяя пути организации и стимулирования такой работы. Задача эффективного использования ресурсов не может считаться чисто бухгалтерской, и в этой борьбе с затратами бухгалтер-аналитик должен работать вместе с маркетологами, технологами и производственниками. Ориентиры, которые он дает, могут служить как верхними ограничениями (например, при оценке ресурсоемкости изделий), так и нижними границами (например, при ценообразовании).
Роль бухгалтера-аналитика в организации двойственна: *с одной стороны, он является консультантом, * с другой — контролером.
При организации бюджетирования он оказывает помощь менеджерам подразделений в подготовке бюджетов, и он же контролирует их выполнение, разрабатывая систему мер (в том числе дисциплинарного воздействия на менеджеров) в случае неблагоприятных отклонений. То же можно сказать и о контроле затрат и других показателей: работая в тесном контакте с производственными и иными подразделениями по установлению нормативов, бухгалтер-аналитик выступает и как страж интересов организации в целом в случаях, когда возникает угроза «перетягивания одеяла» со стороны одного из подразделений. В приложении 3 приведен пример должностной инструкции бухгалтера-аналитика, начальника отдела текущего планирования и контроля предприятия.