Грузовыми называются станции, основным назначением которых является массовая погрузка и выгрузка вагонов
На таких станциях перерабатываются как местные грузы, отправленные из данного пункта или прибывающего в него, так и транзитные, передаваемые с железной дороги на другие виды транспорта
Грузовые станции подразделяются на станции общего пользования и не общего пользования (рис. 11.15).
Ðèñ. 11.15. Ñõåìà ñòàíöèè ïåðåãðóçà ñ êîìáèíèðîâàííûì ðàñïîëîæåíèåì óñòðîéñòâ äëÿ ãðóçîâîãî äâèæåíèÿ:
øèðîêàÿ êîëåÿ; ———— óçêàÿ êîëåÿ;
1 — ïðèåìî-îòïðàâî÷íûå ïóòè äëÿ ïðèãîðîäíîãî äâèæåíèÿ; 2 — âîêçàë äëÿ ïðèãîðîäíûõ ïàññàæèðîâ; 3 — ïàññàæèðñêîå çäàíèå äëÿ äàëüíèõ ïàññàæèðîâ; 4 — ïðèåìî-îòïðàâî÷íûå ïóòè êîëåè 1435 ìì äëÿ ïàññàæèðñêîãî äâèæåíèÿ; 5 — áàãàæíîå è ïî÷òîâîå îòäåëåíèÿ; 6 — òóïèêè äëÿ ñòîÿíêè âàãîííûõ òåëåæåê êîëåè 1435 ìì; 7 — ñëóæåáíî–òåõíè÷åñêîå çäàíèå ïóíêòà ïåðåñòàíîâêè; 8 — ïîìåùåíèå äëÿ ìàíåâðîâûõ ëåáåäîê; 9 — ýëåêòðîäîìêðàòû; 10 — òóïèêè äëÿ ñòîÿíêè âàãîííûõ òåëåæåê êîëåè 1520 ìì; 11 — âàãîííî–ìîå÷íàÿ ìàøèíà; 12 — óñòðîéñòâî äëÿ äåãàçàöèè âàãîíîâ; 13 — ïàðê ðåçåðâíûõ âàãîíîâ; 14 — ñêëàä óãëÿ; 15 — ðåìîíòíî–ýêèïèðîâî÷íûå äåïî; 16 — ñëóæåáíî–òåõíè÷åñêèå çäàíèÿ; 17 — ïåððîííûé ïàðê äëÿ äàëüíåãî äâèæåíèÿ êîëåè 1520 ìì; ÏÁ — ïåðåâàëî÷íàÿ áàçà; ÒÏ — òåõíè÷åñêèé ïàðê;
ÝÓ — ýêèïèðîâî÷íûå óñòðîéñòâà
Грузовые станции, которые обслуживают население и предприятия, не имеющие подъездных путей, называются станциями общего пользования.
Они имеют грузовые районы с крытыми складами для тарно-штучных грузов, контейнерные и тяжеловесные площадки, повышение пути для выгрузки сыпучих грузов и другие устройства для погрузки и выгрузки грузов.
Пассажирские станции расположены в крупных городах и промышленных центрах со значительным объемом пассажирских перевозок (рис. 11.16). Они предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами различных категорий.
Ðèñ. 11.16. Ïàññàæèðñêàÿ ñòàíöèÿ
Все операции, выполняемые на пассажирских станциях, подразделяются на два основных вида — технические и по обслуживанию пассажиров.
Технические операции состоят в приеме и отправлении пассажирских поездов, подготовке составов в рейс для перевозки пассажиров, техническом осмотре и снабжении составов транзитных поездов и пр.
Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, организации отдыха пассажиров, в том числе с детьми, приеме, хранении и выдаче багажа и грузобагажа.
Для выполнения этих и других услуг на пассажирских станциях организуется сервис-центры фирменного транспортного обслуживания пассажиров, как на вокзалах, так и в поездах.
return false">ссылка скрыта
По характеру выполнения работы пассажирские станции делятся на три основные вида: собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию и пропуску пассажирских поездов, а также все операции по оформлению проезда пассажиров и перевозки багажа и грузобагажа.
Технические пассажирские станции имеют пути и устройства для экипировки, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, начинающих и заканчивающих свое следование на этой станции. Объединенные пассажирские станции выполняют все операции как собственно пассажирских, так и технических станций.
В зависимости от схемы путевого развития различают пассажирские станции сквозного (рис. 11.17, а и б), тупикового (рис. 11.17, в) и комбинированного типаов.
Ðèñ. 11.17 Ñõåìû ñêâîçíûõ (à, á) è òóïèêîâûõ (â) ïàññàæèðñêèõ ñòàíöèé:
1 — áàãàæíûé ñêëàä; 2 — ïî÷òà; 3 — òîííåëü; 4 — ïëàòôîðìû; ÒÑ — òåõíè÷åñêàÿ станция
Железнодорожными узлами называются пункты слияния или пересечения нескольких линий, а также пункты расположения на одном направлении нескольких станций, технически связанных друг с другом, в которых, помимо обычных участковых и других станционных операций, осуществляется пропуск транзитных пассажирских и грузовых поездов и передача групп вагонов с одной линии на другую, перевозка пассажиров, переработка грузовых поездов с сортировкой вагонов на примыкающих направлениях, а также на отдельные станции узла и промышленные районы.
Железнодорожные узлы обычноклассифицируютпо следующим основным признакам:
· характеру эксплуатационной работы;
· экономико-географическому расположению;
· геометрическому начертанию их конструкций.
В связи с этим железнодорожные узлы имеют схемы:
· с одной станцией,
· тупикового типа,
· треугольного типа, у
· злы крестообразного типа
· и другие.
Устройства железнодорожных узлов делятся на три основные группы, предназначенные для грузового движения, обслуживающие пассажирские перевозки, используемые для выполнения грузовых и пассажирских операций.
К первой группе относятся сортировочные, грузовые общего пользования, специализированные грузовые станции, главные пути для грузового движения, соединительные пути, подъездные пути и места не общего пользования, локомотивные и вагонные депо.
Ко второй группе относятся пассажирские и пассажирские технические станции, платформы, главные соединительные и другие пути для пассажирского движения, пассажирские локомотивные и вагонные депо.
Ðèñ. 11.18. Óçëû êðåñòîîáðàçíîãî òèïà
В третью группу входят объединенные станции, в том числе участковые, промежуточные, портовые и другие, а также главные пути, по которым проходят грузовые и пассажирские поезда, посты слияния и разветвления линий, пересекающихся в уровнях и образующих путепроводные развязки.
Руководство работой станции осуществляет начальник станции, назначенный на эту должность в соответствии с установленной номенклатурой должностей.
Начальники внеклассных станций, а также 1-х и 2-х классов назначаются начальником дороги, остальных станций — начальником отделения дороги. Для руководства производственно-хозяйственной деятельностью внеклассной и 1-го класса сортировочной станций типовым штатным расписанием, кроме начальника станции, предусматриваются заместитель начальника станции по оперативной работе, главный инженер, а при большом объеме переработки вагонов (более 2500 в сутки) — заместитель начальника станции по технической работе.
На пассажирских станциях назначается заместитель начальника станции по пассажирской работе, а также — начальник вокзала, которые осуществляют организацию пассажирских перевозок.
На грузовых станциях и станциях, имеющих места общего пользования (грузовые районы), организацию погрузки, выгрузки грузов в взаимодействии с грузоотправителями и грузополучателями осуществляет заместитель начальника по грузовой работе (ДСЗ), а при больших объемах — заведующий грузовым районом.
Эта организация осуществляется в тесном взаимодействии с механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и ее структурным подразделением — участком погрузочно-разгрузочных работ (МЧУ), которые, имея необходимые погрузо-разгрузочные устройства и механизмы (краны, авто- и электропогрузчики, повышенные пути, закрытые и открытые склады для хранения грузов, контейнерные и тяжеловесные площадки и т.д.), осуществляют на местах общего пользования погрузку и выгрузку грузов.
Руководят дистанцией и участком соответственно начальник дистанции и начальник участка, планируя свою работу в тесном взаимодействии с руководством станции.
В соответствии с Положением о железнодорожной станции начальник станции распоряжается всем имуществом станции и средствами станции, заключает договора, выдает доверенности, подписывает денежные документы, заверяя их круглой станционной печатью и угловым штампом, а также представительствует от имени станции в учреждениях и органах исполнительной власти на местах. Начальник станции контролирует работу станции по приему, отправлению, пропуску поездов и производству маневровой работы согласно технологическому процессу работы станции и техническо-распорядительному акту (ТРА) станции.
Он имеет право давать распоряжения по всем вопросам, связанным с обеспечением нормальной работы станции, а также работникам других служб: дорожным мастерам и бригадирам пути, электромеханикам СЦБ и связи, осмотрщикам вагонов, машинистам маневровых локомотивов и т.д.
Оперативное руководство движением поездов на станциях осуществляет дежурный по станции, а на крупных станциях, где имеются парки, дежурные по парку или посту, разграничение обязанностей между ними определено в ТРА станции.
Станционной работой — формированием поездов руководят станционный или маневровый диспетчер, а на крупных грузовых станциях — грузовой диспетчер.