График движения поездов

 

График — основа организации движения поездов; он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван:

· удовлетворять потребности в перевозках пассажиров и грузов;

· обеспечивать безопасность движения поездов;

· эффективно использовать пропускную и провозной способности участков и перерабатывающую способность станций;

· рационально использовать подвижной состав;

· соблюдать установленную продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад;

· обеспечивать возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

График устанавливает:

· размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке,

· серии локомотивов, которые их обслуживают,

· нормы массы и длины составов.

 

Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части — часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще остальных (рис. 13.1).

 

Каждый час делится на шесть равных частей — 10-минутных интервалов; линию, соответствующую 30 мин, изображают обычно пунктиром. Поезда прокладывают на графике наклонными прямыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими станцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.

 

Ðèñ. 13.1. Ñåòêà ãðàôèêà

 

Графики движения поездов разделяются:

· по соотношению скоростей движения поездов — на параллельные и непараллельные;

· по числу главных путей — на однопутные, двухпутные и многопутные;

· по соотношению числа поездов по направлениям следования и по времени занятия перегонов парой поездов или поездом — на парные и непарные, идентичные и неидентичные;

· по порядку следования поездов в попутном направлении — на пачечные, пакетные и частично пакетные.

 

На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие. На двухпутных — линии хода поездов пересекаются на перегонах и на станциях. На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.

 

По отношению скоростей движения поездов разных категорий графики делятся на параллельные и непараллельные. Параллельным называется график, на котором поезда всех категорий имеют одинаковую ходовую скорость, и поэтому линии хода их на графике параллельны. В непараллельном графике пассажирские и грузовые поезда разных категорий (скорые, пассажирские, грузовые, грузовые ускоренные и др.) имеют разные скорости. Этот тип графика — основной.

 

К основным элементам графика движения относятся:

· перегонное время хода поезда, определяемое тяговыми расчетами и опытными поездками с учетом достижений передовых машинистов;

· технологические нормы времени стоянок поездов на промежуточных станциях, сортировочных и участковых станциях для выполнения технологических операций, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров;

· станционные и межпоездные интервалы.

 

На однопутных участках основные станционные интервалы разделяются на:

· интервал скрещения;

· интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений;

· интервал попутного следования;

· интервал неодновременного отправления и прибытия, прибытия и отправления попутных поездов и др.

Для графиков движения поездов на двухпутных участках из числа перечисленных определяются интервалы: попутного прибытия поездов, попутного отправления поездов, неодновременного прибытия и попутного отправления поездов, неодновременного отправления и попутного прибытия поездов, неодновременного отправления и встречного прибытия поездов, попутного следования (для линий, не оборудованных автоблокировкой).

 

Межпоездные интервалы определяются по кривым времени хода поездов при движении по участку без остановок на раздельных пунктах, в соответствии с размещением проходных светофоров. Как правило, при трехзначной автоблокировке, эти интервалы рассчитываются из условий разграничения попутно следующих поездов тремя блок-участками (езда на зеленый огонь светофора). При необходимости и в случаях, когда это не влечет за собой снижения скорости движения поездов, применяют интервалы с разграничением попутно следующих поездов двумя блок-участками (езда на зеленый огонь).

 

На скоростных участках, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, движение поездов осуществляется по зеленому огню проходного светофора при свободности трех и более блок-участков; по желтому и зеленому огню — при свободности двух блок-участков.

 

На основе графика составляют служебные расписания движения поездов — таблицы с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станциях для каждого поезда. Расписания выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.

 

В служебных расписаниях также помещают:

· установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;

· установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;

· таблицы времени хода, норм массы и длины составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.

Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов.