ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Основные идеи темы: Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Факторы и условия воспитания. Соотношение категорий социализации, образования, воспитания, обучения и развития. Место воспитания в системе социально-педагогических категорий и иерархии педагогических категорий.

Воспитание как создание условий для развития и саморазвития ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности (развивающая), создание воспитывающей среды, организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания (воспитывающая), организация способов овладения социальным опытом (обучающая).

Сущность воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность, системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целереализация, контроль и оценка.

Воспитание как системно-структурное образование. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая деятельность.

Методологическое обоснование теории воспитания.

Методические указания по теме.Студент должен уяснить и различать сущность воспитания как общественного явления и педагогического процесса, усвоить его характеристики. Он должен научиться осуществлять методологический и системно-структурный анализ воспитания: определять сущность структуры, функций воспитания, выявлять закономерности и принципы воспитания; усвоить этапы и логику воспитательного процесса. Ему важно осознать ключевое место воспитания в системе социально-педагогических категорий.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность воспитания как общественного явления и целенаправленного педагогического процесса?

2. Охарактеризуйте интегративную связь понятий: социализация, образование, воспитание, обучение и развитие личности.

3. Определите структуру и функции воспитания.

4. Раскройте сущность процесса воспитания как системно-структурного образования.

5. Назовите этапы воспитательного процесса.

6. Определите виды воспитательной деятельности.

7. Проведите методологическое обоснование теории воспитания.

СРС. Лекция завершается разъяснением о ведении педагогического словарика.

В рекомендательном порядке можно предложить составить опорный сигнал по системно-структурному анализу воспитательного процесса в современной школе, который оценивается в форме взаимоконтроля.

НИРС. Студентам предлагается перечень тем по проблемам воспитания в школе для самостоятельного реферативного исследования. В течение двух недель им необходимо сделать теоретическое обоснование избранной темы исследования по четырем уровням педагогической методологии и представить его в форме введения к реферату. На индивидуальных консультациях с преподавателем важно уточнить объект, предмет, гипотезу, задачи, методику самостоятельного педагогического исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению».Существуют различные мнения учителей относительно воспитания в школе. А ваша точка зрения?

1. Школа воспитанием заниматься не должна. Ее основная функция – обучение.

2. Школа воспитанием заниматься не должна, она может ограничиться психологической помощью ребенку.

3. Школа воспитанием заниматься не должна, это удел внешкольных воспитательных учреждений (центра творчества, клуба «Подросток» и т.д.).

4. Школа воспитанием заниматься не должна, это обязанность семьи.

5. Воспитание в школе должно ограничиться организацией межличностного общения детей.

6. Воспитание в школе должно ограничиться организацией воспитательной работы по предмету.

7. Воспитание в школе должно ограничиться рамками урока.

8. Воспитание в школе должно ограничиться организацией коллективного взаимодействия детей.