Ее производственно-хозяйственная деятельность регламентируется Положением о железнодорожной станции, которое утверждается Министром путей сообщения РФ.

 

В Положении излагается классификация станций, порядок их открытия и закрытия, а также перечисляются задачи пассажирских, грузовых, сортировочных, участковых и промежуточных станций.

 

В зависимости от объемов пассажирских, грузовых и технических операций и сложности выполнения работы Положение делит станции на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах — сумме баллов.

 

Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых операций Министерство путей сообщения РФ производит в порядке, предусмотренном Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации.

 

В связи с выполнением перечисленных операций, железнодорожные станции классифицируются на:

· разъезды,

· обгонные пункты,

· промежуточные,

· участковые,

· сортировочные,

· пассажирские,

· технические пассажирские станции,

· грузовые станции общего пользования,

· грузовые станции не общего пользования (перегрузочные станции, портовые станции),

· железнодорожные станции в крупных узлах.

 

Разъезды устраиваются на однопутных линиях, имеют путевое развитие, и предназначены для скрещения и обгона поездов (рис.11.10 а,б,в,г).

 

Под скрещением понимают пропуск на однопутных линиях встречных поездов — четных и нечетных.

 

Обгон поездов состоит в том, что поезд, прибывший на станцию, обычно грузовой, обгоняет другой, более срочный поезд, как правило, пассажирский, идущий в том же направлении.

 

Путевое развитие разъезда зависит от размеров движения поездов на участке железнодорожного направления и имеет от одного, кроме главного, до трех приемоотправочных путей, на которых, кроме скрещения, может производиться и обгон поездов.

 

Кроме операций по скрещению и обгону поездов, на разъездах осуществляется посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях погрузка и выгрузка навалочных грузов в небольшом объеме.

 

Оформление перевозочных документов на погруженные или выгруженные вагоны в этих случаях обычно производится на соседней промежуточной опорной станции.

 

Для скрещения поездов в зависимости от расположения приемоотправочных путей разъезды бывают трех типов: поперечные (рис. 24.1, а), продольные (рис. 24.1, б) и полупродольные (рис. 24.1, в).

 

Ðèñ. 11.10. Ñõåìû ðàçúåçäîâ

 

Разъезды с поперечным расположением приемоотправочных путей являются основным типом на железных дорогах Российской Федерации.

 

Такие разъезды требуют небольшой по длине станционной площадки, компактны в управлении и все пути у них обезличенного использования, т.е. на них принимаются поезда четного и нечетного направлений.

 

Недостатком разъездов с поперечным расположением путей является невозможность осуществлять безостановочное скрещение встречных поездов.

 

Разъезды с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей требуют несколько большей длины станционной площадки, т.к. приемоотправочные пути сдвинуты навстречу друг другу и навстречу движению поездов. К недостаткам разъездов с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей относятся рассредоточенность в размещении стрелочных переводов, что особенно чувствительно при ручном их управлении

 

На двухпутных линиях устраивают обгонные пункты.

 

Обгонным пунктом называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие, допускающие обгон поездов (рис. 11.11 а, б, в) и в необходимых случаях перевод движения поезда с одного главного пути на другой, т.е. отправление поезда по неправильному пути.

 

Обгонные пункты двухпутных линий, кроме главных путей, должны иметь еще и приемоотправочные пути для обгона грузовых и пригородных поездов попутными пассажирскими поездами.

 

Такие приемоотправочные пути называются обгонными путями.

 

Количество обгонных путей зависит от объема работ, т.е. от количества поездов на участке и удельного веса среди них пассажирских и других поездов, имеющих более высокие скорости.

 

В зависимости от числа приемоотправочных путей и их расположения применяются три схемы обгонных пунктов: с поперечным расположением приемоотправочных путей (рис. 24.2, а), со смещенным (продольным или полупродольном) расположением путей (рис. 24.2, б) и с одним обгонным путем (рис. 24.2, в, г).

 

Ðèñ. 11.11. Ñõåìû îáãîííûõ ïóòåé

 

Схема обгонного пункта с поперечным расположением приемоотправочных путей является самой распространенной. Она требует небольшой по длине станционной площадки и обеспечивает одновременный обгон поездов обоих направлений при хороших условиях наблюдения за входными и выходными горловинами.

 

Схемы обгонных пунктов с продольным или полупродольным расположением обгонных путей применяются, когда требуется облегчить условия разгона поездов после остановки их и обгона. В этих схемах имеются более благоприятные условия для посадки и высадки пассажиров, так как боковая и промежуточная платформы располагаются у главных путей, а рядом с пассажирским зданием нет обгонного пути, на котором может находиться обгоняемый грузовой поезд, как в предыдущей схеме.

 

Обгонные пункты с одним обгонным путем между главными применяются при небольших размерах пассажирского движения в трудных топографических условиях.

 

Пассажирские платформы располагаются каждая сбоку соответствующего главного пути, что обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров.

Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров.

 

На промежуточных станциях, кроме того, осуществляется обслуживание подъездных путей, формирование отправительских маршрутов с мест погрузки, оборот пригородных составов.

 

Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа железнодорожного участка, называются опорными.

 

Схемы промежуточных станций различают расположением приемоотправочных путей, пассажирских и грузовых устройств как на однопутных, так и двухпутных участках (рис. 11.12).

 

Ðèñ. 11.12. Ñõåìà ïðîìåæóòî÷íîé ñòàíöèè ñ ïðîäîëüíûì ðàñïîëîæåíèåì ïðèåìîîòïðàâî÷íûõ ïóòåé: 1 — 6 — ïðèåìî-îòïðàâî÷íûå ïóòè; 7 — âûòÿæíîé ïóòü

 

Различают три основных типа промежуточных станций с расположением приемоотправочных путей:

· поперечным;

· продольным;

· полупродольным (см. рис. 24.4);

Наиболее распространенным типом промежуточной станции является станция с поперечным расположением приемоотправочных путей, так как она занимает сравнительно небольшую площадку, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей (850, 1050, 1250 м) и плюс по 300 м с каждой стороны для размещения горловины.

 

Грузовые устройства могут располагаться со стороны пассажирского здания или со стороны, противоположной пассажирскому зданию.

 

Если грузовые устройства находятся со стороны пассажирского здания, то это удобно для подвоза или вывоза грузов в сторону населенного пункта, расположенного обычно со стороны пассажирского здания. Однако такой вариант возможен только при незначительном объеме грузовой работы. С ростом погрузки и выгрузки развитие грузовых устройств затруднено, что вызывает необходимость переноса ряда грузовых фронтов на другую сторону станции рядом с крайним приемоотправочным путем.

 

Подача вагонов к местам погрузки и выгрузки в этом случае сопряжена с пересечением главного пути.

 

Схема промежуточной станции с расположением грузовых устройств со стороны, противоположной пассажирскому зданию, более четко разделяет пассажирские и грузовые операции и имеет благоприятные условия для развития грузовых устройств, что отвечает требованиям концентрации грузовой работы и позволяет осуществить превращение станции в опорную для выполнения грузовой работы на участке.

 

В этом случае промежуточная станция с малым объемом погрузки и выгрузки закрывается для выполнения этих операций с переносом их на опорные станции.

 

Промежуточные станции с продольным расположением приемоотправочных путей требуют более длинной станционной площадки, равной удвоенной длине приемоотправочных путей плюс 800 м на размещение горловин. На этих станциях пути для приема и отправления пассажирских и сборных поездов, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке против пассажирского здания.

 

Для промежуточных станций с полупродольным расположением приемоотправочных путей требуется меньшая длина станционной площадки, так как пути сдвинуты навстречу друг другу.

 

Хотя промежуточные станции с продольным или полупродольным расположением приемоотправочных путей требуют более длинной площадки, они имеют существенные преимущества перед станциями поперечного типа, а именно, создаются лучшие условия для безостановочного скрещения поездов встречных направлений на однопутных участках, что увеличивает участковую скорость, а значит, и пропускную способность участка.

 

На отдельных промежуточных станциях могут также выполняться техническое обслуживание и другие технические операции с поездами и вагонами.