Фирменные наименования

Парижская конвенция по охране промышленной собствен­ности ст. 1 (2) относит фирменные наименования к одному из ох­раняемых объектов промышленной собственности. Причем фир­менное наименование может охраняться без обязательной пода­чи заявки или регистрации (ст. 8а Конвенции). В Республике Бела­русь пока не принят Закон о фирменных наименованиях и их пра­вовая охрана осуществляется на основании использования фир­менного наименования в гражданском обороте.

Фирменное наименование - это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других ком­ических организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.

Фирменное наименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки служат для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование фирмы идентифицирует все предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы. Фирменное наименование является ценным активом фирмы и в то же время носителем полезной информации для потребителей.

Фирменное наименование является гарантией качества продукции и услуг предприятия. По мере его использования фирма или предприниматель начинают выделяться среди своих конку­рентов, приобретают большую известность среди потребителей. Фирменное наименование становится мощным рекламным сред­ством предприятия.

Право на фирменное наименование имеет юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, независимо от органи­зационно-правовой формы или формы собственности. В Респуб­лике Беларусь право на фирменное наименование возникает с мо­мента регистрации предприятия в установленном порядке (облис­полкомами, горисполкомами). Фирменное наименование заносит­ся в Гостреестр, закрепляется уставными документами и воспро­изводится на печатях предприятия.

Юридическое лицо, предпринимательская деятельность ко­торого зарегистрирована, имеет исключительное право на свое фирменное наименование. Это право не ограничено временем дей­ствия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с ликви­дацией именуемого им предприятия.

Фирменное наименование рассматривается как неотчужда­емое имущественное право.

Передача права на фирменное наименование новому вла­дельцу возможна только одновременно с продажей предприятия (коммерческой организации). Продавец не может создавать но­вую коммерческую организацию с фирменным наименованием, тождественным или сходным до степени их смешения с проданным, если создаваемая организация осуществляет свою деятельность в сходной области предпринимательства.

Использованием фирменного наименования могут являться: Я

- воспроизведение фирменного наименования на официальных бланках предприятия, его печатях, штампах, товарах, на упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях и т.п.;

- отражение фирменного наименования в вывеске, указывающей на место расположения органа управления предприятием; указание фирменного наименования в подписи, употребляемой в документах владельца, исходящих от предприятия;

- применение фирменного наименования в качестве элемента нового знака на продукции, облегчающее потребителю ее на­хождение и идентификацию;

- применение фирменного наименования в рекламных средствах на ярмарках и выставках при демонстрации экспонатов, производимых владельцем.

Владелец зарегистрированного фирменного наименования имеет исключительное право использовать фирменное наимено­вание и распоряжаться им, а также запрещать использование фир­менного наименования другим лицам.

Никто не может использовать охраняемое в Республике Беларусь фирменное наименование любого юридического лица без разрешения владельца.

Фирменное наименование, используемое юридическим ли­цом в гражданском обороте без его государственной регистрации, охраняется государством от противоправных действий третьих лиц на основании гражданского законодательства. Использование фир­менного наименования в гражданском обороте без его государ­ственной регистрации не может служить препятствием для пода­чи заявки на регистрацию этого фирменного наименования его пользователем в последующем.

 

 

Недо­бросовестная конкуренция

Защита от недобросовестной конкуренции с 1900 года считается частью системы охраны промышленной собственности. На Брюссельской дипломатической конференции (1900 г.) по пересмотру Парижской конвенции по охране промышленной собственности признание необходимости защиты от недобросовестной конкуренции впервые было отражено путем включения в текст Конвенции статьи 10 bis. В последующем при проведении ряда конференций по пересмотру текста Парижской конвенции ст. 10 bis изложена в следующей реакции (Стокгольмский акт 1967 г.):

(1 ) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякийакт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

 

1. Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести об­щественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количе­ства товаров».

Требование обеспечения защиты от недобросовестной кон­куренции содержится в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), согласно которому члены Всемирной торговой организации обязаны соблюдать статью 10 bis Парижской конвенции.

Введение в заблуждение может возникнуть в результате рекламы или стимулирования сбыта и может, в частности, произойти в отношении:

- способа изготовления продукта;

- пригодности продукта или услуги к конкретному примене­нию;

- качества, количества или иных характеристик продуктов! или услуг;

- географического происхождения продуктов или услуг;

- условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;

- цены продуктов или услуг или способа ее расчета.
Дискредитация может являться результатом рекламы или компании по стимулированию сбыта и может произойти в отношении:

- способа изготовления продукта;

- пригодности продукта или услуги к конкретному применению;

- качества или количества или иных характеристик продук­тов или услуг;

- условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;

return false">ссылка скрыта

- цены продуктов или услуг или способа ее расчета.

Обеспечить эффективную защиту от недобросовестной кон­куренции призвано национальное законодательство страны. В Рес­публике Беларусь меры по защите от недобросовестной конкуренции предусмотрены Гражданским кодексом [1] и законом Рес­публики Беларусь от 2.12.2002 г. «О внесении изменений и допол­нений в закон Республики Беларусь «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции»», в котором имеется специальная глава «Недобросовестная конкуренция» [9]. В законе дано определение недобросовестной конкуренции - «это любые направленные на приобретение преимуществ в предприни­мательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, ко­торые противоречат настоящему закону, требованиям добросове­стности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

Законом запрещаются или признаются неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйству­ющих субъектов, товаров или предпринимательской деятельнос­ти конкурентов, в том числе:

- незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения това­ра на товарах, их упаковке, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

- введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

- незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

- введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором заключенным между хозяйствующими субъектами.

Запрещаются и признаются неправомерными утверждения способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары илипредпринимательскую деятельность конкурента в результате распространения в средствах массовой информации или иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, производственных возможностях, товарах конкурента; заявлений, пороча­щих деловую репутацию хозяйствующего субъекта.

Запрещаются и признаются в установленном порядке непра­вомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовление пригодности к применению или количества товара конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки. Законом также запрещаются действия, содержащие:

- призывы и обращения к бойкотированию и созданию пре­пятствий предпринимательской деятельности и установлению де­ловых связей,

- ложные заявления и сведения о собственном товаре, а так­же действия, направленные на дезорганизацию предприниматель­ской деятельности конкурента, в том числе на получение, исполь­зование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну конкурента.