Отличие медиации от судебной формы защиты

Относя медиацию к способам альтернативного урегулирования споров, научная доктрина тем самым противопоставляет ее судебному разбирательству. Судья или арбитр часто помогает спорящим сторонам прийти к соглашению, позволяющему прекратить дальнейшее производство дела. Однако между разрешением конфликтов в суде и их разрешением с помощью медиации существует большая разница.

1. В суде (арбитраже)стороны не могут выбирать судью, а вынуждены обязательно идти в суд по месту жительства. В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними). Спорщики не участвуют в разработке и принятии решения — это является функцией судьи. Только судья или присяжные принимают решение. Спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. Сторона не может в любой момент прекратить переговоры. Конфиденциальность в принципе невозможна: существует обязательный перечень документов, которые должны быть обнародованы. Суды перегружены, и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. Судебные издержки всегда большие. Большинство людей, приходящих в суд, сталкиваются с труднодоступной судебной процедурой, где говорят на « другом» языке, изобилующим такими терминами, как, например, «порядок рассмотрения дела», «res ipsa loguitur». Некоторые важные вопросы для разрешения спора могут не рассматриваться в суде по причине этических или правовых ограничений, т. к. судебный процесс, как правило, публичен. Суд ориентируется на прошлое, и, наказывая виновного, не снимает психологического напряжения между сторонами, так что после судебного разрешения конфликта их сотрудничество часто затруднено или вообще невозможно [82].

2. В медиациивступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным ( в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда). Медиация изначально нацелена на поиск согласия; спорщики перестают искать « правого» и « виноватого», а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который они оба сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы, прецеденты и правила. В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение, медиатор никаких решений по поводу спорщиков и конфликта не принимает. Медиация — это процесс, в котором все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения. Естественно, стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально, все остается между сторонами или другой стороной и медиатором. Медиатор обязан держать в секрете всю полученную им информацию ( правда, к сожалению, закон не защищает его пока так же, как адвокатов). Процесс медиации относительно непродолжителен. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в российских условиях. Медиация дешевле, чем традиционные судебные процедуры. В процессе медиации могут обсуждаться любые вопросы, которые имеют отношение к конфликту и которые стороны считают важными. Процесс медиации достаточно гибок. Например, в медиации развода пара может уйти от обсуждения только строго официальных вопросов собственности и опеки и включить в свое решение пункты, которые не могут быть частью судебного решения, например, как каждый из супругов будет участвовать во внешкольной деятельности их детей. В конфликтах часто таятся нераскрытые или необнаруженные вопросы, и медиация находит их с присущей ей гибкостью. Медиация проводится на обычном и понятном языке, так что любое решение может быть понято и согласовано обеими сторонами. Медиатор не наделен начальственными полномочиями, но он обладает обширным арсеналом разнообразных методических средств, с помощью которых организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора — помочь сторонам достичь согласия. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу участников и ориентирована на будущее взаимодействие сторон. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (опека над детьми при разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подрядчика и пр.). Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или конфликтах между людьми, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, т.е. недееспособна. Нецелесообразно также проводить медиацию, если стороны заведомо не хотят урегулировать конфликт. В этом случае даже приказ вышестоящих инстанций не приведет к успеху. Если желание урегулировать конфликт есть, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока: более чем в 80 % случаев результатом ее является прочное и долгосрочное соглашение, которое соблюдается обеими сторонами [83].

Одним из инструментов, позволяющих медиатору сделать переговоры конструктивными, является последовательность этапов работы, или стадий медиации. С точки зрения техники медиация представляет собой четко организованную последовательность шагов, которые обязательны для успешности всего процесса. Традиционно медиация состоит из нескольких стадий. Каждая стадия имеет свои конкретные цели и задачи, и пока не будут достигнуты эти цели, не следует переходить к следующей. Поэтому медиатор должен все время себя проверять — выполнены ли все задачи, стоящие перед ним на этом этапе. Рассмотрим стадии медиации на примере ее классической и наиболее распространенной в мире модели – медиации интересов:

1. Введение в процесс медиации. Медиация начинается с введения процедуры, правил работы и определения последовательности работы и ответственности. Это и делается на стадии введения в медиацию. Основная цель этой стадии — подготовить стороны к переговорам, т. е. сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

• познакомиться и наладить конструктивный контакт со сторонами;

• уточнить готовность сторон решать свой конфликт и проинформировать об основных принципах и правилах поведения во время медиации;

• рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии медиации;

• рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о своей роли в нем;

• определить регламент работы;

• создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопасности и равноправия сторон;

• ответить на вопросы сторон и обеспечить все необходимые потребности сторон на время ведения переговоров.

Особое внимание на этом этапе обращается на конфиденциальность происходящего процесса, рассказывается о правилах поведения участников. Медиатор говорит о своем праве проводить «кокус» (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации ( чаще такое соглашение заключается устно). Процедурное введение — инструмент управления процессом медиации, поэтому медиатор напоминает сторонам процедуру, особенности медиации, их права и порядок работы;

return false">ссылка скрыта

2. Презентация сторон. После соглашения о процедуре переговоров начинается следующий этап медиации — представление сторон. Основная цель презентации сторон — предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, как они видят свою ситуацию конфликта, спора.

Основные задачи медиатора:

• внимательно выслушать стороны ( сначала одну, потом другую);

• не допустить нарушения процедуры, не давать сторонам перебивать и оскорблять друг друга;

• уточнить у сторон, правильно ли он понял то, что они говорили, или дать ясную обратную связь о том, как он понял, выделяя факты конфликтной ситуации и восприятие этих фактов сторонами (их интерпретации);

• снижать уровень агрессивности оценок, даваемых сторонами друг другу;

• уточнить, что хотели бы стороны получить в результате их переговоров.

Обычно медиатор после принятия решения о переходе к этой стадии обращается к одной из сторон и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно. По окончании речи первой стороны медиатор говорит о том, что он хотел бы уточнить, правильно ли он понял то, что рассказала сторона. Затем он пересказывает (эхо-повтор) услышанное, выделяя факты, их интерпретацию и чувства — отношение, которое возникало у стороны в результате восприятия поведения и действий «обидчика». При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа: «Правильно ли я вас понял? Я не упустил ничего существенного?». Не следует допускать своими вопросами повторного выступления стороны, которую медиатор уже выслушал. Даже если сторона еще не все сказала, и у нее, и у медиатора есть в дальнейшем возможность все уточнить. Как правило, для начала процесса достаточно того, что сказано на данный момент. После этого медиатор обращается к другой стороне и просит ее рассказать свое видение проблемы. Он так же, как и в первом случае, задает уточняющие вопросы и повторяет услышанное, выделяя те же факты, о которых говорила первая сторона, интерпретации второй стороны и возникающие чувства второй стороны при таких интерпретациях;

3. Дискуссия по выработке вопросов для переговоров. Основная цель дискуссии — сформулировать вопросы для переговоров. Медиатор благодарит стороны за продуктивную работу на предшествующем этапе, фиксирует найденные точки сближения и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на совместной сессии.

Основные решаемые задачи:

• дать возможность сторонам выразить свои эмоции («вентилировать эмоции»);

• управлять процессом, не допуская оскорблений сторонами друг друга;

• не позволить уйти из-под контроля эмоциям сторон;

• понять эмоциональную глубину конфликта;

• получить дополнительную информацию о сути конфликта;

• уточнить позиции сторон относительно желаемого результата переговоров;

• выделить основные вопросы, которые волнуют стороны;

• оценить, необходим ли кокус для дальнейшей работы со сторонами;

• организовать конструктивные переговоры, если кокус не нужен.

В перечень вопросов для обсуждения не должны включаться явно провозглашенные интересы сторон (этим медиация принципиально отличается от психологического консультирования, где основное внимание уделяется как раз мотивам тех или иных поступков и решений). Например, если муж заявил, что собирается разводиться, то это его желание не обсуждается, а в повестку дня включаются только вопросы, связанные с разделом имущества. Если не удается согласовать все необходимые вопросы для переговоров, медиатор обычно берет кокус и беседует со сторонами индивидуально, чтобы подготовить их к дальнейшим переговорам;

4. Кокус. Это беседа с каждой стороной индивидуально (поочередно). Само слово «кокус» в переводе означает «время совета старейшин», т. е. время для размышления и принятия важных решений. Данный термин используется в международных переговорах и в медиации. Основная цель кокуса — подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам. Для этого медиатор должен решить следующие задачи:

• работать с эмоциями стороны (если необходимо, дать понять стороне, что он видит ее состояние);

• выявить истинные (реальные) интересы стороны;

• выяснить наличие конфиденциальной информации;

• преобразовать позиции, исходя из интересов;

• сформулировать вместе со сторонами ( индивидуально с каждой) вопросы для обсуждения в редакции данной стороны;

• подготовить со стороной формулировки возможных предложений исходя из интересов, а не первоначальных позиций;

• проверить выдвигаемые на переговоры предложения на реалистичность;

• работать с дисбалансом сил;

• определить конфиденциальную и открытую информацию для предстоящей общей сессии и согласовать со сторонами (индивидуально);

• подготовить стороны к работе на общей сессии;

• обучить стороны конструктивному внесению предложений.

Кокус проводится с каждой стороной по очереди. Во введении в медиацию оговаривается право медиатора на его назначение. Здесь предлагается классический порядок стадий ведения медиации. Однако следует отметить, что кокусы могут назначаться в любом месте медиации: от стадии презентации до подписания соглашения. В реальной практике порядок назначения кокусов зависит от течения медиации. Так как кокус является очень важным для подготовки сторон к переговорам, медиатор сам определяет, когда его лучше сделать.

В кокусе происходит уточнение позиций сторон и осознание истинных интересов, а также активизация и анализ не только своей позиции, но и позиции другой стороны. Что в кокусе нельзя делать:

• присоединяться эмоционально к стороне и сочувствовать ей;

• давать оценки происходящему;

• навязывать свои выводы;

• соглашаться со спорщиками;

• сообщать излишнюю информацию;

• морализировать поведение сторон, быть назидательным;

• нарушать конфиденциальность;

• брать на себя функции защитника;

• проводить переговоры;

• давать советы и рекомендации;

• оказывать психологическую поддержку и помощь.

Кокус конфиденциален. Медиатор по окончании кокуса обязательно должен уточнить, что именно из обсуждаемого может быть высказано в присутствии другой стороны при продолжении медиации. Только если медиатор выполнил все задачи кокуса и стороны готовы вести переговоры по выработанным вопросам, можно переходить к следующей стадии;

5. Дискуссия по выработке предложений. Основная цель данного этапа — выработать варианты предложений для урегулирования конфликта. Медиатор на этой стадии должен решить следующие задачи:

• окончательно согласовать со сторонами вопросы для обсуждения;

• определить порядок обсуждения вопросов;

• помочь сторонам продуцировать предложения;

• проверить выдвигаемые предложения на реалистичность;

• уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации;

• проверить, насколько выдвигаемые предложения соответствуют интересам сторон.

Если медиатор эффективно проработал все вопросы в кокусе, то окончательное согласование повестки дня не займет много времени. Если же медиатор сталкивается с сопротивлением сторон и длительным обсуждением, это говорит о том, что еще не все проблемы были в кокусе отработаны, и служит сигналом для повторного кокуса. Далее медиатор организует выработку предложений. Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон. Если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху. Выработка предложений первоначально происходит в кокусе, а затем может продолжаться на общей сессии. Конечно, на результативность процесса влияет и искусство медиатора. Исходя из повестки дня, согласованной сторонами, медиатор организует обсуждение каждого пункта, помогая сторонам генерировать предложения, проверяет предложения на реальность, помогает их редактировать, проверяет на однозначность понимания. В ряде случаев логические аргументы и рациональные доводы, используемые в процессе медиации, не приводят к выработке конструктивных предложений. Клиент может либо отрицательно реагировать на предлагаемые ему подходы к разрешению конфликта, либо, сначала выражая согласие, затем отказываться от них. Возможно, конфликт затрагивает настолько значимые личностные проблемы данного человека, что он сам, не осознавая этого, включает мощные защитные механизмы. В таких случаях целесообразно предложить этому человеку обратиться к психологу-консультанту, а уже потом продолжить поиск выхода из конфликта. Но если все-таки стороны смогли обсудить все возможные варианты предложений и нашли вариант, который их удовлетворяет, можно переходить к следующей стадии — составлению соглашения.

6. Подготовка проекта соглашения. Основная цель данного этапа — составить соглашение, которое будет работать, т.е. стороны будут его выполнять. Главные задачи медиатора на этом этапе:

• проверить еще раз, что выдвинутые предложения соответствуют интересам сторон;

• добиться, чтобы текст соглашения был написан ( или проговорен) четко, ясно и однозначно;

• проверить, правильно ли стороны понимают, что будет происходить после того, как они уйдут с медиации;

• проверить соглашение на реалистичность;

• обсудить и включить санкции в случае невыполнения соглашения какой-либо из сторон.

Итак, предложения сформированы, стороны переходят к выработке соглашения. Здесь происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, в равной степени устраивающего стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения. Это достаточно трудная стадия. Если конфликтующие стороны добираются до нее, то, как правило, они находятся в состоянии творческого подъема, воодушевления, связанного со снятием напряжения и ощущением завершения конфликта. Тут стороны начинают спешить и могут «потерять реальность», т. к. стараются как можно скорее завершить медиацию. Медиатор должен быть уверен, что заключенное соглашение реалистично и удовлетворяет интересы сторон. Он постоянно проверяет у одной и у другой стороны формулировки будущего соглашения. Иногда стороны подписывают также соглашение о способах разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между ними в будущем.

Ввиду неоднозначного правового регулирования медиативного соглашения, остановимся на нем подробнее.

Самостоятельность сторон в медиации обусловливает их свободу в выборе оснований урегулирования спора. Как следствие, медиативное соглашение может содержать условия различной правовой природы или положения, вообще не регулируемые правом. В связи с чем медиативное соглашение имеет комплексную правовую природу. Условия такого соглашения не должны противоречить, с одной стороны, императивным нормам права, с другой - нормам нравственности, не должны затрагивать права лиц, не присутствовавших на медиации. При этом обеспечение соблюдения данных требований при заключении медиативного соглашения является профессиональной обязанностью медиатора.

Исходя из принципов института медиации, медиативное соглашение должно исполняться добровольно. В тоже время, в целях обеспечения прав добросовестных участников примирительной процедуры необходим какой-либо дополнительный механизм признания государством легитимности заключенного участниками спора соглашения. То есть нужен своего рода гарант государства. При этом, в случае нарушения одной из сторон достигнутых в соглашении договоренностей такой механизм должен обеспечивать исполнение заключенного соглашения в т.н. упрощенном порядке, т.е. без дополнительного обращения в судебные инстанции.

7. Выход из медиации. Основная цель этой стадии — создать понимание у сторон, что они будут делать в дальнейшем, когда уйдут с медиации. Главные задачи медиатора:

• завершить процесс медиации (или медиационной сессии);

• поблагодарить стороны за работу;

• проверить удовлетворенность сторон результатом медиации (если соглашение достигнуто);

• согласовать действия и систему связи и оповещения, если стороны должны будут продолжить медиацию в ближайшее время;

• договориться о действиях сторон в перерыве между сессиями.

Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т.п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние, стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д. [84] .

Стоит отметить, что в России для конфликтующих сторон, к изумлению наших европейских и американских коллег, часто психологическое удовлетворение оказывается иногда важнее, чем удовлетворенность результатом. В этом есть определенная опасность: стороны могут испытывать такую личную благодарность к медиатору, что для того, чтобы сделать ему приятное (он, мол, так старался!), готовы подписать соглашение, которое вовсе и не собираются исполнять [85].

Роль медиатора в разрешении спора является главной, основополагающей, ведь именно от него, его качеств и навыков зависит исход дела в каждом конкретном случае. Признанный авторитет в области медиации Христоф Бесемер так охарактеризовал посредника:

1.все участники конфликта должны принимать и уважать медиатора. Это должен быть человек, который пользуется доверием участников спора или приобретает его, и чья компетенция не оспаривается;

2.медиаторы не должны быть заинтересованы в определенном исходе конфликта. В этом смысле они должны быть нейтральны и беспристрастны («беспартийны»). Однако они выступают за интересы и требования всех сторон конфликта. В этом смысле они «всепартийны»;

3.беспристрастность не требует исключения связи с одной из сторон конфликта. Эта связь, однако, не должна приводить к тому, что медиаторы начинают управлять беседой в интересах одной из сторон и тем самым теряют доверие обеих спорящих сторон;

4. медиаторы не оценивают и не выносят приговоров. Они серьезно относятся ко всем точкам зрения, интересам и эмоциям;

5. медиаторы ответственны за ход медиативной беседы, стороны конфликта - за ее содержание. Решения вырабатываются не медиаторами, а теми, кого это касается. Некоторые идеи могут быть внесены медиаторами, как одна из нескольких возможностей;

6. медиаторы помогают участникам уяснить себе свои чувства и интересы и понятно выразить их;

7. медиаторы заботятся о том, чтобы было компенсировано неравное положение участников в отношении власти или чтобы оно не проявлялось в процессе медиации;

8. медиаторы соблюдают конфиденциальность в отношении услышанного, особенно после неудачной медиации, они не выступают в роли адвоката ни одной из сторон конфликта. Также они не должны назначаться свидетелями или экспертами в последующем судебном споре;

9. медиаторы следят за тем, чтобы не заключались не реализуемые, бессмысленные соглашения;

10. медиаторы могут сами прервать беседу, если не находится разумное и/или допустимое с этической точки зрения соглашение [86].

Для достижения целей медиации посредники используют множество различных приемов и методов. Самыми важными, по мнению Х. Бесемера, являются следующие:

11.активное слушание - слушание с целью понять точку зрения другого лица целиком и полностью. Однако понимание не означает принятие точки зрения другого лица. Если человек имеет право полностью высказаться и чувствует, что его понимают, он также скорее будет готов слушать других и проявить к ним понимание. Для того чтобы проверить, правильно ли поняли того или другого, время от времени собственными словами высказывают то, что было услышано, и спрашивают, правильно ли было сделано отражение. Таким образом, можно показать рассказывающему

12.человеку, что его действительно слушают. В решающих местах беседы стороны конфликта побуждают произвести взаимное отражение. Таким образом, их побуждают к тому, чтобы внимательно слушать и понимать самое существенное из того, что говорится;

13.«Я»-послания : конфликтующие стороны подводятся к тому, чтобы говорить о собственном опыте и чувствах, а не прятаться за общими местами или прибегать к оскорблениям и обвинениям противоположной стороны. При этом они должны ясно называть, о чем конкретно идет (шла) речь, и какие чувства это у них вызывает (вызывало).

14.индивидуальные беседы: в трудных ситуациях медиаторы могут проводить также индивидуальные беседы с конфликтующими сторонами. Там можно выяснить возникшие проблемы, не испытывая давления того факта, что «противная сторона» тоже это слышит. Кроме того, стороны конфликта могут таким образом сообщать медиатору предложения, которые они не хотели бы открыто высказать перед противоположной стороной;

15.мозговая атака – креативный сбор идей, во время которого перечисляют все предложения, не оценивая их, и наиболее приемлемые используются для дальнейшей работы [87].

Таким образом, все вышесказанное о роли и методах работы посредника подтверждает профессиональный характер его деятельности. Иными словами, деятельность по проведению примирительных процедур необходимо рассматривать в качестве особого вида профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной помощи участникам спорных правоотношений в урегулировании возникших разногласий. При этом субъектами данной деятельности должны быть профессиональные медиаторы – физические лица, прошедшие специальную подготовку и обучение, в рамках которых сделан акцент на формирование коммуникативных компетентностей, навыков анализа структуры конфликта и управления переговорами. Для проведения медиации по правовым вопросам, очевидно, дополнительно требуются юридические знания [88].

Важным фактором, свидетельствующим о возможности применения медиации в Российской Федерации, являются тенденции действующего законодательства и законопроектных работ. Так, с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также ряд поправок в Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон о третейских судах, регламентирующих рассматриваемый институт.

Данные факты, безусловно, свидетельствуют об очевидном продвижении в сфере медиации. Но говорить о ее достаточном и успешном развитии в России пока еще рано. Этот процесс не может быть быстрым и насильственным. Российские исторические и правовые традиции, правосознание, экономические и социальные условия еще внесут в него своеобразие.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как формировалась теория спора?

2. Кратко охарактеризуйте развитие полемического искусства в России.

3. Дайте определение спора. В чем заключается его ценность?

4. Какие вам известны виды спора по внешним признакам?

5. Охарактеризуйте основные разновидности спора: дискуссию, полемику, диспут, дебаты.

6. Расскажите о стратегии и тактике спора. Дайте определения понятий пропонент и оппонент.

7. Каковы тактические приемы ведения спора?

8. В чем заключается специфика судебных прений как вида публичного спора?

9. В чем заключается этика юриста в юридическом споре?

10.Что такое вопросно-ответный комплекс?

11. Назовите основные виды вопросов и критерии их постановки.

12. Назовите основные виды ответов и критерии их правильности.

13. Что такое аргументация? Каковы ее основные свойства? Дайте определения понятиям аргументатор, реципиент.

14. Какие элементы составляют структуру аргументации? Дайте характеристику каждому из них.

15. Какие виды аргументации чаще всего используются в полемических коммуникативных актах? Дайте характеристику каждому из них.

16. Дайте определение понятия тезис. Назовите разновидности критики тезиса.

17. Какие вам известны ошибки в отношении тезиса, в аргументах, в отношении демонстрации?

18. Что такое логическая уловка? Какие логические уловки вам известны?

19. К каким уловкам нередко прибегают в споре недобросовестные полемисты? В чем суть этих уловок?

20. Каковы социально-психологические аспекты спора?

21. Что представляет собой полемика в судебной речи?

22. Как используется вопросно-ответная система в процессе судопроизводства?

23. Какие вам известны альтернативные способы разрешения споров? Какие их них чаще используются в российской юридической практике?

24. Назовите известные вам стили ведения переговоров.

25. Каковы этапы ведения переговоров?

26. Каковы техники ведения переговоров?

27. Что такое медиация? Чем она отличается от судопроизводства? Каковы ее основные функции?

28. Каковы функции медиатора на различных этапах проведения медиации?