ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Основные идеи темы: Общая характеристика подходов к раскрытию содержания воспитания в педагогике. Сущность понятий «содержание воспитания», «факторы и источники» содержания воспитания.

Факторы формирования содержания воспитания (социальная среда, социальный опыт, деятельность) как источники формирования содержания воспитания, требования общества к личности и содержанию воспитания.

Социальный опыт как источник содержания воспитания. Культура как форма выражения социального опыта. Состав социального опыта: знания о природе, обществе, мире, науке и технике, культуре и искусстве; опыт эмоционально-ценностных отношений; опыт осуществления способов жизнедеятельности; опыт творческой деятельности. Развить и конкретизировать ценностные отношения воспитанника к окружающей действительности. Виды отношения личности: к себе, другим людям, обществу, природе, материальным и духовным ценностям. Основные направления содержания воспитания: физическое, духовно-нравственное, интеллектуально-умственное, трудовое, эстетическое и т.д.

Методические указания по теме. Студентам важно ознакомиться с различными подходами к характеристике содержания воспитания в педагогике; выявить факторы формирования содержания воспитания; рассмотреть структуру социального опыта и дать педагогическую характеристику основных направлений содержания воспитания; определить виды (направления) ценностных отношений личности школьника и рассмотреть возможности их учета в определении содержания воспитания.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте подходы к определению содержания воспитания в педагогике.

2. Назовите факторы формирования содержания воспитания.

3. Раскройте социальный опыт как источник содержания воспитания и его структуру.

4. Охарактеризуйте основные направления содержания воспитания в школе.

5. Определите ценностные отношения личности школьника и дайте им краткую характеристику.

СРС. Студентам предлагается творческая работа по определению ценностных ориентаций современной молодежи в целом и студенчества, в частности. В этом плане немаловажно изучение факторов, влияющих на формирование ценностей молодежи (СМК, молодежные субкультуры, особенности сельского или городского образов жизни, регионально-этнические особенности и т.д.).

Студентам рекомендуется изучить стандарты образования (стандарты профессионально-педагогического образования).

НИРС. Самостоятельная работа по избранной проблеме подходит к этапу систематизации и обобщения. Студенты оформляют результаты своего исследования в форме заключения, методических рекомендаций, памяток для исследователей и практиков школы, приложений к реферативной работе. На консультациях с преподавателем проводится оценочно-рефлексивная работа по результатам исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Согласны ли вы с тем, что без любви – все ничто:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека «критиканом».

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Ум без любви делает человека хитрым.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Богатство без любви делает человека жадным.

Вера без любви делает человека фанатиком.