Нечеткие множества в решении экономических задач.
Знания человека в большинстве случаев нечеткие. Человек оперирует такими понятиями как высокий, низкий, горячее, холодное, бедный, богатый и т.д. в повседневной производственной практике и в быту. Для того чтобы такого рода знания можно было использовать для формирования решений, в 1965 году Л.Заде предложил теорию нечетких множеств. В основе данной теории лежит понятие функции принадлежности, которая указывает степень принадлежности какого-либо элемента некоторому множеству элементов. Данная функция является субъективной и строится на основании знаний, опыта или ощущений некоторого субъекта к какому-либо объекту, процессу, явлению и т.д.
Вводится U – полное множество, охватывающее все объекты некоторого класса. Нечеткое подмножество F множества U определяется через функцию принадлежности , где . Эта функция отображает элементы u множества U на множество чисел в отрезке [0,1], которые указывают степень принадлежности этих элементов множеству F.
Нечеткое множество F можно представить следующим образом:
Знак + указывает не на сложение, а на совокупность, а знак / - не деления, а на степень принадлежности.
Рассмотрим пример. Пусть имеется два множества:
и .
Степень принадлежности элементов множества Е множеству А можно однозначно представить как: , , , , . На рис. 5.33 иллюстрируется четкая (однозначная) принадлежность элементов одного множества другому.
рис .4.19. Иллюстрация четкой принадлежности элементов к различным множествам.
Но принадлежность элементов может характеризоваться и приблизительно, например:
- более или менее принадлежит;
- скорее принадлежит;
- возможно принадлежит и т.д.
Для этого можно воспользоваться функцией принадлежности, которая записывается в данном случае следующим образом:
Если функцию принадлежности применить для четких множеств (см. рис. 5.33), то можно получить следующее:
Как правило, функции принадлежности иллюстрируются графически. На рис. 5.34 представлено субъективное понимание возраста с помощью функций принадлежности и графиков.
рис. 4.20. Три функции принадлежности и их графическая иллюстарция.
На рис. 4.21 представлено субъективное понимание понятия «низкие процентные ставки».
рис. 4.21. Функции принадлежности понятия «низкие процентные ставки».
Для того чтобы функцию принадлежности можно было использовать в практических расчетах, вводятся операции пересечения и объединения нечетких множеств.
Операция пересечения нечетких множеств соответствует нахождению минимума значений их функций принадлежности:
, , .
Операция объединения соответствует максимуму значений их функций принадлежности, то есть:
.
Вопросы для самоконтроля по главе 4
1. Дайте определение информационных ресурсов предприятия.
2. Определите состав информационных ресурсов предприятия.
3. Опишите структуру информационных ресурсов на предприятии.
4. Какова структура и содержание внутримашинного информационных ресурсов предприятия?
5. Опишите структуру внешних информационных ресурсов предприятия.
6. Каким образом глобальные ресурсы используются на предприятии.
7. Как используются государственные и региональные информационные ресурсы на предприятии.
8. Опишите понятие контента.
9. Какие средства доступа можно использовать для доступа к глобальным информационным ресурсам?
10. Каким образом осуществляется поиск информационных ресурсов в Интернете.
11. Как происходит формирование электронного документа компьютером?
12. Назовите варианты организации электронного документооборота в экономической деятельности.
13. Дайте определение классификаторов и кодов,
14. Охарактеризуйте общероссийские, отраслевые и локальные классификаторы.
15. Перечислите различные системы кодирования и приведите их особенности.
16. В чём состоит технология применения кодов при обработке экономических задач?
17. В чём суть штрихового кодирования и для чего оно применяется?
18. Охарактеризуйте собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия.
19. Что собой представляют реляционные модели базы данных и для чего они предназначены?
20. Опишите структуру элементов базы данных.
21. Какие функции выполняет система управления базой данных?
22. Дайте понятие банка данных и структуры его элементов.
23. Опишите схему циркуляции данных в централизованных и распределенных базах данных
24. Каким образом осуществляется доступа к данным на основе архитектур файл-сервер и клиент-сервер?
25. Что собой представляет информационного хранилище данных?
26. Какие требования предъявляются к архитектуре информационного хранилища?
27. Охарактеризуйте основные подсистемы информационного хранилища.
28. Какие базовые операции используются для оперативного анализа данных?
29. Опишите задачи интеллектуального анализа данных.
30. Дайте определение Базы знаний.
31. Опишите формы реализации баз знаний в информационных технологиях для решения экономических задач.
Тесты по главе 4
- Дайте точное определение информационных ресурсов в соответствии с федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".
а) информационные ресурсы общества – это сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний
б) информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданные, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
в) информационные ресурсы – это сведения несущие экономический или иной другой смысл
г) информационные ресурсы – это информация, отображающая материальные объекты;
различного характера,
Ответ: б)
2. Информационные ресурсы предприятия (организации):
а) совокупность внемашинных и внутримашинных показателей экономической информации;
б) массивы и потоки информации, циркулирующие на предприятии;
в) совокупность собственных и внешних данных как бумажных, так и электронных, предназначенных для функционирования предприятия и его развития;
г) множество всех данных, получаемых из внешних источников.
Ответ: в)
3. Установите соответствие:
Собственные информационные ресурсы предприятия делятся на внемашинные и внутримашинные, к которым относятся: | |
1) документальные системы | а) внемашинные |
2) управленческие документы | б) внутримашинные |
3) информационно-справочные системы | |
4) организационно -распорядительные документы | |
5) базы данных | |
6) хранилища данных | |
7) внутренние web-сайты |
Ответ: 1)-б); 2)-а); 3)-б); 4)-а); 5)-б); 6)-б); 7)-б).
- Укажите не правильную аббревиатуру пользовательского контента:
а) CCG
б) UGC
в) CGM
г) UCC
return false">ссылка скрыта
Ответ: а)
- Укажите не существующие поисковые системы:
а) yandex
б) rambler
в) aport
г) googie
д) webalta
Ответ: г)
- Какая модель базы данных является самой распространенной?
а) интегрированная
б) реляционная,
в) сетевая
г) иерархическая.
Ответ: б)
- Какие элементы не являются элементами реляционной базы данных:
а) запись
б) поле
в) дерево
г) таблица
Ответ: в)
8. Установите соответствие между названиями архитектуры сети вида "клиент-сервер" и их принципами работы:
Название архитектуры | Принципы работы архитектуры данного вида |
1) доступ к удаленным данным | а) На компьютере клиента находятся программы ввода исходных данных и печати. Программа решения задачи находится на сервере |
2) доступ с помощью сервера баз данных | б) На компьютере клиента располагаются программы ввода исходных данных, печати результатов и программа, осуществляющая решение задачи. |
3) доступ с помощью сервера приложений | в) На компьютере клиента находятся программы ввода исходных данных и печати. Программа решения задачи находится на одном сервере, а база данных на другом. |
Ответ: 1)-б); 2)-а); 3)-в).
9.Информационное хранилище (ИХ) представляет собой:
а) гиперквадрат;
б) многоугольник;
в) гиперромб;
г) гиперкуб
Ответ: г)
10. В информационном хранилище для оперативного анализа данных не используются операции:
а) разворот;
б) поворот.
в) проекция.
г) раскрытие
д) сечение.
Ответ: а)
- База знаний – это:
а) одна из форм программного моделирования, представляющая собой знания человека (эксперта, специалиста);
б) знания специалиста или эксперта, представленные математической моделью
в) одна из форм информационного моделирования, представляющая собой знания человека (эксперта, специалиста)
г) знания специалиста или эксперта, заложенные в память компьютера.
Ответ: в)
12. Укажите модели представления знаний, которых не существует:
а) семантические сети;
б) деревья выводов;
в) деревья целей;
г) иерархические сети.
Ответ: г)