Грузовые перевозки

Грузовые перевозки на железных дорогах осуществляются в строгом соответствии с Транспортным Уставом железных дорог Российской Федерации (ТУЖД), который регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, другими юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта и определяет их права, обязанности и ответственность.

 

Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации утверждается правительством и является основным документом, определяющим обязанности, права и ответственность железных дорог по обеспечению перевозок грузов, с одной стороны, и предприятий, организаций, граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, — с другой.

 

Он регулирует правовые взаимоотношения железных дорог с предприятиями и гражданами, пользующимися железнодорожным транспортом, и имеет силу закона для работников железных дорог, отправителей и получателей грузов и пассажиров.

 

Устав регламентирует порядок составления и выполнения заявок на перевозки, основные положения по условиям перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, положения об эксплуатации железнодорожных подъездных путей, взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта и нормы ответственности при перевозках.

 

В Уставе приведены только основные принципиальные положения и правовые нормы при перевозках грузов. Предусмотреть в нем все многообразие условий и особенностей перевозок отдельных видов грузов невозможно, поэтому в развитие и дополнение положений Устава издаются правила и условия перевозок.

 

Основными официальными дополнениями Устава являются издаваемые Министерством путей сообщения Российской Федерации «Правила перевозок грузов», «Технические условия погрузки и крепления грузов». «Правила перевозок пассажиров и багажа», «Правила перевозок экспортных и импортных грузов», «Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении», «Правила перевозок грузов с участием новостроящихся железнодорожных линий».Они разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения РФ в порядке, предусмотренном Уставом.

 

Правила и технические условия, а также все вносимые в них изменения и дополнения публикуются в издаваемых ОАО «РЖД» сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта и вводятся в действие с момента опубликования. Они являются обязательными для железных дорог, отправителей и получателей грузов.

 

В настоящее время на сети железных дорог Российской Федерации внедряется Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) в области грузовых и пассажирских перевозок.

 

Необходимость создания СФТО органично вытекает из новой экономической политики, осуществляемой на ж. д. транспорте РФ, на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции, и является средством достижения основной цели — обеспечения устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг.

 

Создание СФТО позволяет увеличить долю ж.д. на транспортном рынке за счет полного удовлетворения требований клиентов к качеству перевозки грузов, а также пассажиров в пассажирских перевозках.

 

СФТО позволяет в максимальной степени эффективно использовать технические средства и персонал и является фундаментом оптимальной структуры и управления отраслью.

 

Все операции по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров выполняются в местах общего пользования и местах не общего пользования.

 

Места общего пользования — это грузовые районы, на которых расположены крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операции по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению грузов.

 

Местами не общего пользования, как правило, являются подъездные пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций и учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров и т.д.), связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие железной дороге или предприятию, организации, учреждению.

 

На железных дорогах грузы перевозят грузовой, большой и пассажирской скоростью. Вид скорости определяет и указывает в перевозочном документе отправитель. Перевозки грузовой скоростью осуществляются в обычных грузовых поездах.

Скоропортящиеся грузы в изотермических вагонах перевозят только большой скоростью. Мелкие отправки грузов, требующие срочной доставки, перевозят пассажирской скоростью в багажных вагонах пассажирских поездов. В исключительных случаях разрешаются перевозки пассажирской скоростью повагонных отправок (живая рыба, ранние овощи, ягоды) с прицепкой к пассажирским поездам.

 

По видам сообщений перевозки грузов подразделяются на следующие виды:

· местное сообщение — в пределах одной дороги;

· прямое сообщение — в пределах двух и более дорог;

· прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение — перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта;

· прямое международное сообщение — перевозка с участием железных дорог двух и более государств по единому перевозочному документу.

Кроме того, Транспортный устав железных дорог Российской Федерации предусматривает организацию железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-воздушных, а в необходимых случаях, и других сообщений.

 

В зависимости от количества груза, предъявляемого по одному перевозочному документу, перевозки осуществляются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

 

Мелкой отправкой считается партия груза, предъявляемая по одной накладной, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона. По действующим правилам объем мелкой отправки не должен превышать 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или платформы, а по массе — не более 5 т. В отдельных случаях, предусмотренных правилами, разрешается принимать груз к перевозке мелкой отправкой массой до 10 т. Малотоннажная отправка — это партия груза массой от 10 до 20 т, предъявляемая к перевозке по одной накладной и занимающая не более 1/2 объема четырехосного вагона. Для повагонной отправки требуется предоставление отдельного вагона. Групповая отправка — это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но менее маршрута. Маршрутной отправкой называется партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которой требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем весовой норме маршрутного поезда.

 

На всем пути следования груз сопровождает накладная, являющаяся основным перевозочным документом. На станции назначения накладная выдается грузополучателю вместе с грузом. Форму накладной и порядок ее заполнения утверждает Министерство путей сообщения РФ по согласованию с Государственным арбитражем РФ.

return false">ссылка скрыта

 

Бланк накладной заполняет и подписывает грузоотправитель на каждую отправку груза на имя определенного грузополучателя. Все требуемые бланком накладной сведения должны вноситься грузоотправителем или железной дорогой в соответствующие графы. Никакие исправления, подчистки и помарки не допускаются. При изменении сведений, внесенных в накладную грузоотправителем, он обязан заполнить новую накладную. Изменения и дополнения сведений, внесенных в накладную железной дорогой, делают за подписью соответствующего работника и удостоверяют штемпелем станции.

 

Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками. До предъявления к перевозке груз должен быть подготовлен так, чтобы обеспечивались транспортабельность и сохранность его в пути следования.

 

В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как оформление перевозочных документов, ввоз груза на станцию или подготовка его к погрузке, определение массы, упаковка, объединение мелких грузовых мест в транспортные пакеты, транспортная маркировка, уплотнение (прессование стружки, сена, соломы и др.), дробление крупных деталей металлолома, частичная разборка сельхозмашин, предварительное охлаждение и подсортировка груза, подготовка приспособлений и материалов для погрузки и крепления груза.

 

По способу упаковки и погрузки грузы подразделяются на:

тарные — перевозятся в упаковке (таре) и предъявляются к перевозке счетом мест, а в отдельных случаях по стандартной массе, указанной на каждом месте (сахар, мука, крупа в мешках, ткань в тюках, кондитерские изделия в ящиках и др.);

штучные— перевозятся без тары и предъявляются к перевозке по количеству штук (сельскохозяйственные машины, автомобили, электродвигатели, живность и т.д.);

навалочные— перевозятся без упаковки и счета мест повагонными, групповыми или маршрутными отправками (уголь, руда, лес, минерально-строительные материалы);

насыпные— перевозятся насыпью в крытых специальных вагонах (зерно, цемент, минеральные удобрения и др.);

наливные— перевозятся в специальных вагонах-цистернах (нефть, нефтепродукты, спирт, кислоты, сжиженные газы и др.).

Соблюдения особых условий при приеме к перевозке и выдаче требуют грузы: опасные, скоропортящиеся, смерзающиеся, негабаритные и экспортные.