ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Теория и методика воспитания как отрасль педагогической науки, ее особенности и функции.

2. Воспитание как предмет педагогики, его основные характеристики.

3. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

4. Воспитание как общественное явление. Взаимосвязь социализации и воспитания.

5. Воспитание как педагогический процесс, его основные характеристики.

6. Теоретико-методологические основы воспитательного процесса.

7. Движущие силы и закономерности воспитания.

8. Понятие о принципах воспитания. Характеристика принципов воспитания и путей их реализации.

9. Воспитание как педагогическая система. Системно-структурный подход в воспитании.

10.Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь.

11. Ребенок как цель, субъект и основной критерий воспитательного процесса.

12. Воспитатель как организатор воспитательного процесса. Квалификационная характеристика учителя-воспитателя.

13. Деятельность как источник и фактор воспитания личности ребенка.

14. Личностно-деятельностный подход в воспитании.

15. Характеристика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности.

16. Общение как фактор воспитания и развития ребенка.

17. Педагогическое общение. Структура и функции педагогического общения.

18. Культура педагогического общения, ее основные компоненты.

19. Педагогическая техника учителя-воспитателя.

20. Педагогика межнационального общения в полиэтнической образовательной среде.

21. Формирование культуры межнационального общения.

22. Профессиональное мастерство учителя, пути и средства его формирования.

23. Диагностика и прогнозирование в воспитательной работе. Основные требования к педагогической диагностике.

24.Диагностические методы изучения классного коллектива.

25.Цель и целеполагание в воспитательной работе. Проблема целей в современной школе.

26.Способы диагностичной постановки целей в воспитательной работе.

27.Планирование и план воспитательной работы. Виды и формы планов школы и классного руководителя. Основные требования к планированию в школе.

28.Система методов воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Характеристика различных методов воспитания.

29.Методы формирования сознания. Основные характеристики методов и условия их эффективного применения.

30.Методы формирования опыта общественного поведения. Основные характеристики и условия эффективности.

31.Методы стимулирования поведения и деятельности школьников.

32.Контроль и коррекция в структуре воспитательной работы. Проблема критериев эффективности воспитательной работы.

33.Система форм воспитательной работы. Различные подходы к классификации форм. Критерии отбора форм воспитания.

34. Новые формы воспитательной работы в школе.

35. Общая характеристика методики коллективного творческого воспитания. Сущность и основы идеи КТД.

36. Этапы КТД, деятельность воспитателей и воспитанников на различных этапах.

37. Виды КТД, взаимосвязь между видами КТД.

38. Содержание и направления воспитательной работы.

39. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания. Критерии нравственной воспитанности школьников.

40. Задачи, содержание и формы физического воспитания.

41. Задачи, содержание и формы трудового воспитания. Система профориентационной работы в школе.

42. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания.

43. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся.

44. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания сегодня.

45.Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся, формы ее организации.

46.Авторские воспитательные системы и их роль в совершенствовании воспитания.

47.Современные концепции воспитания.

48. Современные технологии воспитательного процесса.

49. Сущность процесса социализации личности. Основы социальной педагогики.

50. Классный руководитель. Система и задачи работы классного руководителя

51. «Программа развития воспитания в системе образования России». Цели, задачи Программы. Основные принципы организации воспитания.

52. Гражданское воспитание. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Формирование толерантности.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ

Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. – М., 1992.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогический практикум: В кн.: Педагогика. Гл.7. – М., 2001.

Бородуллина Н.Ф. и др. Тренинг общения «Групповые дискуссии. – Ульяновск, 1996.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. – М., 2001.

Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. – М, 1989.

Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек. – М.: Глобус, 1996.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самосовершенствованию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ

 

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Кн.1. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 566 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Кн.2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318 с.

6. Асадуллин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход.– Уфа: БГПИ, 1999. – 145 с.

7. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: БГПУ, 2000. – 143 с.

8. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Педагогическое общество Россиии, 2000. – 256 с.

9. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технология ХХI века. – Екатеринбург, 2001. – 108 с.

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

11. Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.

12. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. – Каунас, 1984.

13. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. – Ростов-на- Дону, 1999. – 560 с.

14. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

15. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.

16. Гаязов А.С. Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 1996. – 169 с.

17. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. – М., 1997.

18. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980.

19. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.

20. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

21. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998. – 336 с.

22. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими: Мини-курс: Разговор с учителем. – М.: Просвещение, 1990. – 48 с.

23. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

24. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1986.

25. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

26. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80 с.

27. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И. – М., 1999.

28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

29. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983.

30. Краевский В.В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. – М.: Центр «школьная книга», 2001, 248 с.

31. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек. – М.: Глобус, 1996. - 368 с.

32. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.

33. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.

34. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система. – Харьков, 1979.

35. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Просвещение, 1990. – 136 с.

36. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М.: Прометей. – 528 с.

37. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

38. Лукманова Х.Х. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – 112 с.

39. Лутошкин А.М. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986.

40. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе – М., 1999.

41. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия: Учебное пособие. – М., 1993. – 81 с.

42. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

43. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

44. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М., 1990.

45. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова. – М., 1994.

46. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1995.

47. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2000. – 368 с.

48. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Владос», 2000.

49. Рындак В.Г. Методологические основы образования. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000.- 192 с.

50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

51. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.

52. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания.- М., 1986.

53. Сокольников Ю.П. Системный подход к исследованию воспитания. –М., 1993.

54. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе: Методическое пособие. Второе издание. – М.: Изд-во «Совершенство», 2000. – 272 с.

55. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.

56. Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. – Уфа, 1999. – 386.

57. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993.

58. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. – М., 1932. – Т. 44.

59. Ушинский К.Д. Соч. Т.11. – М.–Л., 1952. – С. 27.

60. Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики: Методические рекомендации. – Уфа, 1995. – 27 с.

61. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. – 304 с.

62. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.

63. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993. – 112 с.