Акмеология – комплексная наука, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни.

Аксиология педагогическая – учение о ценностях, исследование содержания ведущих идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере зарубежного и отечественного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности и общества).

Беседа этическая– специально подготовленная и организованная беседа педагога с детьми, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.

Валеология – дисциплина, изучающая влияние различных факторов на здоровье человека, основы здорового образа жизни, методы обучения и воспитания, сохраняющие и укрепляющие здоровье, проблемы реабилитации детей с ослабленным здоровьем и детей–инвалидов.

Ведущий тип деятельности– это деятельность, определяющая важ­нейшие изменения психических процессов и особенностей личности на данном этапе ее развития.

Внеклассная воспитательная работа – деятельность, организуемая классными руководителями, учителями или кураторами со своими воспитанниками вне урока.

Внешкольная воспитательная работа – деятельность, осуществляемая в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, направленная на развитие у детей различных интересов и способностей.

Внушаемость–подверженность личности внушению.

Внушение– воздействие на психику человека при сниженной созна­тельности и критичности. Внушение позволяет незаметно для личнос­ти влиять на ее чувства и волю, а также на ее сознание и способство­вать или препятствовать усвоению ею тех или иных идей, взглядов и убеждений.

Воздействие педагогическое – акт преднамеренного влияния педагога на детей.

Воспитание –целенаправленный процесс создания благоприятных условий для развития и саморазвития личности ребенка. Ведущими условиями воспитания являются положительная социальная среда (благополучная семья, воспитательный коллектив, благоприятный микросоциум), воспитательная деятельность, гуманное общение, информационно-положительная среда.

Воспитание в коллективе – воспитание детей с использованием детского коллектива как педагогизированной среды, который постепенно становится ведущим педагогическим условием и средством воспитания каждой личности.

Воспитание как общественное явление взаимодействие общества и человека, направленное на освоение и воспроизводство социального опыта и системы ценностей как основы развития и саморазвития личности человека.

Воспитание как педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с воспитанниками, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников в целях развития и саморазвития личности. Виды воспитательной деятельности: диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, мотивационно-стимулирующая, оценочно-рефлексивная и т.д.

Воспитание как педагогическая система– совокупность компонентов, обеспечивающая единство и целостность изучаемого воспитательного явления. Компонентами воспитательной системы являются: цель, субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник), взаимодействия и взаимоотношения между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия.

Воспитание как педагогический процесс– совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленная на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Воспитанник – ребенок как объект и субъект воспитательных взаимодействий в школе.

Воспитатель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация воспитательной деятельности воспитанников, создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, проведение коррекционно-воспитательной работы на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников.

Воспитательная деятельностькак фактор формирования содержания воспитания – совокупность различных видов работы, направленная на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества (интеллектуально-умственная, духовно-нравственная, трудовая, эстетическая, спортивно-оздоровительная, игровая, коммуникативная, досуговая виды деятельности).

Воспитательная задача – педагогически осмысленная, управляемая, сконструированная воспитательная ситуация (взаимодействие) в конкретном временном отрезке воспитательного процесса.

Воспитательная работа– деятельность воспитателей по налажива­нию, организации и ведению воспитательного процесса.

Воспитательная ситуация – взаимодействие воспитателя и воспитуемого в конкретном временном отрезке воспитательного процесса, которое как ядро (клеточка) воспитательной системы отражает все ее элементы (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия).

Гениальность - высший уровень развития различного уровня творческих способностей (интеллектуальных, общих, специальных, музыкальных, художественных и т.д.).

Геронтогогика – область андрогогики, в которой рассматриваются закономерности и методы обучения и воспитания, переквалификация и социализация в новых условиях пожилых людей (пенсионного возраста).

Геронтология – наука о старении живых организмов, в том числе человека. Исследует механизмы, причины и процессы старения, различие между физиологическим и патологическим старением, социальные, медицинские и экономические проблемы, связанные со старением общества, проблемы долголетия и качества жизни.

Гражданское воспитание– конкретная сторона (область, направ­ление, процесс) воспитания, связанная с формированием гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности пе­ред обществом и государством, готовности к защите Родины, стрем­ления участвовать в решении государственных дел, социальной ак­тивности и т. д.

Гуманизация воспитания – развитие воспитательных систем, нацеленных на создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности человека, расцвета его интересов и потребностей. Пути гуманизации: гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, гармонизация взаимоотношений между субъектами воспитательного процесса.

Гуманистическая педагогика – направление воспитания, реализующее идеи гуманистической психологии: свободное всестороннее развитие личности своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация личности); способность личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний, привычек, поведения, поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

Гуманистический подход – это совокупность положений, исходящая из признания человека как высшей ценности и необходимости создания благоприятных условий для развития его природной заданности, уникальности и личностного самоосуществления.

Девиантное поведение – действия, решения и поступки индивида, не совпадающие с системой норм и ценностей общества, зафиксированной в законодательных актах.

Дела– общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем.

Демократический стиль педагогического общения– один из стилей общения педагога с детьми, для которого характерно равноправие и взаимоуважение сторон, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие, стремление педагога понять детей и помочь им.

Диагностика (греч. «распознание») – особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим.

Диалектический подход – совокупность теоретических положений, исходящая из законов: материя первична, сознание вторично; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии постоянного движения и развития (принцип развития); переход количественных изменений в качественные новообразования; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.

Дискуссия – метод воспитания, предполагающий спор, обмен мнениями, нахождение правильного решения спорного вопроса, обсуждение различных позиций с целью выработки правильных представлений.

Диспут – форма воспитательной работы, отражающая публичный спор, публичную защиту позиций и мнений, публичное обсуждение спор­ной проблемы, организуемое педагогами для целенаправленного влияния на со­знание и формирования социально ценных убеждений детей.

Дифференциация – ориентация на всемерное стимулирование способностей каждого учащегося, развитие каждой личности с учетом интересов, мотивов, ценностных установок.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы человека, база для развития различных способностей.

Задачи воспитательные – задачи по формированию личности и коллектива.

Задачи организационно-практические– задачи, связанные с определением конкретных путей и средств достижения воспитательного результата.

Задачи стратегические – основные направления воспитания в современном обществе, обусловливающие развитие свободной, самоактуализирующейся личности ребенка в процессе его самоутверждения, самоопределения и самосовершенствования.

Задачи тактические – задачи, направленные на создание условий воспитания.

Закономерность воспитания – объективно существующая, повторяющаяся и существенная связь явлений в области воспитания.

Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое может достичь ребенок соответствующего возраста в результате обучения и руководства взрослого и сотрудничестве со сверстниками.

Игра –воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения.

Идентификацияв общении – процесс эмоционального самоотождествления себя с другим человеком или группой, уподобление себя партнеру по общению.

Индивид – биологическое существо вида «гомо сапиенс» с присущей ему генетической программой и наследственностью.

Индивидуализация – учет различий в интеллектуальной, эмоционально-волевой и практико-действенной сферах личности, особенностей физического и психического развития каждого воспитанника.

Индивидуальность– конкретный человек во всем своеобразии своих физиолого-психологических и социальных свойств;

Интеграция– вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и отношений.

Интериоризация– процессвключения социального опыта, норм и культурных ценностей во внутренний мир человека.

Классификация методов воспитания– отбор и распределение методов воспитания по определенным группам согласно выбранному критерию. Облегчает понимание, усвоение и использование методов педагогом.

Классификация педагогических ценностей– социально-педагогические ценности (идеи, концепции, нормы, правила, традиции, регламентирующие деятельность общества в области образования), групповые педагогические ценности (идеи, концепции, нормы, правила, традиции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках образовательных институтов), личностно-педагогические ценности (цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности его систему ценностных ориентаций).

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями и родителями.

Клуб школьный– самоуправляющееся объединение педа­гогов и школьников как часть общешкольного коллектива, налажива­ющее разнообразную досуговую деятельность школьников.

Коллектив– организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

Коллектив детский– высший, с точки зрения воспитательных воз­можностей, тип детской группы, организованный и направляемый педагогами.

Коллектив педагогический– сплоченное и дружное объединение школь­ных педагогов и воспитанников, увлеченных общими целями и задачами, совместной творческой деятельностью, общими переживаниями и сложив­шимися коллективными и личными взаимоотношениями.

Коллективист– человек, уважающий общие интересы группы, где он работает, живет или находится, умеющий и привыкший сотрудничать в решении общих проблем, нацеленный на совместную деятельность.

Коллективное творческое дело – совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела, направленная на принятие общей идеи, творческую и коллективную реализацию дела, его коллективный анализ и оценку, принятие идеи нового дела.

Конфликтная ситуация (как средство воспитания) – столкновение интересов, желаний, взглядов и убеждений в детской группе может быть использовано (или даже инициировано) педагогом для влияния на взаимоотношения в группе в интересах воспитания или перевос­питания отдельных ее членов.

Концепция– основной замысел (ведущие идеи) автора в исследуемой отрасли знаний.

Кооперация (группа-кооперация) – группа, для которой характер­ны успешное сотрудничество ее членов, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура группы.

Кооперация(метод воспитания) – способ взаимодействия субъектов совместной деятельности, направленный на успешное сотрудничество, сотворчество и гуманное общение.

Корпорация– тип группы, для которой характерны совместная сплоченная деятельность, «групповой эгоизм», обособление, замк­нутость, противопоставленность другим группам и другим людям, стремление осуществить свои цели за их счет.

Коррекционная педагогика – специализированная область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии.

Культура как фактор формирования содержания воспитания – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях, включающий в себя не только качества человечества, которые воссоздаются каждый раз в процессе становления индивида, но и способы деятельности, многообразные предметы материальной и духовной культуры, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение.

Культура личности – это гармония знаний, чувств и действий (привычек поведения), гармония его внутреннего мира и внешней (преобразовательной) деятельности.

Культура поведения–высокий уровень поведения личности, ее отношений с окружающими людьми, учитывающий накопленные человеческой культурой ценности и знания в областиэтики, психо­логии, эстетики и других наук.

Культурологический подход– совокупность теоретических идей, исходящая из понимания образования как культуросообразной образовательной среды, включающей в себя лучшие качества человечества, способы деятельности, материальные и духовные ценности культуры, в которой проявляется индивидуальность личности ребенка, способного сохранить и воссоздать общечеловеческую культуру.

Культурология – наука о материальных и духовных ценностях, созданных человеком, уровнях развития общества, выраженных в способах организации жизни и деятельности людей, а также истории культуры, ее направлениях и теории, охране и использовании культурного наследия.

Либеральный стиль педагогического общения–стиль общения пе­дагога со школьниками, для которого характерны слабость влияния педагога на детей, неорганизованность и бесконтрольность общения, отсутствие элементарного порядка, распущенность воспитанников.

Личностно ориентированный подход – совокупность положений, исходящая из признания ценности личности человека и необходимости создания условий для выявления возможностей ее самоопределения, самореализация, самоутверждения и самосовершенствования.

Личность– участник общественного развития и носитель социальных ролей, норм и культурных ценностей общества.

Личный пример воспитателя – один из методов педа­гогического стимулирования, основаннный на явлениях психологического зараженияи подражания. Заключается в преднамеренно выстраиваемом и контролируемом педагогом собственном поведении с учетом его влия­ния на поведение и развитие детей. Сила влияния примера воспита­теля пропорциональна величине его авторитета в глазах воспитан­ников.

Мажор педагогический– один из методов педа­гогического стимулирования. Это организация благожелательного и радостного стиля общения и деятельности в школе. Соответствуя преобладающему дет­скому мироощущению, побуждает школьников к участию в воспита­тельной деятельности.

Макрофазы дотрудовой стадии социализации:детство – адаптация индивида;отрочество – индивидуализация, персонализация, «оличнизация», юность – интеграция (приобретение свойств, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития).

Мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом для воспитанников с целью воспитательного воздействия на них.

Метод –способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение воспитательной цели.

Методика – совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели.

Методология – учение о всеобщем методе научного познания.

Методология педагогики – учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (природу, общество, мышление).

Наркомания– заболевание, устойчивая психопатологическая привычка, характеризующаяся непреодолимым влечением к приему наркотических средств, тенденцией к повышению употребляемых доз, психической и физической зависимостью, возникающей от состава наркотического вещества, его доз и длительности употребления, возникает головная боль, головокружение, тахикардия, угнетенное состояние, резкая физическая слабость и пр. По мере развития заболевания возникают глубокие личностные изменения, социальная, психическая и физическая деградация человека.

Народная педагогика (воспитание) – народный опыт воспитания, выраженный в традициях, обычаях, фольклоре, поговорках, пословицах и т.д.

Нравственное воспитание –целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и отношений, формирование привычек нравственного поведения и образа жизни, достойного человека-гуманиста.

Нравственное самовоспитание – целенаправленное воздействие на самого себя с целью выработки необходимых нравственных черт характера.

Нравственное самосовершенствование– процесс углубления общего нравственного состояния личности человека, возвышение своего образа жизни.

Нравственность человека– личностная характеристика человека как внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение.

Образование –целенаправленный, сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества.

Обучение – целенаправленный процесс организации успешного освоения детьми социального опыта, способов деятельности и общественного поведения.

Общественное мнение– складывающиеся в коллективе и выража­ющиеся как при коллективном обсуждении, так и в повседневном общении, единые взгляды по тем или иным проблемам жизни коллек­тива, деятельности и поведения его членов. Влияние общественного мнения на школьников тем сильнее, чем сплоченнее коллектив и чем авторитетнее он в глазах школьников. Один из методов педагогического стимулиро­вания.

Объект воспитания– тот, на кого направлено воспитательное воз­действие. Объектами могут быть отдельные воспитанники, их группы и коллективы.

Отношения воспитательные – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (личностногоотношения к самому себе, отдельным людям, социуму, природе, окружающему миру, материальным и духовным ценностям).

Отношения межличностные – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Педагогика – наука о законах и закономерностях образования, воспитания, обучения и развития личности человека.

Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, явления или процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути их развития или коррекции.

Педагогическая техника – система умений педагога, обеспечи­вающая высокий уровень профессиональной деятельности. Обычно выделяются конкретные области педагогической техники. Например, техника речи, техника управления собственным эмоциональным состоянием.

Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для воспитания и развития воспитанников.

Педагогически запущенные дети – учащиеся, успеваемость и поведение которых отклоняется от норм и стандартов, ввиду отсутствия целенаправленного педагогического воздействия, неблагоприятных социальных факторов: низкого качества обучения, пробелами в знаниях, пропусками занятий, заболеваниями, социальной неустроенностью; при отсутствии патологической наследственности, органических поражений головного мозга и сохранности психических функций.

Педагогический такт–умение педагога поддерживать правильные отношения с детьми, находить верный тон в общении с ними; гиб­кость, осторожность и целесообразность воздействий педагога на вос­питанников.

Педагогическое конструирование – процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний.

Педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об исследуемом явлении, объекте или процессе с помощью методов прогнозирования(моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д.).

Педагогическое проектирование – содержательное, организационно-методическое, материально-техническое социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Перевоспитание– воздействие на личность с целью устранения социально и личностно вредных качеств и формирования полезных качеств личности.

Перспектива деятельности– один из методов стимулирования педа­гогического. Это выдвижение перед детьми будущей совместной деятельности как радостного события, которое, соответствуя их настроенности на будущее, увлекает и привлекает к воспитательной деятельности.

План воспитательной работы – конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.

План воспитателя– системный список основных дел и направлений работы воспитателя на выбранный период времени (неделя, месяц, год).

Планирование воспитательной работы – детальная разработка стратегии и тактики воспитания, предполагающая их конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса).

Привычка– действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Пути формирования привычки: подражание; многократные повторения действия; сознательные, целенаправленные усилия путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Приём – способ действия, реализующий метод для достижения цели в процессе воспитания.

Принцип – это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах, проводимое в жизнь.

Профессиональная ориентация – система социально-экономических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на осознание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Развитие – внутренние и внешние изменения ребенка под воздействием социальной среды и его собственной активности.

Рефлексияв общении - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Самоактуализация– стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Сензитивность возрастного развития ребенка – наличие наиболее благоприятных периодов для овладения соответствующего возрасту вида деятельности.

Система – совокупность компонентов, составляющих единство и целостность исследуемого явления, где причинно-следственные (структурные) связи компонентов, как правило, отражают ведущие идеи концепции.

Система эстетического воспитания – целенаправленный процесс формирования у ребёнка способности воспринимать, чувствовать, переживать, оценивать искусство, наслаждаться им и создать художественные ценности.

Системно-структурный анализ – выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях.

Содержание воспитания – совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленная на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности ребенка.

Социализация – процесс присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества.

Социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

Социальное воспитание – создание системы помощи общества в самореализации личности с учетом специфики социальной ситуации и особенностей ее развития.

Социальный опыт– совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок, опыта эмоционально-ценностных отношений общества.

Средство воспитания – предмет материальной или духовной культуры, окружающая среда или условие, используемое для достижения воспитательных целей.

Структура воспитания – расположение компонентов системы воспитания, отражающее их устойчивые причинно-следственные взаимосвязи (закономерности воспитательного процесса). Ведущими закономерностями и принципами воспитания являются: взаимосвязь между целями, содержанием и формами воспитания (целенаправленность воспитания), закономерная связь между развитием и воспитанием (развивающий характер воспитания), между воспитанием и деятельностью (деятельностный характер воспитания), между воспитанием и общением (гуманистический характер воспитания), между воспитанием и природной заданностью ребенка (природосообразность воспитания), между воспитанием ребенка и уровнем культурного развития этноса или региона (культуросообразность) и т.д.

Субъект – активный преобразователь себя и окружающего мира.

Теория – система основных идей в той или иной отрасли знаний.

Технология – операциональное обеспечение педагогической деятельности, направленное на реализацию какого-либо замысла (концепции).

Технология КТД – совокупность приемов, операций, процедур, ситуаций коллективного взаимодействия участников дела, направленную на принятие общей идеи, творческую и коллективную реализацию дела, его коллективный анализ и оценку, принятие идеи нового дела.

Токсикомания – болезненное влечение к приему лекарственных токсичных веществ ненаркотического характера.

Толерантность– терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни.

Традиции – формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов к последующим.

Трудовое воспитание – процесс вовлечения детей в разнообразные виды общественно полезного труда в целях передачи им минимума производственного опыта, трудовых знаний, умений, навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия.

Умственное воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на развитие умственных сил (ума, интеллекта) и мышления ребенка.

Условия формирования содержания воспитания – целенаправленные или искусственно созданные обстоятельства, от которых зависит успешность развития личности ребенка (воспитывающая среда, воспитывающие отношения, воспитательная деятельность, гуманное общение, положительная информационная среда).

Факторы социализации (внешние, действующие условия) –мегасреда (Космос, Вселенная, планета), макросреда (природа, общество, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультуры и т.д.); микросреда (семья, школа, класс, друзья, соседство и т.д.).

Факторы формирования содержания воспитания – постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную сферы личности ребенка (социальный опыт, положительная социальная среда, воспитывающая деятельность, гуманное общение, информационно-положительная среда).

Физическая культура – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие физических, умственных и духовных сил ребенка.

Физкультурное воспитание – процесс организованной физкультурной и спортивной деятельности детей, способствующий гармоничному развитию тела ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами и нравственностью.

Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отраженное в приемах, ситуациях, процедурах взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации.

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у ребёнка способности воспринимать, чувствовать, переживать, оценивать искусство, наслаждаться им и создать художественные ценности.

Художественное образование – процесс освоения ребёнком совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Художественно-творческое развитие – целенаправленный процесс формирования способностей и дарований в различных областях искусства.

Целеполагание – процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы.

Цель воспитания – осознанный образ предстоящего результата, на достижение которого направлено воспитание.

Цель глобальная – общая цель – эталон современного общества.

Цель идеальная –современный идеал человечества.

Ценности – абстрактные идеалы, представления, явления действительности, воплощающие в себя общественные идеалы и принятые как эталоны должного.

Ценности педагогические– нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Эмпатияв общении – постижение эмоционального состояния другого человека в форме сочувствия, сопереживания и «сорадования».

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс развития способности, личности ребёнка к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, эмоционального переживания, образного мышления, духовных потребностей.

Этнопедагогика – свод правил, норм и традиций воспитания, сложившийся в рамках отдельного региона, этноса.