Одиночные вагоны и группы вагонов, следующие со станции погрузки на станции выгрузки, образуют вагонопотоки.

Организация продвижения вагонов, погруженных на разных станциях, в разном количестве в разное время и следующих на разные станции назначения под выгрузку представляет собой очень трудную задачу, от успешного решения которой в большой мере зависит скорость доставки грузов к месту назначения и расходы на перевозки.

 

Каждый погруженный вагон или группу погруженных вагонов не отправляют непосредственно на станцию назначения, а включают в состав поезда данного направления.

 

Процесс ожидания необходимого количества вагонов на полный состав поезда называется накоплением. После накопления вагонов вагонопотоки организуются в специальные поезда. Эта организация называется планом формирования поездов.

 

По условию формирования грузовые поезда делятсяна:

· отправительские маршруты с мест погрузки, в том числе из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на одной станции;

· ступенчатые, погруженные разными грузоотправителями на одной станции или на нескольких станциях одного участка;

· технические маршруты, формируемые на технических станциях МПС РФ (участковых и сортировочных).

 

Грузоотправители, отправляющие массовые грузы, обязаны предъявлять к перевозке каменный уголь, кокс, руду, нефть, зерновые хлебные грузы, лес и т. д. отправительскими или ступенчатыми маршрутами, которые позволяют избежать накопления вагонов при формировании поездов на участковых, сортировочных или грузовых станциях или сократить время на их расформирование, значительно ускорить доставку грузов и сберечь средства, устранив переработку вагонов на ряде попутных станций.

 

Маршрутизация перевозок в отправительские и ступенчатые маршруты осуществляется посредством календарного планирования погрузки в разные направления по определенным дням.

 

Календарное планирование позволяет организовать маршруты из вагонов несколькими грузоотправителями, когда размеры погрузки у каждого из них для маршрута незначительны.

 

Для перевозки массовых грузов между постоянными отправителями и получателями в определенных условиях применяют особые отправительские маршруты, которые называются кольцевыми. Такие маршруты обращаются между станциями их погрузки и выгрузки по строго установленным расписаниям, причем со станций погрузки они отправляются всегда с одним и тем же грузом (углем, рудой и др.), а обратно возвращаются порожняком или с другим грузом.

 

Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях, называют вертушками.

 

Отправительская маршрутизация охватывает не всю грузовую работу железных дорог, а только мощные грузо-и вагонопотоки.

 

Поэтому важно правильно организовать продвижение этого разрозненного вагонопотока, которое осуществляется разными рода поездами.