Фирменные наименования
Парижская конвенция по охране промышленной собственности ст. 1 (2) относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности. Причем фирменное наименование может охраняться без обязательной подачи заявки или регистрации (ст. 8а Конвенции). В Республике Беларусь пока не принят Закон о фирменных наименованиях и их правовая охрана осуществляется на основании использования фирменного наименования в гражданском обороте.
Фирменное наименование - это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других комических организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.
Фирменное наименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки служат для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование фирмы идентифицирует все предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы. Фирменное наименование является ценным активом фирмы и в то же время носителем полезной информации для потребителей.
Фирменное наименование является гарантией качества продукции и услуг предприятия. По мере его использования фирма или предприниматель начинают выделяться среди своих конкурентов, приобретают большую известность среди потребителей. Фирменное наименование становится мощным рекламным средством предприятия.
Право на фирменное наименование имеет юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, независимо от организационно-правовой формы или формы собственности. В Республике Беларусь право на фирменное наименование возникает с момента регистрации предприятия в установленном порядке (облисполкомами, горисполкомами). Фирменное наименование заносится в Гостреестр, закрепляется уставными документами и воспроизводится на печатях предприятия.
Юридическое лицо, предпринимательская деятельность которого зарегистрирована, имеет исключительное право на свое фирменное наименование. Это право не ограничено временем действия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с ликвидацией именуемого им предприятия.
Фирменное наименование рассматривается как неотчуждаемое имущественное право.
Передача права на фирменное наименование новому владельцу возможна только одновременно с продажей предприятия (коммерческой организации). Продавец не может создавать новую коммерческую организацию с фирменным наименованием, тождественным или сходным до степени их смешения с проданным, если создаваемая организация осуществляет свою деятельность в сходной области предпринимательства.
Использованием фирменного наименования могут являться: Я
- воспроизведение фирменного наименования на официальных бланках предприятия, его печатях, штампах, товарах, на упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях и т.п.;
- отражение фирменного наименования в вывеске, указывающей на место расположения органа управления предприятием; указание фирменного наименования в подписи, употребляемой в документах владельца, исходящих от предприятия;
- применение фирменного наименования в качестве элемента нового знака на продукции, облегчающее потребителю ее нахождение и идентификацию;
- применение фирменного наименования в рекламных средствах на ярмарках и выставках при демонстрации экспонатов, производимых владельцем.
Владелец зарегистрированного фирменного наименования имеет исключительное право использовать фирменное наименование и распоряжаться им, а также запрещать использование фирменного наименования другим лицам.
Никто не может использовать охраняемое в Республике Беларусь фирменное наименование любого юридического лица без разрешения владельца.
Фирменное наименование, используемое юридическим лицом в гражданском обороте без его государственной регистрации, охраняется государством от противоправных действий третьих лиц на основании гражданского законодательства. Использование фирменного наименования в гражданском обороте без его государственной регистрации не может служить препятствием для подачи заявки на регистрацию этого фирменного наименования его пользователем в последующем.
Недобросовестная конкуренция
Защита от недобросовестной конкуренции с 1900 года считается частью системы охраны промышленной собственности. На Брюссельской дипломатической конференции (1900 г.) по пересмотру Парижской конвенции по охране промышленной собственности признание необходимости защиты от недобросовестной конкуренции впервые было отражено путем включения в текст Конвенции статьи 10 bis. В последующем при проведении ряда конференций по пересмотру текста Парижской конвенции ст. 10 bis изложена в следующей реакции (Стокгольмский акт 1967 г.):
(1 ) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.
(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякийакт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
(3) В частности, подлежат запрету:
1. Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров».
Требование обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции содержится в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), согласно которому члены Всемирной торговой организации обязаны соблюдать статью 10 bis Парижской конвенции.
Введение в заблуждение может возникнуть в результате рекламы или стимулирования сбыта и может, в частности, произойти в отношении:
- способа изготовления продукта;
- пригодности продукта или услуги к конкретному применению;
- качества, количества или иных характеристик продуктов! или услуг;
- географического происхождения продуктов или услуг;
- условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;
- цены продуктов или услуг или способа ее расчета.
Дискредитация может являться результатом рекламы или компании по стимулированию сбыта и может произойти в отношении:
- способа изготовления продукта;
- пригодности продукта или услуги к конкретному применению;
- качества или количества или иных характеристик продуктов или услуг;
- условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;
return false">ссылка скрыта- цены продуктов или услуг или способа ее расчета.
Обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции призвано национальное законодательство страны. В Республике Беларусь меры по защите от недобросовестной конкуренции предусмотрены Гражданским кодексом [1] и законом Республики Беларусь от 2.12.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»», в котором имеется специальная глава «Недобросовестная конкуренция» [9]. В законе дано определение недобросовестной конкуренции - «это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».
Законом запрещаются или признаются неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:
- незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
- введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
- незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
- введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором заключенным между хозяйствующими субъектами.
Запрещаются и признаются неправомерными утверждения способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары илипредпринимательскую деятельность конкурента в результате распространения в средствах массовой информации или иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, производственных возможностях, товарах конкурента; заявлений, порочащих деловую репутацию хозяйствующего субъекта.
Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовление пригодности к применению или количества товара конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки. Законом также запрещаются действия, содержащие:
- призывы и обращения к бойкотированию и созданию препятствий предпринимательской деятельности и установлению деловых связей,
- ложные заявления и сведения о собственном товаре, а также действия, направленные на дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе на получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну конкурента.