ТЕМА 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основные идеи темы:Диагностика, ее сущность, структура и разновидности. Функции диагностики: функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная. Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса. Классификация диагностических методик. Методы изучения уровня воспитанности личности, коллектива, педагогического процесса. Методики педагогического исследования.
Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования. Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования воспитательной работы.
Методические указания по теме. Студенты должны усвоить сущность диагностики и прогнозирования в воспитательной работе, овладеть умениями предполагать возможные результаты развития педагогического процесса, разрабатывать целевые программы и диагностические методики исследования в области воспитания. Студенту важно усвоить алгоритм анализа воспитательной ситуации (воспитательной задачи) как единицы педагогического процесса.
Вопросы для самопроверки:
1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.
2. Назовите функции диагностики.
3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.
4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).
5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.
СРС.Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.
НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».
Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению».Ознакомьтесь и сделайте свои выводы относительно десяти английских педагогических изречений:
- если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
- если ребенок постоянно живет во вражде, он учится агрессивности;
- если ребенка постоянно высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок постоянно живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенка постоянно подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенка постоянно хвалят, он учится быть благодарным;
- если ребенок постоянно растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок постоянно живет в безопасности, он учится верить людям;
- если ребенка постоянно поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок постоянно живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.