ТЕМА 5. СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

 

Основные идеи темы: Понятие о методах воспитания. Методы в структуре процесса воспитания. Функции методов воспитания. Характеристика метода как способа реализации целей воспитательного процесса, как способа целенаправленной организации совместной деятельности участников этого процесса, как системы спланированных действий педагога и воспитанников.

Различные подходы к классификации методов воспитания и их характеристика. Система методов, обеспечивающих организацию процесса воспитания от анализа педагогической ситуации, выдвижения цели до получения и оценки результата.

Функции деятельности как основа классификации методов воспитания: методы мотивации и стимулирования; методы ориентации и информации; методы организации поведения; методы оценки и контроля. Единство цели, содержания и методов в воспитательном процессе.

Методика и технология воспитательной работы. Характеристика различных методик и технологий воспитания. Методика коллективной творческой деятельности.

Методические указания по теме.Студенты должны усвоить понятия «метод», «метод воспитания», «методика воспитательной работы», «технология воспитательной работы», «форма», «прием», «средства воспитания»; овладеть способами выбора методов воспитания в соответствии с целями и условиями воспитательной работы. Студентам необходимо не только знать классификации методов воспитания, но и иметь представление о принципах их классифицирования.

Студентам важно усвоить методику коллективного творческого дела, разновидности КТД, и характеристику деятельности педагога на различных этапах КТД.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите методы воспитательного процесса.

2. Охарактеризуйте функции методов воспитания.

3. Определите систему методов воспитания.

4. В чем проблема классификации методов воспитания?

5. Как вы понимаете принцип единства цели, содержания и методов воспитания?

6. Какие принципиальные положения лежат в основе методики коллективной творческой деятельности?

СРС. Студентам предлагается комплекс упражнений по овладению методикой убеждения, внушения, дискуссии и беседы. Успешное овладение данными методами и приемами могут способствовать предстоящей защите рефератов перед студенческой группой.

НИРС. На данном этапе самостоятельной работы завершается оформление реферата исследования, основные положения которого готовятся к публичной защите перед сокурсниками. Критериями успешной защиты являются актуальность избранной проблемы, соответствие темы содержанию работы, логика изложения, обоснованность научно-теоретических положений, аргументированность исследования, убедительность и выразительность защиты результатов своего исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению».Подумайте и напишите для себя десять правил, которые начинались бы со слов: «Если Я хочу воспитать полноценную личность ребенка, то я никогда не …».