ТЕМА 6. СИСТЕМА ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные идеи темы: Понятие о формах воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы и попытки их классификации. Требования к отбору форм воспитательной работы с воспитанниками. Технология проведения отдельных форм организации воспитания (беседа, диспут, игра, читательская конференция, собрание, устный журнал, кружки, научные общества, технические и гуманитарные центры, клубная деятельность учащихся, творческие мастерские, детские центры). Тенденция развития современных форм воспитательной работы. Нетрадиционные формы воспитания. Технология проведения беседы и диспута.

Методические указания по теме. Студент должен ознакомиться с многообразием форм воспитательной работы, условиями их выбора и способами организации. Ему необходимо овладеть умениями отбирать содержание и формы воспитания, адекватные педагогическим целям и задачам. Студент должен усвоить различные технологии организации и проведения форм воспитательной работы (беседы, диспута, конкурса, игры, собрания, устного журнала и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

СРС. Студентам предлагается проанализировать современные формы воспитательной работы в школе, наиболее популярные формы и жанры российского и регионального телевидения, воздействующие на формирование сознания, ценностных ориентаций и моделей подражания детей и молодежи.

НИРС. Студенты готовятся к обсуждению и защите реферативных работ. Экспертная комиссия из числа старшекурсников приглашается для определения лучших работ с последующей рекомендацией авторов к участию на факультетской научно-теоретической конференции студентов—исследователей.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению».Ознакомьтесь с некоторыми установками из мини-курса для учителей американского психолога Джеральда Джампольски:

1. С сегодняшнего дня я не выношу никаких категорических оценок.

2. Давать и получать – это по существу одно и тоже. Все, что я даю, так или иначе возвращается ко мне.

3. Я освобождаю от осуждения себя и всех, кого я знаю.

4. Я отказываюсь от всех мыслей, которые причиняют мне боль.

5. В моей жизни ничего не происходит само по себе. Я получаю только то, к чему сознательно или бессознательно стремлюсь сам.

6. Для того чтобы почувствовать полную свободу, я освобождаюсь от мыслей о прошлом и будущем, и учусь жить только настоящим.

7. Вот список слов, употребления которых я стараюсь избегать:

- невозможно;

- не могу;

- если только;

- трудно;

- обязан;

- должен.

Продумайте для себя жизненные установки, которые помогут вам жить в согласии с собой и окружающими.