Критерии оценки ораторского выступления

Для того, чтобы добиться успеха в создании и произнесении судебной речи, необходимо помнить об обратной связи с аудиторией. Можно предложить ряд критерий оценки ораторского выступления. Они универсальны, подходят для оценки публичной речи разных жанров, формируют у оратора критический взгляд на свое выступление. Судебная речь имеет свои особенности, поэтому мы предложим для изучения материал, который поможет совершенствовать юристу навыки судоговорения.

Предмет речи   1. В чем заключается предмет судебной речи? Это может быть: деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности; изложение фактических обстоятельств дела; часть действительности, которую характеризует оратор.  
Каковы материалы дела? 1.Достаточно ли конкретно изложены материалы дела? 2. Не вызывает ли сомнений объективность судебного оратора в отношении материалов дела?
Адресованность речи 2. Сколько адресатов имеет речь обвинителя, защитника? 3. Каковы коммуникативные установки (цели) обращения к аудитории?
Языковой аспект судебной речи 1.Характеристика речи с точки зрения соответствия ее языковым качествам воздействующей речи: - свойственна ли речи ясность. Если да, то, чем она достигается: глубоким знанием предмета и материала речи, четкой композицией, убедительностью аргументов. Есть ли в речи: неуместное использование иноязычных слов, многословие. -свойственна ли речи точность. Если да, то, чем она достигается: употреблением повторов, синонимов, разъяснением оратором значений отдельных слов. Есть ли в речи: неточность словоупотребления, использование общеупотребительных слов вместо терминов, смешение паронимов, слова-паразиты, недоговаривание суффикса –ся в глаголах. Наблюдается ли в речи предметная неточность, связанная с незнанием предмета? -достаточно ли логична речь? Если да, то, чем она достигается: специальными средствами связи, вопросительными высказываниями, вопросно-ответными репликами, полемическими и риторическими вопросами, контактоустанавливающими вопросами и другими средствами, использованием периода; - свойственна ли речи эмоциональность, воздействие. Если да, то, чем она достигается: интеллектуализированными средствами речевого воздейтвия (приемом адресации, выражением авторского отношения к анализируемому материалу, точноым выбором эпитетов, синонимов); изобразительно-выразительными средствами (цитация ,антитеза, исторический пример, метафора, сравнение, ирония, фразеологические единицы, лексические и синтаксические повторы, риторические вопросы, содержащий вывод из сказанного, риторический вопрос ничего не утверждающие, другие образные средства языка; - достаточна ли лаконичнось. Если да, то,чем она достигается: наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, неуместных мыслей; Является ли речь правильной. Если да, то чем достигается: соответствием языковым нормам – лексическим, орфоэпическим, морфологическим и др.; - свойственна ли речи уместность. Отметьте признаки уместности: соответствие языковых средств содержанию речи, обстановке речи, оратору; - достаточно ли богата речь. Если да, то, чем достигается: использованием большого словарного запаса, разнообразных средств языка, активным составом словосочетаний и предложений; - достаточны ли изобразительно-выразительные средства эмоционального воздействия, способствующие аргументации. Если да, то, чем они достигаются: парономазией, градацией, анафорой, парцелляцией. Нет ли неуместных ИВС: гротеск, гипербола и др.;  
Функция убеждения в судебной речи 1.Присутствуют ли части речи, в которых оратор: -доказывает правильность своей позиции;- -анализирует аргументы процессуального оппонента; -раскрывает несостоятельность приводимых противной стороной доказательств; -обоснованность всех тезисов и выводов. 2.Присутствуют ли в речи убежденность оратора в правоте своей позиции по делу? 3. Использованы ли оратором законы логики? 4. Какие аргументы использованы оратором? Использует ли он: довод к человеку, довод к пафосу, довод к логосу, обращение к авторитетам, традициям, доводы к состраданию, довод к очевидному. 5. Использует ли оратор уловки для доказательства правильности своего тезиса? 6. Допущены ли намеренно или случайно в речи логические ошибки? 7. Каков порядок последовательности приведения аргументов? Соблюдены ли общие риторические рекомендации: сильные аргументы-доказательства средней силы - один наиболее мощный аргумент. Не допущен ли «нисходящий порядок доказательств»?    
Отражение этической стороны судебной речи 1.Есть ли в речи нарушения этических норм, проявляющееся в неуважении к участникам судебного процесса? Если да, то в чем оно заключается: фамильярности, насмешках, неточном знании фамилий, высказываниях в адрес процессуального оппонента, употребление просторечных и разговорных слов, в выборе слов, оскорбляющих человеческое достоинство. 2. Соблюдаются ли корректность и сдержанность отрицательных характеристик подсудимого и потерпевшего?
Организация речи 1. Вступление органично перешло в основную часть речи. 2. Основные положения были ясными, соотносились друг с другом и были изложены в виде содержательных законченных высказываний. 3. Переходы от одного пункта к другому были плавными и логичными. 4. Заключение связало воедино всю речь.    
Презентация речи 1. Удалось ли оратору установить контакт с аудиторией? 2. Как оратор поддерживал внимание аудитории на протяжении всего выступления? Были ли использованы средства диалогизации речи? 3. Оратор говорил с энтузиазмом. 4. Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи. 5. Выступление оратора было уравновешенным. 6. Изложение информации было спонтанным. 7. Изложение информации было беглым. 8. Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции. 9. Использование оратором интонационных средств выразительности: изменение темпа и тембра речи; использование разных типов интонации; логическое, словесное и фразовое ударения; логические и психологические паузы, паузы обдумывания 10. Манера держаться. Использование оратором невербального языка.  

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое убедительность речи? Чем она достигается?

2. Каковы предмет и цель судебной речи?

3. Назовите необходимые условия создания судебной речи.

4. Какие факторы определяют содержание речи судебного оратора?

5. Дайте характеристику судебной аудитории.

6. Как вы понимаете диалогичность судебной речи? Как она проявляется в тексте судебной речи?

7. Как вы думаете, к какому функциональному типу речи в целом относится судебная речь?

8. Какова роль законов логики в ораторской деятельности?

9. Какие элементы включает в себя процесс аргументации?

10. Что необходимо знать, чтобы грамотно пользоваться разными видами аргументов? Расскажите об алгоритме действий юриста при работе над рассуждением в судебной речи?

11. Каковы причины и виды логических ошибок?

12. Какие черты публицистического и научного стилей речи характерные для судебной речи?

13. Что включает в себя этика речевого поведения?

14. Каким должно быть речевое поведение судебного оратора?

15. Что необходимо судебному оратору для того, чтобы обладать умением составлять судебные речи?

16. Какие коммуникативные качества речи наиболее важны для языка судебной речи?

17. Может ли нарушение норм судебной этики быть обусловленным этно-, социо-, культурологическими, а также историческими, национальными, личностными, в том числе эмоциональными, факторами? Ответ объясните.

18. Каковы функции вопросительных конструкций в судебной речи?

19. Что такое период?

20. Какие средства связи способствуют созданию логичности высказывания в судебной речи?

21.