Облигации

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» даётся следующее определение: «Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стои­мости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт».

Эмитентами облигаций могут быть юридические лица, а также государственные и муниципальные органы исполнительной власти. Следует заметить, что решения о выпуске государственных и муниципальных ценных бумаг принимают органы законодательной власти.

Мы уже отмечали, что облигации являются долговыми ценными бумагами, т.е. с их помощью оформляются отношения между кредиторами и заёмщиками денежных средств. При выпуске облигаций должны быть определены вид, форма выпуска облигаций, их номинальная стоимость, цена размещения, размер и форма выплаты доходов, сроки обращения и иные условия обращения и погашения облигаций.

Выпуск облигаций юридическим лицам разрешается после полной оплаты их уставного капита­ла. Они вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом определённого имущества, либо облигации без обеспечения в пределах величины своего уставного капитала. Облигации с обеспечением – это облигации, исполнение обязательств по которым в России может обеспечиваться залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией. Обеспечение должно предоставляться на разницу между номинальной суммой эмиссии облигаций и величиной уставного капитала эмитента.

Облигации с обеспечением считаются облигациями с повышенным риском, поэтому в проспекте этих облигаций должно быть указано, что это «инвестиции повышенного риска».

Облигации могут быть именными или на предъявителя, документарными или бездокументарными.

Облигации могут быть краткосрочные (до 1 года), долгосрочные (от 5 до 30 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет).

Можно выделить следующие основные права владельцев облигаций:

а) право на получение номинальной стоимости облигации, т.е. средств, ранее переданных взаймы в форме оплаты облигации. Эта стоимость может выплачиваться в денежной форме или в форме имущественного эквивалента;

б) право на получение фиксированного дохода.

Целями выпуска облигационных займов обычно являются:

- для государственных и муниципальных облигаций целями выпуска могут быть уменьшение дефицита бюджета либо увеличение доходов бюджета соответствующего уровня;

- для корпоративных облигаций – осуществление инвестиционных проектов, осуществление реорганизационных мероприятий либо для реинвестирования имеющейся задолженности.

Доход по облигации рассчитывается в процентах к номиналу или в форме дисконта.Исходя из формы выплаты дохода, облигации называются процентные или дисконтные.

1. По процентной облигации доход рассчитывается по формуле

 

Номинал облигации х Процентная ставка по обл

Доход по процентной облигации = ----------------------------------------------------- .

100%

Ставки процентов по облигациям устанавливаются при выпуске облигаций как годовые ставки, если иное отдельно не оговаривается. При определении дохода расчёт осуществляется исходя из номинальной стоимости облигации, а не на основе курсовых стоимостей облигаций, по которым были приобретены облигации, поскольку облигации являются эмиссионными ценными бумагами, т.е. по ним должны обеспечиваться равные права всем владельцам облигаций соответствующего выпуска.

2. По дисконтным облигациям доход выплачивается в форме дисконта по формуле

 

Дисконт по облигации = Номинал облигации – Цена размещения облигации.

 

Расчёт доходности по облигациям

Инвесторы при выборе объекта вложения средств в первую очередь ориентируются на размер дохода, который они получат от инвестирования средств. Величина доходности инвестиций показывает, сколько прибыли получит инвестор в расчёте на 100 условных единиц затрат, которые он осуществил для получения этой прибыли. На рынке ценных бумаг существует аналогичная ситуация. Доходность ценной бумаги показывает, какой доход получил инвестор по этой бумаге в расчёте на 100 единиц вложенных средств. Доходность можно рассчитать по любой ценной бумаге, мы рассмотрим этот показатель на примере облигаций. Например, доходность облигации равна 5 %. Это свидетельствует о том, что инвестор получил по 5 руб. дохода в расчёте на каждые 100 руб., вложенные в приобретённую облигацию. Доходность является относительной величиной и рассчитывается в процентах.

В практике принято рассчитывать 2 вида доходности – текущую доходность и среднегодовую доходность ценных бумаг.

Доходность ценной бумаги – это относительная величина, которая показывает долю дохода в затратах на покупку ценной бумаги и рассчитывается в процентах:

Доход по облигации

Доходность облигации (текущая) = ---------------------------------- х 100 %.

Курсовая стоимость обл

 

Текущая доходность облигации рассчитывается за определённый текущий период времени, как правило, в рамках одного года. Если облигация обращается в течение нескольких лет, и она была приобретена не по номиналу, а по цене выше или ниже номинала, то применяется формула среднегодовой доходности (Доходность облигации (сред.).

 

Среднегод. доход по обл +(-)приращение (списание)

Доходность обл (сред)= --------------------------------------------------------------- х 100 %.

Курсовая стоимость облигации

 

Приращение образуется при покупке облигации на вторичном рынке по цене ниже номинала. Величиной приращения годовой облигации будет вся сумма скидки, которая была получена при покупке облигации. Если облигация обращается на рынке несколько лет, то величина среднегодового приращения рассчитывается как частное от деления суммы скидки на количество лет обращения облигации.

Списание образуется в случае покупки облигации по цене выше номинала. Величиной списания (или убытка) по годовой облигации будет вся сумма списания (или убытка), которая была получена при покупке облигации. Если облигация обращается на рынке несколько лет, то величина среднегодового списания (или убытка) рассчитывается как частное от деления суммы списания (или убытка) на количество лет обращения облигации.

Мы рассмотрели сущностные характеристики основных долевых (акции) и долговых (облигаций) ценных бумаг. Сравним основные параметры этих двух групп ценных бумаг на примере корпоративных облигаций и обыкновенных акций (таблица 1).

Обыкновенные акции нами выбраны для сравнения потому, что они в большей степени соответствуют характеристикам именно долевых ценных бумаг по сравнению с привилегированными акциями, которые имеют фиксированные доходы и по этому признаку тяготеют к долговым ценным бумагам.

Корпоративные облигации нами выбраны для корректности сравнения, поскольку эмитентами этих двух групп ценных бумаг являются юридические лица.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика обыкновенных акций и

корпоративных облигаций

 

ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ
Акции – это долевые ценные бумаги Облигации – это долговые ценные бумаги
Выпускаются только в бездокументарной форме Выпускаются в документарной и бездокументарной формах
Акции могут быть только именными ценными бумагами Облигации могут быть именными и предъявительскими ценными бумагами
Акции могут выпускать только АО Облигации могут выпускать органы государственной и муниципальной исполнительной власти, различные юридические лица
Через акции средства привлекаются в уставный капитал, становятся собственностью АО и, как правило, не подлежат возврату Через облигации средства привлекаются на ограниченный срок, являются заёмными средствами и подлежат возврату
За привлекаемые средства можно не платить в течение определённого срока, так как выплата дивидендов по простым акциям необязательна За привлекаемые средства следует платить
При уплате налога с дивидендов используется льготная налоговая ставка (9 %) При уплате налога с доходов по корпоративным облигациям льгот нет  
Эмиссионный доход от продажи акций не является прибылью Доход от продажи облигаций их эмитентом является частью прибыли

 

На основании характеристик, представленных в таблице, можно сделать основные для эмитентов этих ценных бумаг выводы, состоящие в том, что средства через обыкновенные акции могут привлекаться на безвозвратной, бесплатной и бессрочной основе, а средства через облигации привлекаются только на возвратной, платной, срочной основе. Мы подчёркиваем, что средства через продажу обыкновенных акций только могут, а не должны привлекаться на указанной основе. Могут они привлекаться и на платной и возвратной основе. Эмитенты обыкновенных акций самостоятельно решают, целесообразно или нет им платить дивиденды по этим акциям. Владельцы обыкновенных акций, в свою очередь, могут потребовать от акционерного общества вернуть им долю принадлежащего им имущества, но реализовать это право они смогут только при наличии условий, предусмотренных в статьях 75 и 76 закона «Об акционерных обществах».

Для юридических лиц, использующих заёмные средства, важно знать преимущества и недостатки основных инструментов заимствования, которыми являются кредит и облигационный займ. Кредит в России является основным инструментом заимствования, который предприятия традиционно используют на протяжении многих лет. Облигационный займ для большинства предприятий является неизвестным, а потому не вызывающим доверия инструментом заимствования, в то время как в странах с развитым фондовым рынком основные объёмы кредитных ресурсов предприятия привлекают именно через облигационные займы.

Рассмотрим сначала недостатки и достоинства кредита, а затем облигационного займа для предприятий-заёмщиков. Недостатками для них будут расходы, которые предприятия-заёмщики вынуждены дополнительно платить при заимствовании средств.

Такими дополнительными расходами при получении кредита в банке могут быть:

- затраты на оплату процентов по кредиту, которые по банковским кредитам обычно бывают больше, чем по облигациям, т.к. через облигации деньги привлекаются на предприятия в основном без посредников, а при привлечении средств через банковский кредит предприятие платит банку как посреднику дополнительные средства кроме оплаты ему стоимости кредитных ресурсов как таковых. В структуре выдаваемых кредитов средства самого банка составляют, как правило, 10 – 20 процентов, а остальные средства привлекаются через вклады населения, депозиты предприятий, заимствования у Банка России, продажу векселей и т.д., за все эти привлечённые на время деньги банк должен платить. Он выступает посредником между теми, кто готов предоставить взаймы свободные денежные средства, и теми, кто готов взять эти свободные средства под процент. За свою посредническую деятельность банк, естественно, берёт плату, увеличивая на эту величину стоимость кредитных ресурсов;

- затраты на предоставление обеспечения в форме товарно-материальных ценностей или гарантий третьих лиц;

- затраты на оценку у профессионального оценщика и страховку залогового имущества;

- банк определяет условия предоставления кредита (размер кредита, его стоимость, срок кредитования), которые могут не устраивать заёмщика;

- затраты на открытие и ведение ссудного счёта при предоставлении кредита и уплату комиссию ( в настоящее время часть банков отменила эти платежи);

- затраты на уплату штрафных санкций при несвоевременном возврате кредитов и процентов по нему;

- штрафные санкции за досрочное погашение кредита;

- расходы за обналичивание кредитов;

-расходы по хранению в банке уже полученных клиентом кредитов в наличной форме;

- расходы на подготовку документов по обоснованию возврата кредита;

- другие расходы, связанные с получением кредита.

Достоинством кредита является то, что при выполнении всех требований банка клиент получает кредит в полной сумме сразу.

По облигационному займу можно выделить следующие преимущества этого источника привлечения средств:

- условия привлечения средств определяет сам эмитент облигаций;

- более низкая по сравнению с банковской ставка процента;

- в пределах уставного капитала эмитента можно привлекать заёмные средства без обеспечения;

- деньги остаются в распоряжении эмитента и бесплатно им используются в случае, если владельцы облигаций своевременно их не востребовали при погашении облигаций и при выплате доходов;

- нет необходимости оплаты услуг банка.

Расходы по облигационному займу существенно ниже, чем по банковскому кредитованию. Обязательными расходами являются затраты на оплату двух государственных пошлин. Документы, которыми подтверждается уплата этих пошлин, предоставляются в регистрирующий орган при передаче туда документов для регистрации выпуска облигаций или других эмиссионных ценных бумаг.

Величина остальных расходов по привлечению средств через облигации зависит от самих эмитентов. Рассмотрим эти расходы и определим возможности снижения этих расходов эмитентами.

1. Расходы на подготовку документов по регистрации и выпуску облигационного займа. Эти средства уплачиваются финансовым консультантам, если они привлекаются для выпуска облигаций. Эти расходы можно устранить путём самостоятельной подготовки документов и самостоятельного размещения облигаций. Все образцы документов, которые следует предъявлять в регистрирующие органы, представлены в нормативных документах, регулирующих порядок регистрации выпусков ценных бумаг, поэтому любой экономист справится с подготовкой этих документов. Размещение облигаций также вполне под силу работникам фондового отдела и бухгалтерии.

2. Затраты на рекламу. Эти затраты могут быть существенными, если использовать традиционные методы рекламы, которые весьма дорогостоящи. Однако можно разместить облигации между работниками эмитентов, договориться о реализации облигаций с партнерами по бизнесу либо предложить облигации московским фондовым компаниям. Работникам эмитентов и партнерам по бизнесу будет выгодно приобрести облигации, т.к. по ним можно получить более высокую доходность по сравнению с вложениями в банковские вклады и депозиты, да и надёжность вложения средств в хозяйствующий субъект выше по сравнению с надёжностью вложения в банковские структуры. Целесообразно при этом заранее оповестить работников и коллег по бизнесу о предстоящем размещении облигаций и объяснить им их выгоды, связанные с приобретением облигаций. Московским фондовым компаниям целесообразно приобретать корпоративные облигации большего числа эмитентов с целью диверсификации формируемых ими для клиентов фондовых портфелей.

3. Затраты на выпуск документарных облигаций. Выпуски облигаций на бумажных носителях со степенями защиты в лицензированных типографиях достаточно дорого обходятся эмитентам. Для инвесторов форма выпуска облигаций не имеет принципиального значения, для них важнее быть уверенными в надёжности и кредитоспособности эмитентов.

Поэтому эмитентам выгоднее выпускать облигации в бездокументарной форме, а на руки владельцам выдавать сертификаты облигаций, напечатанные на обычной офсетной бумаге и заверенные подписями и печатями эмитентов.

Использование вышеперечисленных рекомендаций поможет эмитентам обеспечить привлечение более дешёвых кредитных ресурсов с помощью незначительных затрат.