ТЕМА 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные идеи темы:Диагностика, ее сущность, структура и разновидности. Функции диагностики: функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная. Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса. Классификация диагностических методик. Методы изучения уровня воспитанности личности, коллектива, педагогического процесса. Методики педагогического исследования.

Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования. Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования воспитательной работы.

Методические указания по теме. Студенты должны усвоить сущность диагностики и прогнозирования в воспитательной работе, овладеть умениями предполагать возможные результаты развития педагогического процесса, разрабатывать целевые программы и диагностические методики исследования в области воспитания. Студенту важно усвоить алгоритм анализа воспитательной ситуации (воспитательной задачи) как единицы педагогического процесса.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.

2. Назовите функции диагностики.

3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.

4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).

5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.

СРС.Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.

НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению».Ознакомьтесь и сделайте свои выводы относительно десяти английских педагогических изречений:

- если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;

- если ребенок постоянно живет во вражде, он учится агрессивности;

- если ребенка постоянно высмеивают, он становится замкнутым;

- если ребенок постоянно живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

- если ребенка постоянно подбадривают, он учится верить в себя;

- если ребенка постоянно хвалят, он учится быть благодарным;

- если ребенок постоянно растет в честности, он учится быть справедливым;

- если ребенок постоянно живет в безопасности, он учится верить людям;

- если ребенка постоянно поддерживают, он учится ценить себя;

- если ребенок постоянно живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.