Тележки имеют раму, которая через рессоры и буксы опирается на колесные пары, и соединяются с рамой тепловоза с помощью пятниковых опор и шкворней.
В кузове, в средней его части установлен дизель. Охлаждение работающего дизеля осуществляется водой, температура которой поддерживается с помощью холодильника, расположенного в задней части секции тепловоза. Кроме воды, в холодильнике охлаждается циркулирующее в системе дизеля масло. Под главной рамой подвешен топливный бак, из которого топливо насосами, установленными в кузове, подается к дизелю. Запас топлива на одной секции тепловоза составляет около 6000 кг; этого достаточно на пробег 1000-1200 км.
Пневматическое оборудование тепловоза состоит из компрессора, установленного в кузове и нагнетающего воздух в воздушные резервуары, воздухопроводов тормозной магистрали, воздушной системы, обслуживающей воздухом аппараты управления, песочницы, свистка и тифона. Для управления тормозами тепловоза и поезда в кабине машиниста имеются краны машиниста. Принцип работы тормозов будет рассмотрен в главе 15.
Электрическое оборудование тепловоза с электрической передачей включает тяговый генератор, вспомогательные электрические машины, аккумуляторную батарею, тяговые двигатели, электрическую аппаратуру управления, контроллер машиниста, реверсор, силовые и вспомогательные цепи, а также цепи управления.
Тяговый электрический генератор соединен с дизелем муфтой и при работающем дизеле преобразовывает механическую энергию в электрическую, направляемую к тяговым двигателям.
Вспомогательный генератор предназначен для зарядки аккумуляторной батареи и питания электрических цепей низкого напряжения. Аккумуляторная батарея служит для питания цепей освещения и управления тепловоза при неработающем дизеле, а также генератора в период пуска дизеля.
Для пуска дизеля к аккумуляторной батарее подключают тяговый генератор, который, работая в режиме электродвигателя, прокручивает коленчатый вал дизеля, вызывая воспламенение топлива в цилиндрах. После того, как дизель начнет работать, тяговый генератор отключится от аккумуляторной батареи.
Тяговый электродвигатель предназначен для приведения в движение колесных пар через зубчатую передачу.
Электрическая аппаратура, с помощью которой осуществляется управление агрегатами тепловоза, размещается в кабине машиниста и кузове (рис. 7.13).
Ðèñ. 7.13. Âíóòðåííèé âèä êàáèíû óïðàâëåíèÿ òåïëîâîçà 2ÒÝ10Â: 1 — ëîêîìîòèâíûé ñâåòîôîð; 2 — êíîïêà àâàðèéíîé îñòàíîâêè äèçåëÿ; 3 — ñèãíàëüíàÿ ëàìïà; 4 — ñêîðîñòåìåð; 5 — êíîïêè ïóñêà äèçåëåé; 6 — êðàí ìàøèíèñòà; 7 — ðó÷íîé òèôîí; 8 — êðàí âñïîìàãàòåëüíîãî òîðìîçà;
9 — ïåäàëü ïåñî÷íèöû; 10 — òóìáëåðû; 11 — øòóðâàë êîíòðîëëåðà; 12 — ïóëüò ðàäèîñòàíöèè; 13 — áûòîâîé õîëîäèëüíèê; 14 — ýëåêòðîïëèòêà
Контроллер машиниста предназначен для дистанционного включения и выключения в соответствующей последовательности реле, контакторов и других аппаратов силовых электрических цепей, изменяя тем самым силу тяги и скорость движения тепловоза. Электрические цепи управления имеют низкое напряжение, как правило, 75В.
Котроллер машиниста установлен в кабине управления тепловозом, имеет главную и реверсивную рукоятки. Главная рукоятка может иметь до 16 ходовых позиций. Реверсивная рукоятка необходима для переключения обмоток возбуждения тяговых двигателей с целью изменения направления движения. Рукоятка имеет три рабочих положения: «Вперед», «Нулевое» и «Назад». Если реверсивную рукоятку снять, то тепловоз нельзя привести в движение.
В кабине машиниста также расположена и другая аппаратура, обеспечивающая безопасность движения