Вагоны классифицируют по четырем основным признакам: назначению, месту эксплуатации, осности и ширине колеи.

 

По назначению вагоны подразделяются на две основные группы: пассажирские и грузовые.

 

Пассажирские вагоны делятся на несамоходные, перемещаемые локомотивами, и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети.

 

К несамоходным пассажирским вагонам относятся вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные.

 

Вагоны дальнего следования включают некупейные и купейные вагоны со спальными жесткими местами, а также купейные с мягкими спальными местами.

 

Вагоны межобластного сообщения используются для перевозки пассажиров на расстояние до 700 км. Они оборудуются мягкими креслами для сидения. В вагонах пригородного сообщения перевозят пассажиров до 150 км.

 

К специальным пассажирским вагонам относятся: служебные, санитарные, вагоны-клубы, вагоны-лаборатории и др.

 

Самоходные пассажирские вагоны—– это вагоны электро- и дизельных поездов, а также автомотрисы, которые используются в пригородном и местном сообщении, а также для служебных целей.

 

Парк грузовых вагонов состоит из универсальных и специальных вагонов следующих типов:

 

· крытые — предназначаются для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений;

· полувагоны — предназначены для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;

· платформы— для длинномерных, штабельных, громоздких, сыпучих грузов, колесно-гусеничной техники, не требующих защиты от атмосферных воздействий;

· цистерны— для жидких, газообразных и пылевидных грузов;

· изотермические —для скоропортящихся грузов;

· хопперы— для перевозки массовых сыпучих грузов;

· транспортеры— для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах;

· думпкары(самосвалы) — для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п.

 

Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов и включают крытые вагоны с дверями в боковых стенах, полувагоны с люками в полу, платформы с откидными бортами и изотермические вагоны (рис. 8.3).

 

 

 

Ðèñ. 8.3. Óíèâåðñàëüíûå ãðóçîâûå âàãîíû: à — ÷åòûðåõîñíûé êðûòûé öåëüíîìåòàëëè÷åñêèé âàãîí; á — âîñüìèîñíûé ïîëóâàãîí; â — ÷åòûðåõîñíàÿ ïëàòôîðìà;

ã — âàãîíû ðåôðèæåðàòîðíîé ïÿòèâàãîííîé ñåêöèè

Специальные вагоны — цистерны, хопперы (крытые и открытые), транспортеры, думпкары, а также крытые для перевозки скота, бумаги в рулонах, полувагоны с глухим кузовом, платформы и крытые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для крупнотоннажных контейнеров и лесоматериалов, изотермические для перевозки молока, живой рыбы и т.д. (рис. 8.4).

 

 

 

Ðèñ. 8.4. Ñïåöèàëüíûå ãðóçîâûå âàãîíû: à — âîñüìèîñíàÿ öèñòåðíà;

á — êðûòûé âàãîí–õîïïåð äëÿ ïåðåâîçêè öåìåíòà;

â — ñî÷ëåíåííûé 28-îñíûé òðàíñïîðòåð ãðóçîïîäúåìíîñòüþ 400 ò;

ã — ÷åòûðåõîñíûé âàãîí–äóìïêàð;

ä — êðûòûé âàãîí äëÿ ïåðåâîçêè àâòîìîáèëåé;

å — ïëàòôîðìà äëÿ ïåðåâîçêè àâòîìîáèëåé; æ — ïëàòôîðìà äëÿ ëåñîìàòåðèàëîâ

 

По месту эксплуатации вагоны подразделяются на магистральные, допускаемые для движения по всей сети железных дорог и вагоны промышленного транспорта, эксплуатирующиеся на подъездных путях промышленных предприятий, но имеющие право выхода на пути МПС при соответствии их состояния требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ).

 

Вагоны городского транспорта обеспечивают перевозки пассажиров по городским, а иногда и по пригородным железнодорожным путям (трамвайные вагоны, вагоны метрополитенов).

 

Вагоны по количеству осей могут быть четырех-, шести-, восьми-, и многоосными.Большинство вагонного парка составляют четырехосные вагоны.

 

Различают вагоны широкой (более 1435 мм), нормальной (1435 мм) и узкой (менее 1435 мм) колеи. Вагоны России, стран СНГ, Финляндии, Китая имеют колею 1520 мм. В США и в большинстве стран Европы колея железных дорог составляет 1435 мм.