По конструкции тепловозы подразделяют на одно-, двух- и многосекционные.
Магистральные односекционные тепловозы для управления — две кабины машиниста; двухсекционные имеют по одной кабине в каждой секции. У многосекционных тепловозов в промежуточных секциях кабин нет, и управление локомотивом осуществляется из кабин головных секций.
Увеличение количества секций преследует цели увеличения мощности локомотива, поскольку в каждой секции размещаются дополнительные энергетические установки. Если число колесных пар не превышает шести, тепловоз выполняют обычно односекционным. При большем числе колесных пар кузов тепловоза оказывается слишком длинным и тяжелым, что усложняет его конструкцию. Поэтому такие тепловозы строят с несколькими секциями, которые соединяются автосцепкой и межсекционными соединениями электрических цепей для управления из одной кабины машиниста. При необходимости каждая секция имеет кабину машиниста и может работать как отдельный локомотив.
Все оборудование тепловоза можно разделить на две основные части: механическое и электрическое. Размещение оборудования на серийном двухсекционном тепловозе 2ТЭ10В показано на рис. 7.12.
Ðèñ. 7.12 Ðàçìåùåíèå îáîðóäîâàíèÿ íà òåïëîâîçå 2ÒÝ10Â: 1 — ïóëüò óïðàâëåíèÿ; 2— ðó÷íîé òîðìîç; 3 — âåíòèëÿòîð êóçîâà; 4 — âåíòèëÿòîð îõëàæäåíèÿ òÿãîâîãî ãåíåðàòîðà; 5 — ðåäóêòîð âåíòèëÿòîðà; 6 — òèôîí; 7 — öåíòðîáåæíûé íàãíåòàòåëü; 8 — õîëîäèëüíèê ïîääóâî÷íîãî âîçäóõà; 9 — òÿãîâûé ãåíåðàòîð; 10 — äèçåëü; 11 — âûïóñêíàÿ òðóáà; 12 — òóðáîêîìïðåññîð;
13 — ðåçåðâóàð ïðîòèâîïîæàðíîãî àãðåãàòà; 14 — âîäÿíîé áàê; 15 — ïîäïÿòíèê âåíòèëÿòîðà;
16 — êîëåñà âåíòèëÿòîðà; 17 — êàðäàííûé âàë; 18 — ñåêöèè õîëîäèëüíèêà; 19 — ãèäðîïðèâîä âåíòèëÿòîðà; 20 — òÿãîâûé ýëåêòðîäâèãàòåëü; 21 — ðàìà; 22 — òåëåæêè; 23 — òîïëèâíûé áàê; 24 — ÿùèê äåøèôðàòîðà
К механическому оборудованию относятся: дизель, экипажная часть и вспомогательное оборудование.
На тепловозах в качестве первичного источника энергии используются высокоэкономичные двигатели внутреннего сгорания — дизели мощностью до 6000 л.с.
Экипажная часть состоит из ряда узлов, основными из которых являются рама тепловоза с кузовом, тележки с колесными парами, буксами и рессорным подвешиванием. У большинства тепловозов рама опирается на две трехосные тележки. На главной раме, представляющей собой жесткую сварную конструкцию, размещаются кабина машиниста, кузов, силовое и вспомогательное оборудование.